Рождественский пост

143-3-3Традиции
У православных верующих идет Рождественский пост, последний в году, длится он сорок дней, вплоть до 7 января — праздника Рождества Христова. Установление его относится к древним временам христианства, но уже тогда основной смысл поста заключался в духовном очищении человека, полагалось отказаться не только от скоромной пищи, но и греховных мыслей, пагубных страстей и привычек, чтобы с чистым сердцем встретить светлый праздник.
Рождественский пост не считается строгим: в понедельник, среду и пятницу допускается растительная пища без масла, а во вторник и четверг — с растительным маслом, в субботу же и воскресенье, вплоть до 2 января, разрешено есть рыбу. Кроме того, рыбу можно есть и в большие праздники, такие, как Введение во храм Пресвятой Богородицы (4 декабря), день святителя Николая Чудотворца (19 декабря), также в дни памяти некоторых святых — апостолов Матфея (29 ноября), Андрея Первозванного (13 декабря) и князя Александра Невского (6 декабря). В последнюю неделю перед Рождеством пост становится более строгим.

В своем обращении глава Митрополичьего округа русской православной церкви в РК митрополит Астанайский и Казахстанский Александр перед началом Рождественского поста подчеркнул, что сутью поста является покаяние, включающее в себя сожаление о содеянном зле, твердое желание начать новую, добродетельную жизнь, и, конечно же, исправление самого себя и совершенных нравственных ошибок. Без этого внутреннего содержания пост превращается в набор пищевых ограничений, которые пользу душе принести не могут. Без воздержания, являющегося по мысли святых отцов, матерью многих добродетелей, невозможно прийти к истинному покаянию и победе над страстями. Если не всякому человеку доступно в полном объеме выполнить предписания церковного Устава относительно ограничений в пище, то пост духовный может и обязан соблюдать каждый христианин.

«Есть пост телесный, есть пост и душевный. Телесный — когда чрево постится от пищи и пития; душевный — когда душа воздерживается от злых помыслов, дел и слов», — учит нас святитель Тихон Задонский. «Постящемуся нужно воздерживаться от пищи, — наставляет верующих святитель Иоанн Златоуст, — но прежде всего от грехов… Я назвал бы в тысячу раз блаженнейшим принимающего пищу, чем постящегося и творящего неправду». По мысли священномученика Петра Дамаскина «начало здравия души есть видение своих грехов бесчисленными, как песок морской». Зачастую человек успокаивает себя тем, что не совершил таких страшных грехов, как убийство или воровство, забывая при этом, что Господь Иисус Христос в Нагорной проповеди в Евангелии приравнял такие распространенные между людьми пороки, как гнев, нечистые помыслы и привычку давать клятвы к самым тяжелым преступлениям. Поэтому желающий принести Богу истинное покаяние должен внимательно отнестись к борьбе с грехами «повседневными», «бытовыми» — осуждением, злословием, завистью, раздражительностью, памятозлобием. «Как разбойник за одно слово исповедания получил жизнь, так злоречивый за одно же слово может утратить жизнь», — предупреждает нас преподобный Ефрем Сирин. «Судить — значит бесстыдно похищать суд Божий, осуждать — значит губить свою душу», — читаем мы у преподобного Иоанна Лествичника.

Правильный пост касается всей жизни верующих, особенно, участия в богослужении. Это самое благоприятное время для того, чтобы положить начало доброму обычаю регулярного причащения святых Христовых Тайн.

— Желаю всем в спасительные дни Рождественского поста укрепляющей помощи Божией, — напутствует православных митрополит. — Благодать Господа нашего Иисуса Христа, и любовь Бога Отца, и общение Святаго Духа со всеми вами.

…Нестрогий пост. Да строго спросит Господь за эту долгую дорогу к празднику. Пойдем по ней широким шагом не боящегося трудностей путника, освободимся от случайного и бессмысленного груза. Расправим плечи. Добрый путь — добрые дела, добрые помыслы, доброе устроение души.

Александра ЮРЬЕВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также