Как использовать право на обращение

Человек и закон
— Настоящий Закон регулирует общественные отношения, связанные с подачей и рассмотрением обращений физических и юридических лиц в целях реализации и защиты их прав, свобод и законных интересов, — говорится в преамбуле Закона Республики Казахстан от 12 января 2007 года «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц».

Авторы обращений в заявлениях могут просить о содействии и реализации их прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщать о нарушении законов, недостатках в работе; в жалобах — требовать о защите и восстановлении нарушенных прав, об устранении неправомерных действий или бездействий; в запросах — просить о предоставлении информации по вопросам личного и общественного характера; в откликах — выражать свое отношение к проводимой государством внутренней и внешней политике, а также к событиям и явлениям общественного характера. Любое обращение, независимо от того, подано оно в письменной, устной формах или в электронном формате, будет в обязательном порядке рассмотрено в установленные законом сроки. Отказ в приеме обращений запрещен. Но при этом нужно знать и соблюдать ниже следующие нормы закона.

Не подлежат рассмотрению анонимные обращения и те, в которых не изложена суть вопроса. В обращении следует указать свою фамилию, имя, а также, по желанию, отчество, почтовый адрес, подписать его либо заверить электронной цифровой подписью.

Письменное обращение должно адресоваться тому лицу, в компетенцию которого входит разрешение поставленных в нем вопросов. При подаче жалобы указываются наименование субъекта или должность, фамилия и инициалы должностных лиц, чьи действия обжалуются, мотивы обращения.

Особого внимания требуют обращения по поводу действий и решений судей, не каждое из них может быть рассмотрено в рамках этого закона. Давайте разберемся в этом на примере жалоб, поступивших в Акмолинский областной суд за девять месяцев 2014 года. Всего их было 81. Две из них не рассматривались, поскольку были анонимными, авторы еще двух не изложили суть вопроса, десять — отозвали сами авторы, а семь — дублировали предыдущие.

34 (58%) жалобы из 59 рассмотренных были адресованы на имя Президента Республики Казахстан, в Администрацию Президента, на имя председателя Верховного суда РК, председателя Акмолинского областного суда, в Генеральную, областную прокуратуры. В них люди выражали несогласие с судебными решениями, излагали обстоятельства дела, приводили доводы в обоснование своих требований и возражений по конкретным делам, а также просили принять меры, привлечь к ответственности судей.

Часть обращений граждан касалась дел, по которым судебные акты не вступили в законную силу. Их авторы просили, чтобы жалобы взяли на контроль вышестоящие судебные инстанции. Поступали обращения по делам, которые еще находились на стадии рассмотрения в судах.

Обращений на действия судей было бы значительно меньше, если бы граждане знали о том, что, согласно статьи 77 Конституции РК, судья при отправлении правосудия независим и подчиняется только Конституции и законам. Какое-либо вмешательство в деятельность суда недопустимо. По конкретным делам судьи не подотчетны.

А в соответствии с требованиями ст. 1 Закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» заявления и жалобы, подлежащие рассмотрению в порядке судопроизводства, не могут быть рассмотрены или взяты на контроль никакими органами и должностными лицами. Следовательно, такие обращения граждан прямо или косвенно нарушают указанные требования Конституции РК и могут расцениваться, как стремление оказать давление и влияние на судью.

Выражение несогласия с судебным решением и его обжалование (опротестование) в вышестоящий суд должны производиться в установленном законом порядке. Правовая оценка доводам жалоб в рамках рассматриваемого конкретного дела может быть дана только вышестоящими судебными инстанциями.

Поэтому авторам 34 обращений разъяснили, что их жалобы не могут быть рассмотрены в соответствии с Законом РК «О порядке рассмотрения обращений физических и юридических лиц» и что им необходимо обратиться в порядке, предусмотренном процессуальным законом.

По 18 жалобам на действия судей, в которых указывалось на нарушение процессуальных сроков и волокиту при рассмотрении гражданских дел, несвоевременную выдачу судебных актов, нарушение процедуры рассмотрения отвода судьи, на ненадлежащее извещение участников процесса, на длительное неисполнение судебного решения, проведены проверки. Доводы, изложенные в 17 из них, не подтвердились.

Таким образом, доля обоснованных обращений граждан на действия судей области составила 1,5%.

Каждое из обращений было рассмотрено в установленные сроки и в полном соответствии с законом.

Сауле САКТАГАНОВА,
судья Акмолинского областного суда.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также