Вера и общество: Диалоги о главном, Праздновали, Экстремизм: как противостоять злу

090-5-1Диалоги о главном
На вопросы читателей отвечают специалисты-религиоведы
Что такое религия?
—  Слово «религия» происходит от латинского слова «religio», означающего «благочестие», «набожность»,   «святыню»,   «предмет культа».
Религия — это мировоззрение или мироощущение (и обусловленное им поведение человека), которое подразумевает веру в нечто сверхъестественное, не поддающееся логическому осмыслению или объяснению при помощи имеющихся способов познания мира.
Основу любого религиозного мироощущения составляет вера.

Верующий человек не требует логических доказательств или материальных свидетельств существования Бога. Ему достаточно внутренней убежденности, его собственного опыта взаимодействия с божественным.

Возникновение религиозных представлений было связано с совершенствованием самого человека, который в течение многих тысячелетий развивался физически и духовно.

Непознаваемая, могучая природа, окружавшая людей, была поначалу тем всеобъемлющим и великим божеством, которому стал поклоняться человек.

Исторически наиболее ранними формами религии были тотемизм, анимизм, магия, ведовство, шаманизм.

Религиозные представления людей менялись вместе с человеческим обществом и при этом сами являлись частью истории человечества.

Возникновение крупных государств с монархической системой власти, с влиятельными жреческими кастами, со сложной иерархией божеств стало основой для перехода к монотеистической религии, то есть к единобожию.

Постепенно возникает вера в единого, вездесущего Бога, творца Вселенной.

С наступлением эпохи монотеистических религий (иудаизм, буддизм, христианство, ислам) начался новый этап религиозной истории человечества.

Резюмируя вышесказанное, следует отметить, что поскольку религии являются достоянием человеческой культуры, то они были также подвержены постоянным изменениям вместе с ходом истории.

Так, с одной стороны, религиозные вероучения духовно обогатили человека, содействовали тому, чтобы он поднялся на новый цивилизационный уровень.

—  Что такое светскость?

— Термин «светскость» является определяющей качественной характеристикой или признаком государственно-политического обустройства обществ и государств.

Словарь Даля толкует понятие «светскость» как: «земной», «мирской, суетный», «гражданский».

Светскость как характеристика (в нашем случае — государства) аккумулирует в себе свод принципов и правил, декларирующих:

— нейтралитет государства по отношению к любой религии и любой метафизике;

— независимость государства от любой религии, как и независимость религии от государства;

— свободу совести и вероисповедания;

— отсутствие какой бы то ни было официальной религии и, как следствие, право каждого индивидуума исповедовать любую религию по своему выбору или не исповедовать ни одной;

—  свободный от любой религии характер государственной школы.

Из этого следует, что понятие «светскость» заключает в себе такие характеристики, как:

■ нейтралитет (государства и школы);

■ независимость (государства от религии и наоборот);

■  свобода (совести и вероисповедания).

Применительно к государственно-правовой сфере светскость является характеристикой государственных или общественных институтов, сфер общественной жизни, отражающей их:

■ общегражданскую направленность;

■ независимость от религиозного санкционирования или давления, от религиозных объединений или от подчиненности таковым.

Что такое светское государство?

— Под светским государством общепринято обозначать:

■  его социальную и формальную независимость от религиозных либо иных идеологических источников;

■  недопустимость противопоставления абсолютному суверенитету государственного порядка никакого предшествующего или высшего порядка;

■  отсутствие общеобязательной религии/идеологии;

■  независимость государства и государственно-правовых отношений:

— от санкционирования или давления религии или ее идеологии;

—  от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям и объединениям, деятельность которых направлена на распространение идеологии;

—  от их вмешательства в совокупность урегулированных правом политических, публично-властных отношений, устройство и деятельность органов государственной власти, иных государственных органов и учреждений, а также правовых и общественно-политических институтов.

Основным критерием светского государства является отсутствие обязательной для всех его граждан религии. Отсюда вытекает, что отделение государства от религиозных объединений является ключевым принципом построения взаимоотношений светской власти.

Отделение от государства религиозных объединений и объединений, деятельность которых направлена на распространение идеологии, — один из существенных признаков светскости государства, отражающий или закрепляющий независимость государства и государственно-правовых отношений от санкционирования или давления религии и от подчинения государственной деятельности религиозным объединениям.

