Трудный рейс…

Из почты «АП»
Прочитав статью в «АП» «Спасение пришло вовремя», вспомнил аналогичный случай в период освоения целинных земель в Енбекшильдерском районе.
Здесь проживаю с мая 1956 года. Являюсь первоцелинником, принимал участие в уборке первого целинного урожая в совхозе «Комсомольский». Работал директором строительного училища, подготовил более 1700 специалистов-строителей для целинного края. Перед глазами — первые вспаханные борозды нетронутой земли, первые намолоченные зерна целинного урожая. Целина стала моей судьбой, прошла через мое сердце. Я рад, что судьба дала мне такую возможность — быть на переднем крае освоения целины, видеть преобразование района в крупного производителя зерна.

В феврале 1958 года мне довелось по служебным делам быть на станции «Макинск». С вокзала хлынула толпа людей и вмиг заполнила до отказа автобус. Мы еле-еле втиснулись в него. Но, проехав несколько метров, водитель остановился, предлагая воздержаться от поездки в буран, переждать непогоду на вокзале. Дорога в то время была степная — ни грейдера, ни насыпи. Но люди, услышав предложение водителя, подняли такой шум, что он все же решил ехать. Через несколько километров стала подниматься метель, пошел снег крупными хлопьями, на дороге образовалась глубокая колея, начались заторы. И еще ветер напирал на наш автобус с невероятной силой. Ночь, темно, ничего не видно… Автобус буксует. Выходим все мужчины, человек 12 и, сменяя друг друга, в две лопаты расчищаем дорогу. Другие толкают автобус. Не успеешь раскидать снег, а ветер наносит его вновь перед автобусом. Только автобус начинает двигаться, через три-пять метров — снова выходим из него, и опять за лопаты. Одежда наша превратилась в ледяной панцирь. Так мы двигались длительное время. Выдохлись, сил уже не было тащить такую махину, да еще с женщинами с маленькими детьми, ехавшими на целину к мужьям.

Оставшиеся километры были самыми тяжелыми. Ветер, буран не прекращались — одна пелена сплошная. Еще немного продвинувшись, встали окончательно. И тут словно Бог, видя наше положение, послал нам трактор. Он ехал, волоча за собой сани, в сторону Макинска. Мы бросились наперерез. Я поднялся в кабину, узнал, что едет водитель на станцию за солью для овец. Поведав ему наше положение, попросил дотащить автобус до первого села. Убрали общими силами его сани и прицепили автобус. Тракторист доставил нас на буксире в Степняк, на территорию автобазы № 1. Людей определили в теплый большой красный уголок, где диспетчеры напоили всех чаем. Более семи часов потребовалось, чтобы преодолеть 35 км, и если бы не трактор, не знаю, что было бы с нами.

Время около трех часов ночи. Я позвонил в совхоз, передал о трактористе, а им был Петр Мокруха, попросил директора, чтобы объявили ему благодарность за спасение людей. Такая вот была она, наша целина и ее рядовые герои. Преград случалось немало, но, несмотря ни на какие трудности, целина была поднята.

Андрей КРИЦКИЙ,
почетный гражданин Енбекшильдерского района.

г. Степняк.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также