Притяжение Степи

Армения — горная страна, родина древней восточной цивилизации Урарту и ка-захстанца Самвела Тонояна. Тридцать лет назад казахстанские привольные степи навсегда влюбили в себя большеглазого, кучерявого паренька, куда он прибыл, пройдя Афганистан.
Ныне Самвел Альбертович — уважаемый в Есильском районе человек, много лет возглавляет районное отделение областного «Союза инвалидов и ветеранов войны в Афганистане», по зову большого сердца принимает самое горячее участие в судьбах тех, кто совсем молодыми достойно выполнял воинский долг в чужой, далекой стране.

«Кто говорит, что на войне не страшно, тот ничего не знает о войне», — писала Юлия Друнина. А сам Самвел помнит с той военной поры эпизод, который, спустя четверть века, уже кажется не столь драматическим, а, напротив, почти смешным. Служил молодой воин-интернационалист водителем, перевозил груз через опасные перевалы, горные бездонные пропасти, узкие скалистые ущелья. Как-то раз их автоколонна шла через тоннель, автомашины двигались по одной, так как проход был узким, рассчитанным на одностороннее движение. Грузовик, которым управлял Самвел, замыкал автоколонну, когда вдруг навстречу из темноты тоннеля стала надвигаться встречная огромная махина, — афганские машины имели громадные борты. До сих пор не понимает водитель, какая неведомая сила заставила эту громадину буквально вжаться в каменную стену, чтобы освободить проезд. Выскочив из лап верной смерти, Самвел увидел страшную картину: гору разбитых автомашин (никто накануне не предупредил о гололеде). Ничего не оставалось бойцу, как врезаться в столб, а внизу дымился в густом тумане обрыв, куда он запросто мог провалиться вместе с грузом.

— В Афгане, — вспоминает ветеран, — в нашей части собралась интернациональная команда: немцы, узбеки, тувинцы, казахи, славяне, армян служило пятеро, живыми вернулись двое. Меня Бог миловал, подорвавшись на мине, получил контузию, ранило в голову и повредил ноги, долго потом залечивал раны в госпитале. Думал, ведь оставил меня Господь на земле для каких-то иных свершений.

Оказался в Казахстане, здесь у меня дом, в котором лад и согласие. Жена Залина по отцу — чеченка, по матери — русская, по профессии врач, мединститут окончила с отличием, но, будучи у меня боевой и предприимчивой, ушла на производство. Не поверите, сынок Спартак занимается выращиванием КРС, держит ферму.

Мой отец, Альберт Барсегович Тоноян, нас, своих трех сынов, тоже назвал в честь национальных героев Армении: Магиром, Сасуном и Давидом, — так звали меня до окончания школы. А Самсуном стали величать по желанию дяди. Крутого нрава он человек, пошел в сельсовет и выправил метрику на Самвела. Так что живу я уже полвека с двумя именами. Родился я 1 января 1962 года в горном селении Сарухан, недалеко от города, названного в честь героя Камо. Бываю на родине часто, но не поверите, что держит меня в Казахстане… Друзья, мои замечательные друзья, а самый дорогой для меня человек — мой побратим Жамит Дюсембеков. Сейчас он проживает в Астане, но наша внутренняя связь нерасторжима. А что для меня значит это глубокое человеческое чувство — дружба? Очень оно многозначное, это — преданность, верность, это самое, по-моему, сильное и радостное человеческое чувство, и самое важное… Как поется в простой песенке «друг всегда уступить готов место в шлюпке и круг».

Сейчас занимаюсь любимым делом, развожу пчел, дело это весьма хлопотное. Знать надо тонкости, интересоваться чужим опытом, читать литературу.

Болит душа Самвела Тонояна за братьев-«афганцев», не у всех благополучно судьба сложилась, но есть среди ветеранов и передовики производства: механизаторы, хлеборобы. В год 25-летия вывода войск работа районного Союза «афганцев» заметно оживилась, и в этом большая заслуга такого энергичного и деятельного председателя, как Тоноян.

— Сколько раз, бывало, просил ребят, давайте уж переизберем меня, устаю, уступлю место другим, — делится он. — Так парни сразу в оборот берут: осиротеем без тебя, кто будет нас объединять, поддерживать, заботиться лучше, чем ты.

И в этом весь Самвел — человек щедрой души и доброго сердца.

Общаясь с этим обаятельным собеседником, понимаешь правду казахской пословицы «Чтобы разделить горе людей, надо быть человеком. Чтобы разделить радость людей, надо быть ангелом».

Благословенная казахская степь обрела в Самвеле настоящего патриота, истинного сына радушной земли народа, во все времена славящегося великодушием и гостеприимством. Потому и прирос Тоноян к есильскому «афганскому» братству всей своей доверчивой, чистой натурой, зная, что его судьба кровно связана с величавыми просторами бескрайней Сары-Арки. А горы ему только снятся.

Акмарал ЖАНДОС.

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также