Обучая, совершенствуемся сами

018-4-4Задача по вхождению Казахстана в число 30-ти самых развитых стран мира предполагает большие обязательства в сфере образования республики. Ибо, как сказал Президент страны: «Чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией». Современное реформирование системы образования требует появления педагогов новой формации, поднятия на более качественный уровень квалификации учителей. Именно этим и занимается филиал АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Акмолинской области», с его директором Еркином ИСИМБАЕВЫМ наша беседа.

Еркин Турашевич, считаю уместным нашу беседу начать с истории возникновения института.

— Нашему институту 64 года. В 1951 году областной методический кабинет в городе Акмолинске был преобразован в областной институт усовершенствования учителей. С 1970 года он начал массовую переподготовку педагогов. С1980 года ежегодно в нем проходили переподготовку более 3000 педагогических работников, проводилось более 40 областных и зональных семинаров с участием более 2000 учителей. Были открыты учебно-методические кабинеты: казахского языка и литературы, русского языка и литературы, физики и математики, истории, географии, химии и биологии, иностранных языков, начальных классов и дошкольного воспитания. В 1991 году опыт работы экспонировался на ВДНХ СССР и был удостоен серебряной медали. В 2011 году мы отмечали свое 60-летие.

Отправной точкой в любом деле является материальнотехническая база. Чем располагаете?

— С 2012 года институт стал филиалом Национального центра повышения квалификации «Өрлеу». Это позволило значительно укрепить материально-техническую базу. Произведен ремонт здания. Учебные аудитории, кабинеты оснащены компьютерной техникой и оргтехникой последней модификации с подключением к интернету, обеспечена WI-FI зона, все аудитории оснащены интерактивным оборудованием (интерактивные доски), на занятиях слушатели   используют   тестирующие устройства, планшеты. Акмолинская область в этом плане имеет преимущества перед многими институтами республики, которые не имеют собственного здания.

На первом месте всегда стоит кадровый потенциал. Что скажете поданному поводу?

— Из 19 преподавателей двое имеют научную степень кандидата наук, среди сотрудников института 10 имеют академическую степень магистра. В Центре уровневых программ работают 15 сертифицированных тренеров 3-го базового уровня, двое из них — второго уровня. Два преподавателя прошли сертификацию как тренеры по PISA (Programme for Internatiоnal Student Assessement), двое — по «Самопознанию». Есть возможность проходить стажировку за границей на базе лучших университетов мира.

—   Деятельность института многогранна. Каковы основные направления, цели,задачи, достижения?

— Основная задача института — модернизация системы повышения квалификации. Осуществляем подготовку учителей по уровневым программам и программам краткосрочных курсов. Организовано обучение для учителей «Самопознания» по новым программам, учителей малокомплектных школ, преподавателей технического и профессионального образования, «Религиоведения», проводятся курсы по программам развития функциональной грамотности учащихся в рамках международного исследования PISA.

Институт первым в Казахстане откликнулся на проблему образования для взрослых. Используем международный опыт. Сотрудничаем с координатором ЮНЕСКО в России, доктором экономических наук, профессором Ниной Литвиновой. На базе института открыт образовательно-досуговый центр образования взрослых, занятия посещают ветераны. Итоги работы каждый год закрепляются на Международном форуме, который проходит в месячник пожилых людей. В 2014 году форум вошел в план мероприятий МОиН РК. С 2005 года действует НПО «Развитие критического мышления».

Идет технологизация учебно-воспитательного процесса. В конце 2014 года провели научно-практическую конференцию, на которой были подведены итоги эксперимента. Педагоги, работающие по одной определенной технологии, создают профессиональные сообщества для обмена опытом. Несколько лет действует Ассоциация учителей, работающих по технологии Ж.А. Караева. 22 школы включились в деятельность по разработке программ инновационного развития организаций образования и участию в конкурсах грантовых проектов. Среди них известные всей республике Вячеславская школа Аршалынского района, Чаглинская СШ Зерендинского района, СШ №№ 4,8,16, 17 г. Кокшетау. Школы активно участвуют в различных конкурсах. Например, СШ им. С.Сейфуллина по итогам XV Международного конкурса «Красивая школа», прошедшем в Санкт-Петербурге, получила номинацию «За успешный старт».

Насколько мне известно, Вы каждый год проводите международную ярмарку идей, передовых технологий. Когда и для чего она зародилась«Ярмарка социальнопедагогических инноваций»?

— Первая ярмарка была проведена в 2011 году. Тогда участниками было представлено 280 проектов, в 2012 году — 678, в 2013 — 836. Мы принимали гостей из гг. Алматы, Астаны, Актау, Атырау, Костаная, Тараза, Петропавловска, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областей. Традиционно гостями и участниками ярмарки являются представители МОиН Самарской области Российской Федерации. 2015 год для нас юбилейный — 5 лет нашей ярмарке. В этом году она вошла в план мероприятий Министерства образования и науки РК.

Чтобы идти в ногу со временем, соответствовать духу и требованиям сегодняшнего дня, обучающие, т.е. Ваши институтские работники, должны быть на голову выше своих коллег из районов и городов в информационном плане, иметь значительно больший багаж профессиональных знаний и опыта.

—   В новом режиме НЦПК «Өрлеу» работает совсем недолго, но в системе повышения квалификации уже произошли качественные изменения. Она постоянно совершенствуется за счет внедрения международного опыта, который мы приобретаем, выезжая в зарубежные командировки. Пятеро сотрудников отдела информационных технологий прошли обучение в Республике Корея в Сеульском Кибер Университете. В общей сложности 20% коллектива за последние несколько лет прошли стажировку в России, Англии, Австралии, Сингапуре, Франции, Республике Корея. Труды наших сотрудников издаются за рубежом, а педагоги являются победителями профессиональных конкурсов. В прошлом году начальник отдела методического обеспечения инновационного развития Айгуль Зейнелова заняла первое место в республиканском конкурсе «Методист года».

Насколько плодотворно, интенсивно осуществляется сотрудничество «районинститут»? Есть проблемы в этом плане?

— На нашей базе проводится аттестация педагогов области, наши преподаватели входят в состав аттестационной комиссии. Налажена работа сетевого сообщества сертифицированных учителей. Проводятся методические десанты преподавателей центра уров-невых программ в районы. В наш век новых технологий и интернета стала доступной любая информация. В связи с этим меняется характер методической помощи, которую мы оказываем учителям. Сегодня она становится адресной. Конкретная методическая помощь оказана учителям Астраханского, Жаркаинского, Есильского, Жак-сынского, Егиндыкольского, Кор-галжынекого, Ерейментауского районов и педагогам гг. Кокшетау и Степногорска. Центр уровневых программ филиала участвует в трансляции опыта «Назарбаев Интеллектуальных школ». Консультативная помощь по внедрению «Lesson Study» оказана учителям школ г. Кокшетау и г. Щучинска. Для выявления проблемных зон и перспектив развития мы постоянно проводим мониторинг процесса обратной связи с учителями.

Еркин Турашевич, каковы перспективы института? Что ожидать от него педагогам нашего региона в будущем?

— Мы планируем расширение международного сотрудничества, привлечение международных экспертов к проведению мероприятий для педагогов области.

Что бы Вы добавили от себя относительно деятельности возглавляемого Вами института?

— Мы всегда открыты для сотрудничества с представителями СМИ. Хочу поздравить коллектив редакции «Акмолинской правды» с 95-летием газеты.

Шаймурат ТНЫМБАЕВ.

На снимке: Еркин ИСИМБАЕВ.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также