Честно говоря: Несколько слов в пользу печатных СМИ, Предпочтения акмолинцев

Несколько слов в пользу печатных СМИ
096-3-1В недавние советские времена видеть на автобусных остановках людей, читающих газеты, было делом привычным.
Сегодня не только молодые, но и люди куда более зрелого возраста сидят, уткнувшись в свои смартфоны, планшетники и прочие технические устройства цифровой эпохи. Кто-то играет, кто-то ведет бесконечную переписку, но многие все-таки читают, получая информацию «сейчас и немедля». И таких пользователей всемирной сети с каждым днем становится больше. Падение тиражей печатных изданий — общемировая тенденция. И все чаще звучат разговоры о неизбежном их исчезновении. И ведутся они в той же тональности, в какой в середине прошлого века говорили о грядущей эпохе телевидения. Помните слова героя фильма «Москва слезам не верит»: «Ни театров не будет, ни концертов не будет, а только одно сплошное телевидение», — его убеждение тогда искренне разделяли многие.

Прошли десятилетия, есть телевидение, да еще какое многоканальное, и при этом людей в театральных, концертных залах, на художественных выставках меньше не стало. Убеждена, что и будущее печатных СМИ далеко не столь печально, как сегодня предвещают многие пользователи интернета. И основанием для таких выводов, прежде всего, служит их долговечность, надежность и возможность спросить с автора за то, что «написано пером»…

Хотя сами журналисты часто говорят, что «газета живет один день», но насколько даже этот день продолжительнее скорости, с какой появляется и исчезает информация в интернете. Только ознакомился с ошеломившей новостью, ужаснулся или восхитился, отправил сообщение друзьям «прочтите»… Даже, не «прочтите», а «посмотрите». Глядь, а информации уже и нет. Исчезла также внезапно, как и появилась. И за достоверность спросить не с кого, и сослаться не на кого. Автор неизвестен. А, если он и был назван, то всегда от своего авторства может отказаться. И ищи тогда крайнего, если даже, поверив информации о «неизбежном крахе» какого-либо банка, пошел и снял все свои сбережения, отстояв огромную очередь (не один же вкладчик видел «инфу» и поверил ей), потеряв время, силы, нервы, возможную прибыль по процентам… А информация о крахе оказалась чьей-то шуткой или происками конкурентов. А вот, если бы прочел об этом в газете, да обратился бы, имея номер в руках, в суд, то ситуация была бы другой.

По одному миллиону тенге тринадцати ветеранам Великой Отечественной войны, обратившимся с исковым заявлением в суд, должен выплатить редактор журнала «Аңыз адам» Жарылкап Калыбай в качестве компенсации морального ущерба. Апрельский номер журнала целиком был посвящен 125-летию Адольфа Гитлера. Одна из статей носила весьма говорящее название «Гитлер — не фашист». Суд, опираясь на результаты проведенных филолого-правовых экспертиз, доказал, что в опубликованных материалах есть признаки нарушения Конституции и законодательства страны в части разжигания социальной, национальной, родовой, расовой или религиозной вражды.

А сколько материалов, пропагандирующих фашизм, свободно «гуляют» по интернету. Но в суд подать не на кого.

Конечно, есть так называемая «желтая пресса», не гнушающаяся «клубничкой» ради увеличения тиража. И все-таки большинство газет, сотрудники которых помнят о законе о СМИ, о Кодексе этики журналистов РК, об ответственности перед читателем, проявляют разумную осторожность и «сто раз отмерят», прежде чем материал опубликовать. За что, подчас, получают гневные отклики: «Девушка покончила жизнь самоубийством, почему не пишете?». Пишут в серьезных газетах и об этих трагедиях, и о многих других, но не в тональности «ох и ах», а в аналитических материалах и только в обобщенном виде, максимально избегая подробностей, а тем более имен.

Принцип «освещать, но не разжигать» — универсален и отнюдь не противоречит другому принципу «человек имеет право знать все». Другое дело, а уж так ли всем (особенно людям молодым) надо знать о подробностях конкретного суицида, об угрозах с элементами шантажа, да и о многом другом.

