Творчество: Мастер Слова и Музыки, «Родина -в капле росы…»

Мастер Слова и Музыки
В минувший вторник в ДК «Кокшетау» состоялся концерт певицы, поэтессы, композитора Елены Абдыхалыковой.

038-8-1

У талантливой певицы есть свои ученики, своя аудитория, свои почитатели. В 2001 году в Кызылорде состоялся творческий вечер «Земля моя». В 2002-м она выступила с отчетным концертом в Доме ученых в Алматы. В 2004-м — аншлаг на концерте в Астане. И через 10 лет — вновь Астана, и вновь — оглушительный успех. И вот новая встреча: на этот раз певицу, поэтессу, композитора дождались поклонники ее таланта в Кокшетау. Публика восторженно приветствовала свою любимицу, услышав новые песни, новые темы, новые интерпретации.

В ее доме было много книг, старинных дастанов, эпосов, хисс. Мама часто просила ее почитать, и девочка читала, представляя себя то отважной и умной Гульбаршын, то нежной и самоотверженной Корткой, то влюбленной Злихой, то прекрасной Жамал. Самое удивительное было в том, что просто читать поэтические строки она не могла, она слышала мелодию, пела ее. Потом стали рождаться стихи. Неведомый голос произносил первую фразу, и она, проснувшись, записывала ее на листок. Возникали образы, мысли, и создавался новый, ею сотворенный мир, который потом стали называть поэзией Елены Абдыхалыковой. Да, так звали девочку, бегавшую когда-то наперегонки с рекой, на берегу которой она родилась. И неслучайно, много лет спустя, будучи известной многом почитателям искусства, и как поэт, и как импровизатор, и как композитор, и как певица с чарующим нежным голосом-сопрано, она назвала свой отчетный концерт в Астане просто и лаконично «Я — Сыр-Дарья». И мало кто знал, что в этом названии для Елены был заложен огромный смысл. И, прежде всего, это была дань признательности и любви к вскормившей и вспоившей ее реке. Реке, которая для нее была олицетворением истории родной земли, народа, частицей которого она себя осязала. Реке, взлелеявшей ее талант, одарившей музыкой и словом.

Елена Абдыхалыкова сполна наделена поэтическим даром. Однажды, тогда ей было двадцать лет, во сне она увидела поэта Мукагали Myкатаева, стихи которого знала наизусть и боготворила его. Их разделял ручей, он звал ее: «Вперед, смелей!». Видя, что она не решается перепрыгнуть, ухватил Лену за руку, и она оказалась рядом с ним. Он показал рукой вперед. Там высились горы. «Иди туда, иди к ней, иди к Фаризе», — сказал поэт и исчез. Проснувшись, она поняла, что стихи и музыка — ее предназначение, ее судьба, а сон этот — знак высших сил, их благословение. И именно в те дни к ней прорвалась музыка на стихотворение Мукагали «Есине мени алгайсын» («Вспомни обо мне»). Ей слышалась нежная, чарующая музыка, она то приходила к ней, то отдалялась. Словом, родилась песня. Ее нельзя было удержать, она птицей выпорхнула из ее рук и поселилась в сердцах людей. Поэт и переводчик Орынбай Жанайдаров сделал блестящий перевод стихотворения Мукагали «Вспомни обо мне». И хотя, по его признанию, перевод чаще напоминает древнеегипетские или ассирийские тексты, Мукагали в переводе Орынбая Жанайдарова звучит удивительно точно и проникновенно.

Эту песню поют многие известные певицы. Одна из исполнительниц — Макпал Жунусова, для которой эта песня стала своеобразной визитной карточкой. Поэтесса Фариза Онгарсынова, услышав однажды песни Елены, сказала: «У нашего народа есть выражение: восемь граней, один стержень. Так говорят о человеке, обладающем несколькими талантами. Обычно так принято говорить о мужчинах. Но я могу сказать, что и среди женщин есть подобные уникумы. Одна из них — Елена Абдыхалыкова — поэтесса, композитор, потрясающая певица с удивительно проникновенным голосом. Присовокупите ко всему этому и то, что она всерьез занимается исследованиями творчества жырау, издала монографию, она кандидат филологических наук. Верю, что песни Елены будут любимы и востребованы народом всегда». К этой высокой оценке Фаризы Онгарсыновой я бы добавила еще одну ипостась: Елена Абдыхалыкова не просто пишет и поет, каждая ее песня — это моноспектакль, ее концерт- бенефис, где на сцене блистательно, талантливо играет актриса, напоминая своей статью античных богинь, а именем — прекрасную Елену, красота которой пленила юного Париса.

