Народная премьера: Когда фильм становится национальным достоянием…, Первые впечатления, Говорят создатели фильма

Народная премьера
Когда фильм становится национальным достоянием…
Кокшетау стал одним из 25-ти городов Казахстана, в котором четвертого декабря стартовал общенациональный прокат фильма «Разрывая замкнутый круг».
Четвертая часть киноэпопеи «Путь Лидера», в которую вошли полюбившиеся казахстанцам фильмы «Небо моего детства» (2011), «Огненная река» и «Железная гора» (2013), повествует о жизни Главы государства Нурсултана Назарбаева в 70-е годы прошлого века. В те времена этот период называли «развитым социализмом», а в современной историографии чаще всего характеризуют как период застоя.

В основу сценария легли книги Президента страны «Без правых и левых», «Эпицентр мира» и «В сердце Евразии». А названием фильма стало высказывание Нурсултана Абишевича об этом непростом, а порой и драматичном периоде его жизни: «Я пытался разорвать замкнутый круг». Жизнь вовлекала молодого секретаря партийной организации промышленного гиганта — Карагандинского металлургического комбината — в такой круговорот событий, что непрестанно возникавшие проблемы казались нерешаемыми, а препятствия непреодолимыми. Для многих, но не для будущего Лидера Нации.

143-1-1

Создатели фильма очень бережно воссоздают не только колорит ушедшей эпохи, но саму ее неповторимую атмосферу: всемогущество централизованной власти, элементы круговой поруки, неписанные порядки, царящие в партийных коридорах… И при этом — принципы, по которым жила рабочая молодежь, большая часть страны: честность, ответственность, добросовестность, взаимовыручка. Предельно корректно поданы очень тонкие моменты, связанные с реальными политическими деятелями той эпохи.

Действие происходит вокруг истории написания статьи Нурсултана Назарбаева, вышедшей в декабре 1976 года на первой полосе главного рупора партии и правительства — газеты «Правда» под заголовком «Причислен к отстающим». Публикуя ее, молодой партийный лидер хорошо понимал, что в буквальном смысле слова вызывает огонь на себя, идет ва-банк. После публикации материала, буквально кричащего о проблемах не только металлургической отрасли, но и советской промышленности в целом, вероятность лишиться не только должности, но и партийного билета, а вместе с ним, работы, репутации, была очень высока.

Современным молодым людям осознать смелость такого поступка может помочь яркий эпизод фильма, когда рабочие, обсуждая статью, говорят: «Наконец-то в «Правде» правду написали».

Что придавало мужества отцу двух маленьких дочерей, где черпал он решимость идти до конца, отстаивать свою правоту?

Ответ мы находим в каждом из четырех фильмов киноэпопеи. Истоки характера — в семье, родной земле, верности родительским заветам.

«Родина… Однажды осознание истинной ценности этого понятия открывается тебе во всей полноте, как особое озарение», — эти слова в устах главного героя фильма — ключ к его характеру, судьбе, подлинным творцом которой стал он сам.

Фильм «Разрывая замкнутый круг» — о первых шагах Нурсултана Назарбаева в большой политике. Едва преодолев тридцатилетний возрастной рубеж, он выходит на новую орбиту своей деятельности — всесоюзный уровень.

Умение мыслить масштабно, видеть перспективу — способности, которыми обладает настоящий лидер и которые уже в 70-е годы прошлого века были явственно видны в молодом Нурсултане Назарбаеве. Острое выступление в Москве, которое обнажило ряд не только производственных, но и социальных проблем, стало поворотным в его судьбе, определило развитие событий на годы, десятилетия вперед.

Что будет далее, мы знаем. Высокая должность Президента суверенного Казахстана, мировое признание страны и ее Лидера, миротворческая деятельность, глобальные проекты и инициативы. А начиналось все тогда — в непростой период, талантливо и бережно представленный режиссером Рустемом Абдрашовым, всем творческим коллективом фильма.

В фильме есть знаковый эпизод: когда встал вопрос о том, кому быть секретарем парткома Карметкомбината, в рабочей столовой металлург встает на стул и спрашивает: «Кто за Назарбаева?». В ответ — поднятые руки каждого. В этом небольшом эпизоде — ключ к пониманию триумфальных побед Назарбаева на будущих президентских выборах, к осознанию феномена всенародной поддержки его курса.

143-1-2

На протяжении  всей  жизни Нурсултана Абишевича люди ему доверяют, доверяют безоговорочно, как доверяют только тем политикам, которые верны своим словам и подтверждают слова делами. В каких бы сложных ситуациях, связанных с глобализирующимися экономическими процессами, изменяющейся геополитической ситуацией, ни оказывался Президент Казахстана, из каждой он выходил, не изменяя себе, с честью и достоинством.