Государство и религиозные объединения — не равноправные субъекты, чтобы абсолютизировать их отделение друг от друга. Здесь всегда присутствует верховенство государства. Вместе с тем светский характер государства не означает, что никак не взаимодействует с религиозными объединениями. Оно осуществляет правовое регулирование реализации гражданами права на свободу вероисповедания и деятельности религиозных объединений.

Система отношений между государством и религиозными объединениями не является изолированной от всей остальной системы общественных отношений. Религиозные объединения являются частью, институтами казахстанского общества, а верующие -полноправными гражданами Республики Казахстан.

Светский характер государства не предполагает изоляции религиозных объединений от общественной жизни, социальных процессов, прежде всего в сферах культуры, образования, здравоохранения, социальной защиты и пр.

Конституция Республики Казахстан позиционирует наше государство как светское. В чем состоят принципы его светскости?

—  Действительно, Конституция (Основной Закон) нашей страны в своей Статье 1 Раздела I прямо устанавливает, что: «Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским, правовым и социальным государством, высшими ценностями которого являются человек, его жизнь, права и свободы».

Тем самым конституционно закреплен   основополагающий принцип построения и функционирования казахстанского государства как светского, в котором отсутствует официальная государственная религия и ни одно из вероучений не признается «обязательным» или «предпочтительным». А светские основы государственного устройства республики ни в коей мере не противоречат принципам свободы совести.

Анализ конституционно-правовых норм светского Казахстана позволяет классифицировать все виды и формы взаимоотношений государства с религиозными организациями, которые базируются на соответствующих принципах, таких, как:

—  отделение религиозных объединений от государства;

—  равенство всех религиозных объединений, легитимно действующих на религиозно-правовом пространстве республики;

—   светскость государственной службы и местного самоуправления;

—  светскость системы образования;

—  недопустимость прямого финансирования государством религиозных организаций;

— запрет религиозным организациям на прямое участие в политической борьбе;

— установление особого режима памятников истории и культуры, являющихся одновременно религиозными ценностями и святынями.

Светский Казахстан в равной мере толерантно относится к исламу и православию, а также к конфессиям других вероисповеданий; на законодательном уровне гарантирует и реально обеспечивает права граждан на свободное исповедание религии.

Конституция не допускает деятельность политических партий на религиозной основе.

Органы государственной власти формируются и действуют не на основе канонического права, а на основе Конституции (Основного Закона) Республики Казахстан.

На основе положений Конституции действует Закон РК «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» (2011 г.), который является правовым механизмом реализации гражданами права на свободу совести, закрепленного в Конституции, международных актах и Соглашениях о правах человека.

В Казахстане, как светском государстве, реализуется принцип отделения религиозных объединений от государства, в соответствии с которым:

■  религиозные объединения не являются субъектами политической деятельности;

■  не участвуют в государственном управлении, в формировании государственных органов.

Вместе с тем свобода совести как конституционно-правовое понятие означает разрешенное и гарантированное законами РК право субъектов мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями, самостоятельно определять свое отношение к религии и совершать действия при условии соблюдения законности и правопорядка.

Граждане Республики Казахстан равны перед законом во всех областях экономической, политической, социальной и культурной жизни, независимо от отношения к религии.

Прямое или косвенное ограничение прав или установление каких-либо преимуществ граждан, в зависимости от их отношения к религии, или возбуждение связанных с этим вражды и ненависти, либо оскорбление чувств граждан, а также осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест, влекут ответственность, установленную законодательством РК.

В Законе четко указано, что никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения гражданских обязанностей, за исключением предусмотренных законом случаев. Замена исполнения одной обязанности на другую по мотивам религиозных убеждений допускается только в соответствии с законодательством РК.

Религиозные объединения в рамках законодательства могут оказывать содействие и помощь государству в выполнении функций социальной защиты граждан, культурно-воспитательной деятельности.

Следует подчеркнуть, что конституционно-правовые аспекты светскости Республики Казахстан обусловлены международно-правовыми документами, включающими в себя нормы, закрепляющие положение о равенстве людей независимо от их вероисповедания, о их праве на свободу совести и вероисповедания, включая свободу не исповедовать никакой религии.

В чем суть государственной политики в религиозной сфере?

— В Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» Президент Республики Казахстан — Лидер нации Нурсултан Назарбаев отмечает, что гражданский мир и межнациональное согласие — наша главная ценность.