Поет Елена Абдыхалыкова — и на сцене бушуют страсти, чувства, звучат откровения и признания, в зале то плачут, то смеются, то восторженно замирают, то взрываются аплодисментами. И нет дороже ничего в эти минуты кроме упоения и очарования талантом удивительного, необыкновенного мастера Слова и Музыки.

Родилась Елена 22 апреля, в день рождения вождя Октябрьской революции Ленина, на берегу Сырдарьи. В те годы родиться в один день с Ильичом считалось добрым знаком, и девочку нарекли Леной. С детства она была заводилой, лидером среди своих сверстников. Творческий путь начался для нее еще в стенах школы. Она была солисткой районного ансамбля «Алтын арай». В 1986 году стала победителем районного конкурса поэтов-импровизаторов. А через год заняла первое место уже в области.

С1991 по 2002 годы занимала призовые места в 60 республиканских, 20 областных, 5 международных конкурсах поэтов-импровизаторов. В 1996 году Указом Президента РК ей было присвоено звание «Заслуженный работник Казахстана». А в 2002 году она удостоена наивысшей оценки на международном конкурсе поэтов-импровизаторов в Шымкенте — Гран-при.

Параллельно с участием в айтысах Елена участвовала и в песенных конкурсах. В 1995 году она стала лауреатом песенного смотра имени Шамши Калдаякова в Таразе. В 2000 году на международном конкурсе «Новому веку- новые песни» сразу две песни композитора Елены Абдыхалыковой стали лауреатами, а одна из них завоевала диплом. Тогда же вышел ее первый аудиодиск «Вспомни обо мне». И тогда же она получает признание, как поэтесса: выходит первый сборник ее стихов «Карашык». В 2003 году на первом национальном республиканском смотре «Астана-Байтерек» ее песня об Астане стала дипломантом. А через год появляется поэтический сборник «Птица счастья». Вслед за ним Елена выпускает еще один сборник лирических стихов «Озеро Шынар». Умная, искренняя и разносторонняя поэтесса воссоздает в своих стихах и поэмах мир женщины нового времени, женщины чувствующей, сочувствующей и соучаствующей. Ее лирическая героиня стремится понять и осмыслить все, что происходит вокруг, она хочет услышать и найти себя, свое место в этом мире. Женщины Елены Абдыхалыковой — сильные, мужественные, самоотверженные, готовые и на бой, и на подвиг ради счастья людей. Ее Шынар — простая девушка, судьбой ей уготовано стать защитницей рода, и в нужный час она без колебаний бросается на врага. Она погибает, и люди в знак благодарности называют озеро ее именем. Шынар любила жизнь, мечтала о счастье, но поняла, что смысл жизни не может состоять только в личном благе. Елена Абдыхалыкова, размышляя над образом Шынар, говорит: «Что нужно, чтобы стать поэтом? Нужно, как Шынар, взглянуть спокойно на свою жизнь и увидеть, что не надо искать смысла только в ней одной. Надо жить жизнью людей, всего живого, что окружает тебя, ощущать себя частицей мироздания, осознавать свою причастность не только к настоящему, но и к прошлому, и будущему».

Елена — талантливая, любимая народом певица, композитор. Она — автор более 60 песен, популярных, известных. Их исполняют такие замечательные артисты, как Роза Рымбаева, Макпал Жунусова, Рамазан Стамгазиев, Тамара Асар, Жубаныш Жексенулы, Мейрамбек Бесбаев и другие.