«Главная ценность любого дела — люди. Достигаешь высот, когда не думаешь о себе», — эта мысль, озвученная героем фильма в завершающих кадрах, стала лейтмотивом всей жизни Президента Республики Казахстан.

Каждая часть киноэпопеи «Путь Лидера» -это больше, чем просто художественный фильм. Это событие, обладающее огромным воспитательным эффектом не только для молодежи, но для людей всех поколений. Это объединение всего нашего полиэтничного и поликонфессионального народа. Это заряд оптимизма, веры в то, что все вместе мы преодолеем все трудности нынешнего непростого времени. И поистине национальное достояние. Каждый фильм — настоящий праздник для каждого зрителя.

Поздравляю всех с таким фильмом, — говорил, обращаясь к участникам премьерного просмотра, аким области Сергей Кулагин. — Это знаменательный фильм о человеке, превратившем нашу страну в прекрасное государство, которое знает весь мир. Мы гордимся нашим Президентом!

Нина МИТЧИНОВА.

***

ПЕРВЫЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ

143-1-3

Серик КАКЕНОВ, главврач Кокшетауской городской больницы:

— Это фильм для всех казахстанцев. Для нас — людей старшего поколения, это возможность окунуться в атмосферу своей юности, молодости. Многое переосмыслить, на некоторые события взглянуть уже другими глазами с высоты своего возраста и жизненного опыта. Для молодого поколения — это урок мужества, принципиальности, урок уважения старших.

В фильме прекрасно показано, как формировались политические взгляды, характер Лидера Нации. Начиналось все в обычной казахской семье, закаленной трудом, хранящей лучшие национальные традиции. Наш Глава государства с большим уважением относится к истории, традициям родного народа. Сцены охоты, где главный герой — великолепный наездник, чуткий охотник, умеющий обращаться и с хищной птицей, говорят о многом… Нурсултан Назарбаев — воплощение национального духа, воспитанного в семье. И этот неиссякаемый источник помогает нашему Лидеру вести Казахстан вперед.

Юрий КРАСИЛЬНИКОВ, директор госархива г. Кокшетау:

— Действие фильма разворачивается в хорошо памятные людям моего поколения 70-е годы прошлого столетия. То, что сегодня история, было нашей жизнью. Будучи студентом, именно тогда я был на практике в Караганде. Спасибо создателям фильма за бережное воссоздание атмосферы, духа эпохи нашей молодости. Вспомнил комсомольские собрания, когда все дружно голосовали «за», нашу убежденность в том, что коллектив всегда прав, вспомнил «Правду» — главную газету страны, выразителя и пропагандиста генерального курса партии и правительства. Мне хорошо понятно, какой смелостью надо было обладать, чтобы решиться с самой высокой трибуны рассказать о недостатках, сбоях в системе управления и руководства промышленностью и доказать свою правоту. Стратегическое мышление нашего Президента формировалось уже в те годы.

Честно говоря, приятно удивлен тем, что создателям фильма удалось поднять острые проблемы того времени, показать становление политического деятеля мирового масштаба и одновременно сделать фильм очень теплым, душевным, трогательным. Наверное, во многом поэтому образ Лидера Нации очень убедителен. Очень хочется, чтобы фильм увидели все, особенно люди молодые. Посмотрели, обдумали, сделали выводы.

Шахмардан БАЙМАНОВ, руководитель управления по вопросам молодежной политики:

— Для молодых казахстанцев этот фильм, повествующий о становлении Лидера Нации как политического деятеля, имеет особое значение. Буквально на днях Правительством РК принята Концепция государственной молодежной политики до 2020 года. В ней к категории молодых по-прежнему относят людей в возрасте от 14 до 29 лет. Нурсултану Абишевичу в фильме чуть больше 30-ти лет. Он уже руководит партийной организацией крупнейшего в стране металлургического комбината. Берет на себя ответственность не только за выполнение плана, но за весь коллектив, бьется за каждого человека. Принимает решения, которые могут стоить ему карьеры, доказывает свою правоту.

Запомнился эпизод, когда его предупреждают о том, что может лишиться работы, говорит спокойно: «Я — горновой. Всегда смогу вернуться к своей домне». У современной молодежи нет тех проблем, с которыми сталкивались наши родители. Сейчас другая эпоха. И проблемы другие. Но решать их надо так, как это делал и делает Президент нашей страны: приобрести надежную профессию, быть верным себе и своим принципам.