— Шестиклассница из-за того, что в одной из казахстанских школ отменили празднование Дня святого Валентина, угрожала покончить с собой, — новость мгновенно облетела многие информагентства. А не именно ли этого хотела юная шантажистка и не возрастет ли количество молодых (да и не очень молодых) людей, пытающихся с помощью СМИ манипулировать родными, учителями, обществом? По мнению психиатров, 75% тех, кто идет на самоубийство, — психически здоровые люди, которые эмоционально не могут справиться с трудностями в определенный момент. Вот именно в этот сложный для них период публикация в газете или сюжет по телевидению может подтолкнуть к трагедии. Так что, наверное, стоит иной раз отказаться от публикации щекочущей нервы многих обывателей информации в духе «убил, зарезал, покончил с собой…» Дурные вести в информационных программах способны при определенных условиях даже спровоцировать суицид, если налагаются на твои личные проблемы.

В психологии известен феномен, получивший название «казус трех трупов»: с болью воспринимаем информацию об одном погибшем, втором, третьем… Но, если каждый день читать о множестве погибших в авариях, ДТП, конфликтах, то исчезает способность воспринимать насилие адекватно, неизбежно снижается «порог чувствительности».

Вспомните появившиеся в интернете осенью прошлого года видео, фото, на которых запечатлены якобы казахстанцы, якобы «целыми семьями приехавшие в Сирию на джихад». К сожалению, чуть позже эту информацию растиражировали некоторые казахстанские телеканалы и даже многие печатные издания. Кто из запечатленных на снимке людей действительно казахстанцы, как и зачем покинули они страну, разбираться компетентным органам. Но кто из смакующих эту новость подумал об их родственниках, о том, что кому-то из уехавших, но осознавших ошибку, вернуться в Казахстан будет куда труднее. А авторы ролика своей цели достигли, информационная составляющая — непременный атрибут подлинного терроризма, отличающего его от бандитских разборок.

Так что многие новостные колонки на интернетовских сайтах лучше и не смотреть, как говорится, жить не захочется. А публикация газетных материалов об успехах, о людях счастливых вызвана отнюдь не желанием приукрасить нашу непростую действительность, а тем, чтобы создать «эффект заражения» позитивного плана по алгоритму «если он смог, то почему не могу я…» И проблемных моментов многие газеты стараются не избегать, другое дело, что освещают их всесторонне, пытаются писать не только о следствиях, но и найти причину.

Специалистами доказано, что читатели бумажной версии газеты позднее гораздо лучше помнили содержание прочитанного, чем любители интернет-версий. Философ Рихард Прехт в своем недавнем докладе в Союзе германских книго- и газетных издателей выразился четко и ясно: «Когда мы читаем газету, мы находим также информацию, которую мы не искали — и это расширяет наш кругозор». Чего нельзя сказать про онлайн-СМИ, где люди, пробегая глазами, выискивают то, что интересно им в данный момент, пропуская то, что может понадобиться завтра.

Вcе мы нуждаемся в ориентирах и достоверной информации. Где их искать, каждый решает сам. Но, согласитесь, сегодня печатные издания имеют преимущество, и они не должны утратить его завтра.

Нина МИТЧИНОВА.

***

Предпочтения акмолинцев

Одним из общественных институтов и непременных атрибутов общественно-политической деятельности государства являются СМИ.

На современном этапе развития общества СМИ вступают в «эру» контента, настраиваемого непосредственно самим потребителем информации, являясь фактором укрепления единства общества, обеспечения уверенного движения государства по дороге прогресса.

Сегодня в Казахстане действуют порядка трех тысяч зарегистрированных средств массовой информации, из которых более 200 электронных.

Повышение роли медиасферы ведет к рождению новых СМИ, формирующих высокие стандарты развития не только в экономике, но и политике, социальной жизни, духовно-нравственном состоянии общества.

Судя по итогам проведенного опроса, среднестатистический акмолинский потребитель масс-медиа вполне уверен, что получит необходимый и достаточный объем разнообразных сведений для успешной реализации своих жизненных стратегий.

