Новации, волнующие многих

В прокуратуре
Под председательством заместителя прокурора области Марата Магжанова проведен круглый стол по обсуждению новых положений, недавно подписанных Главой государства новых кодексов — Уголовного и Уголовно-процессуального, в которых определены главные приоритеты правовой политики государства, а также проблем, возникающих при их толковании и реализации.

В работе круглого стола приняли участие судьи областного суда, представители департаментов по борьбе с экономической и коррупционной преступностью, комитета национальной безопасности, таможенного контроля и внутренних дел области. Как было отмечено в ходе обсуждения, среди новаций есть ряд очень важных поправок, таких, как расширение полномочий защитника и судьи, внесены нормы, гарантирующие равные условия участия сторон при депонировании показаний свидетеля и потерпевшего, о снижении размера залога в два раза при применении меры пресечения, о кардинальных изменениях первоначальной стадии уголовного процесса путем исключения из нее доследственной проверки. В настоящее время в стадии доследственной проверки ведется расследование, но лица, в отношении которых эти так называемые «доследственные мероприятия» проводятся, не имеют никакого процессуального статуса и соответственно никаких процессуальных прав и гарантий у них нет. Они не имеют прав на защитника, не могут заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела. Еще одной существенной издержкой доследственной проверки является дублирование показаний, т.к. граждане сначала подробно опрашиваются, а затем после возбуждения дела они повторно вызываются в орган уголовного преследования для допроса.

С докладами выступили помощник прокурора области Гульнар Сагинова и прокурор управления по надзору за законностью досудебной стадии уголовного процесса Азамат Жумалин. Они отметили, что главной целью подготовки концептуально новой редакции кодексов являлось упрощение и повышение экономичности уголовного процесса, приведение его в соответствие с международными стандартами и наиболее полная зашита конституционных прав граждан. Основополагающей идеей принятия новых законов является гуманизация уголовного законодательства, основанного на широком использовании альтернативных мер уголовно-правового воздействия. С принятием новых законов и введением их в действие прогнозируется уменьшение количества лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы, которое будет осуществляться за счет более широкого применения штрафов и наказаний, не связанных с лишением свободы. Кроме того, в Уголовный кодекс введено такое понятие, как уголовный проступок. Основательно переработана система наказания, снижено безальтернативное применение лишения свободы, которое осталось только в 393 санкциях из 920. Лишение свободы сохранено только за преступлениями, совершаемыми в составе организованных преступных групп, связанных с причинением смерти человеку, особо тяжкими, террористическими, коррупционными, воинскими. Ряд преступлений перешли из категории особо тяжких в тяжкие, а те — в средней тяжести.

По аналогии американских «Правил Миранды» введена норма, обязывающая при задержании устно объявлять лицу его права и обязанности.

В целях исключения фактов незаконного задержания введена норма, предусматривающая, что доказательства, добытые в результате следственных действий, проведенных с участием задержанного при нарушении порядка задержания, признаются недопустимыми. В УПК многих зарубежных стран, в том числе постсоветских, введено понятие «тайные следственные действия», что является абсолютно верным, так как целью проведения оперативных мероприятий по уголовному делу также является сбор доказательств, направленных на раскрытие преступления и изобличение виновных лиц. Санкционирование прокурором негласных следственных действий позволит защитить граждан от неправомерного вмешательства в их личную жизнь.

По аналогии с УПК Украины в УПК РК предусмотрено введение во всех районных и приравненных к ним прокуратурах фигуры «процессуального прокурора» (на базе штатной единицы помощника прокурора). Процессуальный прокурор будет бессменно осуществлять надзор за соблюдением законов по уголовному делу с момента начала досудебного расследования до принятия окончательного решения по делу.

Собравшимися был обозначен круг проблем, которые в дальнейшем намечено поставить перед Генеральной прокуратурой и разработчиками законов, комментарии к которым еще только создаются, поскольку появились новые, не применяемые ранее положения.

Александра МЯКОТА.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также