Аул Коянды: прошлое и настоящее

Актуально
Самовольный захват земельных участков в Кояндинском сельском округе — один из злободневных и актуальных вопросов, поскольку речь идет не только о нарушении вещных прав и интересов государства, но и 5400 его гражданах, состоящих в очереди на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в границах Кояндинского аульного округа.

Напомним, что в 2004 году государство увеличило границы аула Коянды на 96 га с целью расселения 501 семьи оралманов из Китая, Монголии, Узбекистана, России. Функции по распределению земельных участков, их оформлению, выдаче разрешения на строительство взяло на себя ОО «Жаңа Қадам», бесконтрольная деятельность которого привела к тому, что земельные участки были предоставлены уже 582 переселенцам на 123 га.

Более того, освоив указанную территорию, руководители общества продолжили свою деятельность и негласно распределяли земельные участки новым лицам в обход закона. В результате в 2007 году в ауле Коянды самозахвату подвергся массив в 23,9 га, где возведены 167 незаконных строений граждан-переселенцев.

В течение последних трех месяцев в ауле Коянды в связи с объявленной легализацией имущества имел место новый незаконный захват 40 государственных земельных участков. Восемь случаев самозахвата установлены в селе Шубары, что расположен в 10 км от столицы.

Поскольку требования уполномоченных органов о самостоятельном демонтаже незаконно возведенных строений сельчанами не выполнялся, акимат Целиноградского района осуществил снос свежих фундаментов и незаконченных построек. В результате 20 земельных участков высвобождены из незаконного владения неустановленных самозахватчиков. В настоящее время возбуждено несколько уголовных дел в отношении самозахватчиков — нарушителей вещных прав на землю в соответствии со ст. 186 УК РК. Тем не менее, самозахватчики, грубо попирая действующее земельное, гражданское, административное, уголовное законодательства, продолжают незаконное строительство, ошибочно полагая, что незаконное строительство все-равно легализуют. Поэтому акиматом ведется активная разъяснительная работа с населением с четким обозначением легализуемых объектов. Все строения должны располагаться на законно оформленных и находящихся в частной собственности земельных участках. Самовольно захваченные участки, на которых незаконно построены дома, легализации не подлежат. Остерегают жителей от заключения сделок с землей, на которую у продавца нет правоустанавливающих (распоряжение акима, договор купли-продажи и т.д.) и идентификационных (госакт на землю) документов.

Нажились за счет других
Приезжающие в село оралманы рассуждали: если другим можно, почему бы и нам не завладеть участком? Вот тут и стали всплывать предприимчивые дельцы, такие как Нух Оразхан и Амангул Сунгавай, открывавшие прибывающим гражданам «дорогу в светлое будущее», но не из патриотических чувств к землякам, а преследуя меркантильные цели. Свою нишу на сельском риэлторском рынке они заняли основательно, возомнив себя и отделом земельных отношений, и гипроземом, и архитектурой в одном лице. Как заявляют их односельчане, они не глядя раздавали участки в с. Коянды за несколько тысяч долларов. Результат открывшейся аферы печален: обманутые оралманы, в тревоге ожидающие сноса незаконных строений с одной стороны и нажившиеся на этом их предприимчивые земляки с другой.

Нух Оразхан живет в двухэтажном коттедже, построил магазин перед домом, имеет джип, что довольно резко контрастирует с бытом его односельчан. Амангул Сунгавай тоже не сидела сложа руки: построила в с. Коянды новый дом, а сама в последнее время жила в одном из самых элитных районов столицы — микрорайоне «Акбулак». Деятельность Н. Оразхана по фактам подделки земельных документов также проверяется правоохранительными органами.

Кому нужен был пожар

Некоторым жителям вероятно мало новостных сюжетов о самовольном захвате земель и их сносе. Иные активисты «поддают жару» в этом направлении в прямом и переносном смысле. Об этом свидетельствует случай, произошедший 5 ноября. В полицию поступил тревожный звонок от уже знакомой многим телезрителям Гулисхан Домалай о взрыве печи в ее доме. Выехавшая группа следователей и криминалистов провела осмотр места происшествия. По словам специалистов, разрушению подверглась верхняя часть колодцев дымохода печи и по внешним признакам произошедшее не характерно взрыву. Каких-либо посторонних предметов в печи они не обнаружили, характерные следы возгорания после взрыва отсутствуют. По предварительному заключению есть вероятность взрыва газов в дымоходе. Назначена пожарно-техническая экспертиза, которая и даст окончательный вердикт.

В тот же день происшествие показали в вечерних новостях 31 канала. В интервью телеканалу Г. Домалай предстала в образе чуть ли не «жертвы», пострадавшей из-за того, что поддерживала интересы оралманов. Журналистам Г. Домалай во всех красках расписала версию о том, что взрыв печи был устроен работниками акимата, которые таким образом решили запугать ее из-за постоянной критики действий властей по упорядочению земельных скандалов.

Подобные заявления больше похожи на попытки подогреть негативные настроения местных жителей на фоне сноса незаконных построек — работе, проводимой государственными и правоохранительными органами. Сама Г. Домалай живет в самовольно построенном доме на захваченной у государства земле и еще на всю республику заявляет свои претензии к акимату. Сколько уже раз говорилось, что сам по себе самозахват, помимо правовых последствий и ущерба государству, несет большую опасность для самих жителей этих «фавелл». Отстроенная без согласования и учета генерального плана села зона самозахвата местами не имеет улиц и проезда, что делает невозможным проезд экстренных служб. Сразу же вспоминается паводковый период, когда в с. Коянды было подтоплено много домов именно из-за этой стихийной застройки там, где этого делать было нельзя.

Александр ДОЛГОВ,

по материалам пресс-службы Акима Целиноградского района.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также