Рукотворное чудо Тамары Комаровой

110-7-1Готовясь к выходу на пенсию, воспитатель Сандыктауского детского дома Тамара Афанасьевна Комарова, волновалась: как она останется одна, без любимого дела и ребят, к которым так привязалась? А потому за предложение остаться в качестве цветовода ухватилась, как за соломинку.
Да и ее любовь к цветам давно переросла из простого хобби в серьезное увлечение. Конечно, случается, и сейчас к ней обращаются за помощью по ее основной специальности, если вдруг кого из воспитателей надо срочно заменить. Она тут же откликается с готовностью. Талант педагога, которым обладает эта женщина, всегда востребован. А еще здесь существует негласное правило: обучать сирот всему тому, что умеет педагог сам. Ибо некому больше сделать это. Ребята смотрят на тех, кто рядом, подражают им.

Вокруг Тамары Афанасьевны всегда ребятня, особенно те, кто помладше. Даже напроказничав, просятся «отработать» свои, как они называют, «косяки» здесь, помогая в уходе за цветами. Она умеет ладить со всеми. Теплица в детдоме небольшая, но круглый год в ней растут огурцы. Заходишь, и такое впечатление, что ты попал в сад — плоды повсюду свисают, радует глаз дружная зелень — петрушка, лук, укроп, незаменимые зимой.

Особенная ее гордость — комнатные цветы, они здесь просто удивительные, красуются во всех кабинетах и коридорах — самые разные, большие и маленькие, цветущие и плетущиеся. А как принаряжена ими территория учреждения! Тамара Афанасьевна с любовью рассказывает о каждом растении:

— На улице прекрасно растут петунья, флоксы, капуста декоративная, это клеома колючая, георгины, канны, гвоздички многолетние, а вот водосборы, люпин, ромашки уже отцвели. Очень много цветов, среди них немало многолеток, которые распускаются сразу, как только снежок растает, первыми появляются ландыши, незабудки, тюльпаны, а потом следом расцветают и остальные. Детям это все очень нравится, так они приобщаются к красоте, начинают по-другому относиться абсолютно ко всем растениям, беречь их.

Разводим очень много комнатных цветов — чтобы и зимой нас радовали, круглый год. Один только крестовник чего стоит. Шикарное растение и очень легко размножается — достаточно присыпать землей росток, что мы и делаем, — он во многих комнатах растет. А это разновидность диффенбахии — она у нас разных сортов. Есть и настоящий папоротник, что растет в лесу, мы так за ним ухаживаем, что он и у нас до больших размеров вырастает. Много бегонии, а этот цветок в народе зовут Иван-да-Марья. Выросла высокой и стройной драцена окаймленная, неописуемо красивы китайские розы…

Спрашиваю, как удается в таком прекрасном состоянии содержать цветы — все они здесь просто благоухают, такое впечатление, что это их родная среда. Моя собеседница в ответ лишь улыбается: «Развожу в воде один-два раза в месяц очень хорошее удобрение для цветов, называется «Агриколла», поливаю, рыхлю землю, а она у нас особенная — из наших же лесов. Но главное питание — это любовь окружающих, цветы ведь напоминают о доме, создают непередаваемый уют».

Среди секретов столь редкого и столь массового цветоводства был назван и такой: цветы здесь поливают еще и очень полезной для них водой из аквариума с рыбками, еще одной большой радости ребятишек.

Глаза разбегаются, глядя на это великолепие. Где еще встретишь у нас столько диковинных для этих мест растений, к примеру, авокадо, что растили из косточки, финиковые пальмы, инжир, необычные разновидности столетника, девичьего винограда, бегонии, манстеры, рео. А это растет стрептокарпус, обильно и практически непрерывно цветущий. И фикус окультурили, срезав верхушки и посадив рядом, — теперь это пышный красивый куст. Разнообразные кактусы, амазонская лилия, выпускающая стрелы белых цветов. И даже есть свое молящееся дерево, которое прозвали так потому, что к ночи оно поднимает все свои листочки вверх, точно обращаясь к небесам. Моя собеседница вообще считает, что растения все понимают и чувствуют, в доказательство чему привела любопытный случай о том, как попавшей в трудное положение семье подарили денежное дерево, после чего появился достаток, пошли заказы, но прошел год, и все вернулось на круги своя. А все от того, что дерево здесь забыли поблагодарить…

Спрашиваю, а как к ней пришло это, ставшее делом жизни, увлечение. Тамара Афанасьевна пожимает плечами: «Как и многие крестьянские дети, что мало видели такой экзотики, я потянулась к красоте. Захотелось самой вырастить что-то такое, чтобы душа радовалась. Вначале свою мечту осуществляла в своем собственном саду, а когда его увидели мои коллеги, то спросили, нельзя ли попробовать посадить что-то подобное в детском доме, и я взялась за дело. Подобрала среди детворы себе соратников, и мы теперь каждую весну разбиваем газоны, выращиваем рассаду, ухаживаем за ней. Разве одна я смогла бы такое большое пространство окультурить! Сколько раз я здесь замечала, как, увлекаясь, оттаивали дети, радовались первым лепесткам посаженного их руками цветка, как пытались одернуть другого, собравшегося его сорвать, да и вообще, бережнее относиться друг к другу. Огрубевшие от нескладной до этого жизни сердца среди красоты цветов, как бы теплели. И для меня эти занятия с детьми тоже спасение. Не представляю себя без них, без их вопросов каждую новую весну: а что мы посадим, а как бы еще красивее сделать наш сад… Как тут не стараться? Хочешь — не хочешь, а детям чудо подавай!

Александра МЯКОТА.

Фото автора.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также