Среди СМИ основным источником информации выступает телевидение — 86%. Число респондентов, получающих информацию из газет, идентично числу пользователей интернета и составляет порядка 45%. Замыкает тройку предпочтений радио — 8,25%.

При этом половина опрошенных жителей области предпочитают отечественные независимые средства массовой информации.

Результаты социологического опроса свидетельствуют, что большая часть респондентов (40,6%) предпочитает смотреть телепередачи, слушать радио и читать газеты на государственном языке. Наиболее востребована информация на русском языке и одинаково на двух языках для каждого третьего из опрошенных акмолинцев.

Основным критерием читабельности печатных изданий является наличие региональных новостей (64%), каждого третьего из опрошенных интересует наличие международных новостей, каждого десятого — наличие программ телепередач.

В ходе опроса выявлено, что наибольшей популярностью у жителей области пользуются такие печатные издания, как «Арқа ажары» и «Акмолинская правда». В целом иерархия предпочтения представляет следующую картину.

Главными плюсами предпочитаемых печатных изданий в регионе для 39% опрошенных акмолинцев является наличие местных новостей, для 28% респондентов -объективность подачи информации и для 23,5% — полезность информационного материала. Для 5% респондентов немаловажным фактором является цена печатного издания, в наименьшей степени опрошенных интересует наличие рекламной информации.

Самым просматриваемым интернет-ресурсом региональных газет, согласно опросу, стал сайт газеты «Любимый город», на втором месте «Акмолинская правда». К сожалению, интернет-версию областной газеты «Арқа ажары» респонденты не отметили.

В освещении проблем какой-либо стороны жизни в системе массовой коммуникации важное место занимает телевидение.

Лидирующее место среди информационных каналов акмолинцев занимает кабельное телевидение, на втором месте стоит областное, далее спутниковое и «Евразия».

Самый низкий показатель просмотра у населения отмечен у 7 телеканала.

При этом каждый пятый из опрошенного населения области отметил, что в целом областной телеканал «Казахстан-Кокшетау» им нравится. Не совсем довольны программами местного телевидения 5% респондентов.

На вопрос о наиболее интересных, творческих, с креативным подходом журналистов печатных СМИ и телеведущих «Ка-захстан-Кокшетау», значительная часть опрошенных по тем или иным причинам уклонилась назвать лучших журналистов и телеведущих.

Наиболее часто встречающиеся фамилии: А. Таева, Б. Абутрапова, Н. Митчинова, К. Ахмет.

При обработке встречающихся в анкетах фамилий по определению лучших журналистов для конкретных подсчетов брались только те кандидатуры, которые упоминались телезрителями более одного раза. Ошибочные или неточные указания, а также случайно названные лица внесены в перечень других лиц.

В заключительной части вопросника респондентам было предложено ответить на вопросы, исследующие отношение акмолинцев к цифровому телевидению «OTAU TV» и операторам кабельных сетей. По мнению большинства респондентов, сегодня «OTAU TV» — главный конкурент областного телевидения.

Однако почти каждый пятый анкетируемый недоволен качеством сигнала и объемом предоставленного пакета каналов. Есть также вопросы и по размеру оплаты услуг телевидения.

Исследование состояния рынка кабельных операторов области выявило положительную тенденцию развития спектра данных услуг.

Резюмируя содержание вышеизложенного материала, охватывающего полученную в ходе исследования аналитику основных «информационно-потребительских» характеристик исследуемого массива, можно сделать вывод, что практически все население включено в аудиторию системы средств массовой информации и пропаганды. Здесь действует общий для данной системы фактор — объективная потребность всех групп общества в информации, обеспечивающей возможность социальной ориентации.

Оксана САЛАХОВА,

руководитель отдела мониторинга ОПС управления внутренней политики области.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

Другие статьи по этой теме

Дискриминация по возрасту вне закона?... Честно говоря Мужчине - 60, в этом солидном предпенсионном возрасте в его семье сложилась непростая ситуация. Тяжело заболела престарелая мать. Ей п...
Не стыдиться и не бояться Честно говоря По данным делового журнала «ForbesKazakhstan» на 100 000 человек в Казахстане приходятся: 32,2 сотрудника прокуратуры, 12,8 судей, 608,...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *