Вступит в силу новый Кодекс

Закон и мы
В законодательной практике большое внимание уделяется совершенствованию правовой системы республики, приведению ее в соответствие с Основным Законом. Об этом накануне одного из главных праздников страны — Дня Конституции Республики Казахстан — рассказывает компетентный в этой сфере человек.
5 июля т.г. Главой государства подписан Кодекс РК об административных правонарушениях в новой редакции. Он был разработан во исполнение Послания Главы государства народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» от 14 декабря 2012 года, а также в связи с необходимостью приведения его норм в соответствие с требованиями, обозначенными Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года.

Обновление Кодекса непосредственно связано с реформированием уголовного законодательства. Принятие этого документа в новой редакции не могло не повлиять на содержание Кодекса об административных правонарушениях, поскольку в нем введено понятие о новом виде противоправного деяния — уголовном проступке, представляющем собой промежуточное звено между административным правонарушением и преступлением.

В соответствии с новым Кодексом об административных правонарушениях путем реализации следующих направлений в Казахстане реформируется административное законодательство.

Первое. Гуманизация, заключающаяся в поддержке малого бизнеса, на что отдельное внимание обратил Глава государства в своем Послании народу Казахстана, посвященном реализации «Стратегия-2050» 17 января текущего года. В частности, в проекте Кодекса размеры штрафов для субъектов малого предпринимательства уменьшены в среднем в два раза.

На сегодняшний день у субъектов малого предпринимательства стоимость активов меньше в пять раз, нежели у субъектов среднего предпринимательства, а штрафные санкции в действующем Кодексе одинаковые.

В связи с этим в рамках административного Кодекса в новой редакции предусмотрено уменьшение размеров штрафов для субъектов малого предпринимательства в среднем вдвое в сравнении с действующим Кодексом. Таким образом, уменьшение размеров штрафов затронуло порядка 300 статей Кодекса.

Такой подход в должной мере позволит обеспечить соразмерность налагаемого административного взыскания, ведь один и тот же размер штрафа для предпринимателя, который, например, торгует газетами в маленьком газетном киоске и, скажем, для владельца крупного магазина, может быть чрезмерным для первого и не возыметь должного эффекта на второго. Также расширено применение предупреждения как вида административного взыскания.

Второе. Пересмотрена компетенция уполномоченных органов рассматривать дела об административных правонарушениях.

В частности, из подведомственности суда к уполномоченным государственным органам переведены 90 статей и 52 части статей, в санкциях которых предусматривается административное взыскание в виде штрафа.

Третье. Модернизация процедуры привлечения к административной ответственности. Вводится сокращенное производство по делу об административном правонарушении в случаях, когда оплата штрафа производится по квитанции, которую адресат получает вместе с протоколом об административном правонарушении. То есть человек согласен с фактом совершенного правонарушения, признает свою вину, готов добровольно уплатить штраф и не имеет претензий. Если он не согласен с фактом совершенного правонарушения, дело рассматривается в общем порядке.

При этом для сокращенного порядка будет предусмотрен стимулирующий механизм в виде возможности в семидневный срок с момента вручения протокола оплатить 50 % от общей суммы штрафа.

Также для обеспечения сокращенного производства в Кодексе исключены нижние пороговые пределы и установлен абсолютно определенный размер штрафов. Так, помимо исключения коррупционной составляющей это позволит избежать ситуаций, при которых в силу нормативной неурегулированности применения размеров штрафов между верхними и нижними пределами по умолчанию применялись верхние пределы штрафов. Иными словами, фиксированный размер штрафа позволит не только снизить репрессивность законодательства, но и учесть конституционный принцип индивидуализации наказания.

Весьма значительным моментом является введение в Кодекс новой самостоятельной главы по обжалованию действий (бездействия) органа (должностного лица), осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, чего нет в действующем Кодексе. В частности, новым Кодексом более предметно определены порядок и сроки подачи, а также рассмотрения жалобы, т.е. все процедурные вопросы, связанные с подачей и рассмотрением жалобы.

Кроме того, необходимо отметить, что Главой государства неоднократно обращалось внимание на необходимость защиты трудовых прав граждан. Для этого в Кодекс введены новые составы административных правонарушений, предусматривающие ответственность за невыплату работодателем в полном объеме заработной платы работникам, непредоставление трудового отпуска в течение двухлетнего периода, дискриминацию в сфере труда путем ущемления права работника на равную оплату за равный труд и сокрытие фактов несчастных случаев на производстве.

Еще одной не менее важной новацией является введение института пересмотра вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях по вновь открывшимся обстоятельствам по аналогии с Гражданским и Уголовно-процессуальным кодексами. Это обеспечит возможность более полной реализации защиты прав физических и юридических лиц путем подачи заявления.

Одной из наиболее значимых новаций является введение нормы, которая позволяет судье, органу (должностному лицу) при установлении смягчающих обстоятельств, сократить сумму административного штрафа, налагаемого на физическое лицо, до 30 % от общей суммы.

Максимальный срок административного ареста сокращен до 30 суток, лишь в исключительных случаях — в условиях режима чрезвычайной ситуации — до 45 суток. Также вдвое сокращено количество статей, в которых данная санкция предусматривается.

Указанный подход позволит уйти от чрезмерной жесткости административных санкций по тем правонарушениям, где это возможно, также сократить затраты. Не секрет, что содержание административно арестованных ложится нагрузкой на государственный бюджет.

Вместе с тем имеется достаточно широкий арсенал мер административного воздействия, который позволяет применить меры ответственности, альтернативные аресту.

Новый Кодекс об административных правонарушениях вводится в действие с 1 января 2015 года.

Анатолий ДЕРМАНОВСКИЙ,
руководитель департамента юстиции области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также