Ее песни слышали зрители Узбекистана, Кыргызстана, России. Елена Абдыхалыкова выступала перед ценителями музыки в Турции, Монголии.

Как человек творческий, часто встречается со слушателями, ведет, несмотря на напряженный график, активную общественную работу. Какая за этой внешней легкостью и спокойствием скрывается напряженная работа, известно, пожалуй, лишь ей одной. Бессонные ночи, мучительные раздумья и долгие поиски, разочарования, страх, ожидание, надежда, радость — все это надо пережить, довести до конца ради одного только всепобеждающего желания: встретиться со зрителем, подарить ему свой мир, поделиться с ним радостью открытия нового и прекрасного.

Раушан ИМАНЖУСУП, доктор философских наук.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

***

«Родина — в капле росы…»

038-8-3«Белорозовые

фламинго

В казахской степи

поутру

Испанский танец

фламенко

Танцуют под нашу

домбру»

Этот тонкий поэтический образ коргалжынских красот вместе со многими другими, такими же лирическими и проникновенными, воспевающими наш сказочный край, соткан в единое живописное полотно нового сборника поэтессой Альбиной Байковской. Он так и называется «Край родной», где каждая строчка — это признание в любви родным местам, где «бескрайних степей просторы в волнении ковылей, и просыпаются зори с курлыканьем журавлей…». Ее ощущение счастья в отчем краю передается каждому, и ты невольно хочешь отправиться вместе с ней; чтобы произнести: «Я пройдусь по знакомой опушке, до сих пор там поют соловьи… У порога избушки-старушки преклоню я колени свои…».

Восхищенно пишет об авторе, предваряя сборник, главный редактор газеты «Кокшетау сегодня» поэтесса Олеся Жагпарова: «Творчество Альбины Байковской — это неиссякаемый источник самобытной поэзии. Ее вдохновение перебирает самые сокровенные струны души. Далекие образы из детства и юности, бережно хранимые сердцем, белоствольные березки, природа родного города -все это вдохновляет поэтессу на создание неповторимой драгоценной росписи стихов». Знакомые с детства легенды и сказания волшебного края Кокшетау оживают в ее стихах, напоминая удивительные красоты, многие из них так и называются: «Золотое кольцо Синегорья», «Жумбактас», «Три сестры», «Милость Аллаха», «Бурабай», «Легенда о танцующей березовой роще», «Жеке батыр», «Фламинго»… Читаешь их, и оживают древние образы Великой степи, судьбы вчерашние и сегодняшние, крепко переплетенные воедино, а откровения волнуют и завораживают:

« В мою славянскую кровь

Частица Азии влита.

Насилие было? Любовь?

Но генами не забыто

Волнует степной ковыль,

И в сердце мелодии эти

В нас каждом древняя быль,

Мы все Евразии дети».

Новый сборник стихов органично продолжает тему родного края, что питает творчество поэтессы, отраженную в предыдущем ее сборнике стихов и легенд «Бурабай», иллюстрированном нашим знаменитым земляком, президентом ассоциации «Искусство народов мира» Николаем Корниловым. Своими очень узнаваемыми, трогающими душу рисунками к каждому из стихотворений, художник оставил о себе добрую память. Листаешь книгу и вспоминаешь этого очень яркого колоритного человека, который, как метеор сверкнул в нашей жизни. Об Альбине Байковской в предисловии к книге он написал очень искренние слова: «Это удивительная женщина, талантливая, умная, красивая. Она пишет прекрасные стихи, занимается прикладным искусством, живописью, коллекционирует куклы, колокольчики, предметы старины. Я был просто покорен ее душевной добротой, умением говорить и слушать и великой скромностью…».

Листаю сборник снова и снова и нахожу в нем отклик на свое мироощущение. Образы поэтессы, такие близкие и понятные, поднимают из глубин души самое дорогое:

«Святость отцовских могил,

Дым очага родного

До самых седин нет более дорогого.

Родина в капле росы,

Родина в ясном рассвете,

Родина в гуле грозы,

Одна ты у нас на свете».

Александра ЮРЬЕВА.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также