Тамара МАЛЫШ, художественный руководитель ДК «Достар»:

— Фильм затрагивает самые тонкие струны души. Я не могла сдержать слез во время сцен общения матери и сына: она любит его больше жизни, и он относится к ней с трепетом и нежностью. Как трогательна история любви родителей Нурсултана Абишевича. Она стала картиной внутри картины. Собираясь покидать этот мир, чтобы воссоединиться на небе со своим Абишем, Альжан вспоминает, как совсем еще юной девочкой встретилась с будущим отцом своих детей. Ей было всего 15 лет, когда мечеть, где ее отец служил муллой, сожгли, а семью угнали на земляные работы Турксиба. Стройка закончилась, и семья Альжан уезжает. Вдруг она видит, как наперегонки с поездом мчится всадник — тот самый бригадир Абиш, который смотрел на нее любящими глазами. Сила его чувства была такова, что он смог остановить состав поезда. А от большой любви рождаются сильные личности. Настоящей творческой находкой создателей фильма стала аллегория: сцены ее похорон нет, Абиш, умерший за несколько лет до этого, догнав поезд, увозит любимую — забирает с собой на небеса.

Это фильм о том, что любовь, семья являются той основой, которая поддерживает человека в самые сложные моменты его жизни.

ГОВОРЯТ СОЗДАТЕЛИ ФИЛЬМА

143-2-1

Рустем Абдрашов, режиссер-постановщик киноэпопеи «Путь Лидера»:

— Когда я работал над фильмом, меня удивляло, как совсем еще молодой человек взвалил на свои плечи проблемы огромного комбината (а по большому счету — важнейшей в экономике Советского Союза отрасли, потому что те же проблемы имели место быть и на других металлургических предприятиях державы), взял на себя смелость и ответственность. И неизвестно, как развернулись бы события и для отрасли, и для многих людей, если бы та статья не была опубликована в центральной газете, а затем не прочитана в Кремле. Сложись обстоятельства иначе — автор статьи потерял бы партбилет. А, следовательно, работу, карьеру, репутацию…

Сам по себе фильм очень брутальный. Сама история очень мужская. Если сравнивать с предыдущими картинами, к примеру, «Небо моего детства» — она такая лирико-позтическая была, потом период его учебы на Украине — тоже с элементами лирики. В четвертой части — лирики меньше.

Пытаясь через киноэпопею посмотреть новым взглядом на ближайшее прошлое, мы рассказываем о первых страницах нашей независимости — кем и как она создавалась. Народ давно мечтал о ней, а Президент как человек, который своей каждодневной работой способствовал воплощению мечты в жизнь, — это большая историческая личность в контексте строительства нового государства.

Нурлан Алимжанов, исполнитель роли главного героя:

— Мне было очень приятно, что и за пределами Казахстана люди уважительно относятся к нашему Президенту. Поразило и отношение к нашей столице. Астану уже и представлять никому не надо. Снимаясь в фильме о Нурсултане Абишевиче Назарбаеве за пределами республики, я как-то особенно остро почувствовал, что прототип моего героя — из категории тех людей, с которыми связывают имя эпохи.

Мадина Есманова, исполнительница роли жены главного героя:

— В те годы, на которые пришлись юность и молодость героев, все было другим. Когда читала воспоминания современников героини и просто литературу, рассказывающую о той эпохе, мне показалось, что люди тогда были и спокойнее, и добрее, чем сейчас. Не знаю, получилось ли, но эту атмосферу душевности старалась показать так, как я ее прочувствовала. Моя героиня, на мой взгляд, оправдывает известные слова о том, что за каждым великим мужчиной стоит мудрая женщина. Любая женщина, претендующая на звание настоящей, — муза для своего мужчины. Неважно, творческий он человек или нет, но если чувствует, что есть кто-то, кто понимает его, как себя, это в его будущем успехе сыграет едва ли не ключевую роль.

Что самое ценное для женщины? Семья, благополучие родных, детей. Я играла умную, красивую, любящую молодую женщину, которая ориентирована на семью. Надеюсь, что нам вместе с моими «киношными» дочерьми удалось создать образ гармоничной семьи секретаря парткома.

Владимир Долгих, один из персонажей фильма. В период с 1976 по 1984 годы был заведующим отделом тяжелой промышленности и энергетики ЦК КПСС:

— На огромном постсоветском пространстве немало людей пытаются оставить память о себе посредством кино, хотя часто и не заслуживают этого. Но вот Президент Казахстана один из немногих, кто реально того достоин.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также