Профобразование + бизнес = диалог партнеров

149-1-2Региональный форум
Под таким названием в ДК «Кокшетау» прошел IV региональный форум, в котором принял участие заместитель акима области Нурлан Нуркенов. По форме официальное мероприятие наделе носило заинтересованный разговор работодателей и преподавателей ТиПО, прибывших из районов региона. Также в его работе приняли участие представители различных госорганов, школ, выпускники колледжей.
Открытию форума предшествовала церемония подписания меморандумов о сотрудничестве областного управления образования с ТОО «Есиль-Агро», Ассоциацией руководителей салонов красоты и парикмахерских, ТОО «Щучинский котельно-механический завод». Кроме того, благодарственными письмами акима области отмечены давние партнеры ведомства: главный врач областной больницы Серик Аяганов, генеральный директор АО «Степногорский подшипниковый завод» Анатолий Томилов, руководители ТОО «Есиль-Агро» Асылбек Исмагамбетов, АО «Тыныс» Мухтар Керейбаев, Атбасарского электровозоремонтного завода (филиал ТОО «Камкор-Локомотив») Нурмухан Пулатов.

Приветствуя участников форума, Нурлан Нуркенов подчеркнул актуальность подготовки профтехобразования в свете задач, обозначенных в Послании Главы государства «Нұрлы жол — путь в будущее». Страна нуждается в кадрах, обеспечивающих стабильное развитие базовых отраслей экономики, поэтому сегодня именно профессионально-техническому образованию уделяется особое внимание. Одно из его приоритетных направлений — подготовка специалистов совместно с промышленными, сельхозпредприятиями. Продолжая эту тему, он говорил и о задачах, которые стоят перед педагогами ТиПО. Не секрет, что по-прежнему актуальна проблема нехватки или недостаточного уровня педагогического и профессионального мастерства наставников и в учебных заведениях, и на производстве. (Кстати, об этой проблеме так или иначе говорили и другие выступающие). «Бизнес зачастую опережает систему образования, — отметил Нурлан Нуркенов. — Нужно соответствовать современным запросам предприятий, готовить специалистов, ориентируясь на рынок труда». Другие вопросы, требующие особого внимания и комплексного подхода — профориентация школьников и трудоустройство выпускников колледжей.

По информации руководителя управления образования Балым Избасаровой, сеть технического и профессионального образования представлена 42 организациями, обучающими 94 специальностям с присвоением 139 квалификаций. Здесь теорию профессии постигают двадцать две с половиной тысячи юношей и девушек, из них по госзаказу — 13333. Она напомнила, что концепция модернизации ТиПО предполагает постоянное взаимодействие образовательных организаций с социальными партнерами. В их числе в рамках Дорожной карты дуального обучения, кроме названных выше, ТОО «Altyntau Kokshetau», ТОО «ENKI», АО «Горнометаллургический комбинат «Казахалтын», ТОО «Кокшетауский автобусный парк» и многие другие. Между организациями ТиПО и предприятиями области заключены 804 соответствующих соглашения. Традиционной практикой стало подписание трехстороннего договора (работодатель, учебное заведение, учащийся), гарантирующее дальнейшее трудоустройство выпускника. По итогам 11 месяцев из 7152 акмолинцев, окончивших колледжи, трудоустроены 5195 или 72,6 процента.

Своим видением поделилась директор ТОО «Той-Дастархан» Елена Мащинская, в этом году ставшая обладателем Почетной грамоты Министерства образования и науки РК «Лучший социальный партнер». Об участии этого предприятия общественного питания в различных социальных проектах известно немало. Сейчас ТОО в качестве партнера строительно-технического колледжа №1 г. Кокшетау стало базой для прохождения практики ребят с ограниченными возможностями — будущих поваров-кондитеров. Более подробно об их обучении по экспериментальной программе в рамках инклюзивного образования рассказал директор колледжа Алпысбай Омаров. Елена Мащинская тепло отозвалась об учащихся, которых считает и своими воспитанниками. Конечно, для занятий с ними нужны особая мягкость, максимальная тактичность и терпение, но старание, повышенная ответственность, огромное желание быть полезным и нужным выгодно отличают таких ребят.

Опытом социального партнерства делился и помощник генерального директора Степногорского подшипникового завода Михаил Шейкин. Такую форму сотрудничества с учебным заведением он назвал одним из путей достижения качества профессиональной подготовки учащихся. Благодаря внедрению дуальной системы обучения, предприятие справляется с дефицитом рабочих рук. К примеру, в начале года сюда пришли практиковаться 14 учащихся, половина из них теперь трудятся станочниками.

Нестандартный подход к обучению на производстве предложил гендиректор группы компаний «Профессионал» Алмас Бубинеев, рассказав о работе ресурсного центра практической подготовки специалистов-аграриев на базе одного из хозяйств Зерендинского района. В числе плюсов — использование инновационных форм обучения, трехуровневая система (стажер-специалист-управленец). Коллектив агротехнического колледжа № 3 с. Красный Яр, наоборот, принял другое решение, дав возможность своим учащимся проходить производственную практику на месте. Укрепили материально-техническую базу новым оборудованием, изменили учебные планы, руководствуясь девизом «Одна профессия — три-четыре специальности». К слову, будущие плодоовощеводы собрали с полей колледжа более 17 тонн урожая — отличный запас витаминов для своей столовой.

В целом, примеров успешного социального партнерства и его результатов немало. Вместе с тем участники обозначили и болевые точки: в частности, необходимость создания учебных центров повышения квалификации и переквалификации специалистов при предприятии, активизация работы советов по развитию профтехобразования при акиматах районов и городов, трудоустройство выпускников, усиление профориентационной работы в школах.

Аэлита ТАЕВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также