***

Праздновали

Глава Казахстанского Митрополичьего округа поздравил Верховного Муфтия Казахстана с праздником Ораза Айт

28 июля 2014 года Глава Митрополичьего Округа Русской Православной Церкви в Республике Казахстан митрополит Астанайский и Казахстанский Александр поздравил Председателя Духовного управления мусульман Казахстана, Верховного Муфтия Ержана кажы Малгажыулы Маямерова и всех мусульман Казахстана с праздником Ораза айт.

«Традиции Ислама ханафитского мазхаба являются неотъемлемой частью богатейшего культурно-духовного наследия многонационального Казахстана. И сегодняшний праздник, знаменующий завершение священного месяца Рамадан, объединяет верующих вокруг непреходящих нравственных ценностей и идеалов добра и справедливости.

Голос мусульманской уммы имеет большое значение для утверждения в нашей стране идей добрососедства и веротерпимости, противодействия экстремизму и укрепления общественной морали. В одном из своих выступлений Президент Республики Нурсултан Абишевич Назарбаев отметил, что: «Каждый, кто поддерживает мир и стабильность, кто любит свое Отечество, с уважением относится к другим конфессиям, потому что воспитанный и образованный человек не допустит иного отношения к соотечественникам, исповедующим другую религию». На благословенных землях Семиречья и Сара-Арки мусульмане и христиане столетиями в мире и братолюбии совершали свой труд, закладывая основы для развития и укрепления общего дома — Казахстана. Дай Бог, чтобы и в дальнейшем межконфессиональный мир и межнациональное согласие процветали в нашем Отечестве, к пользе и благу всех народов страны», — говорится в поздравлении.

Митрополит Александр пожелал Верховному Муфтию и всем мусульманам страны здоровья, душевного мира, благополучия и успехов в трудах на благо Казахстана.

***

Тренинг

Экстремизм: как противостоять злу

В ДВД Акмолинской области прошел обучающий семинар-тренинг «Работа с лицами, вовлеченными в поле экстремизма и терроризма», участниками которого стали сотрудники отдела по борьбе с экстремизмом ДВД области, участковые инспектора полиции, оперуполномоченные соответствующих подразделений органов внутренних дел и сотрудники уголовно-исполнительной системы.

Модератором семинара Гульнарой Оразбаевой, директором КГУ «Центр анализа и развития межконфессиональных отношений», были озвучены цели и задачи мероприятия: освоение практических навыков работы с разными целевыми аудиториями верующих, распознавание скрытого социально-психологического насилия и манипулятивной эксплуатации. Наиболее актуальными для обучающихся явились информация о динамике и причинах распространения деструктивных доктрин, особенностях разъяснительной работы с населением и религиоведческая теория, блестяще изложенная ученым из Астаны, директором ОО «Консультативно-реабилитационный центр «Акниет» Алибеком Кимановым.

Руководитель управления по делам религий Акмолинской области Сауле Ибраева в своем выступлении охарактеризовала текущую религиозную ситуацию в области. Поучительными и полезными для аудитории оказались и просмотренные видеофильмы и ролики.

Именно сотрудники соответствующих государственных и правоохранительных органов уполномочены формировать доверие населения к государственной политике в сфере религии и содействовать активной гражданской позиции, направленной на укрепление согласия и стабильности в обществе.

Гость из столицы Алибек Киманов, обозначив вызовы в религиозно-политических процессах, подробно объяснил методы вовлечения молодежи в радикальные течения и высветил возможные пути их решения. С большим интересом аудитория внимала комментариям компетентного специалиста и подробному анализу проведенных тренингов, той самой увлекательной части семинара, когда все участники смогли практически закрепить только что полученные знания.

Религиозный экстремизм в последнее время заметно активизировался в Центрально-Азиатском регионе. Алибек Киманов акцентировал внимание присутствующих на том, что религиозный экстремизм и терроризм подрывают конституционные устои общества, и потому должен немедленно срабатывать основной принцип УК РК — неотвратимость наказания. Он подробно остановился на частных и общих признаках деструктивных религиозных объединений: конспиративность, организованность и немногочисленность относятся к первым, а ко вторым — психологическая манипуляция, наличие харизматического лидера, активная вербовка новых лиц, самопожертвование, искаженное толкование норм традиционных религий.

Не обошлось и без экскурса в историю: в процессе своего объяснения гость из Астаны продемонстрировал глубокое знание истории Ислама, что, несомненно, было оценено аудиторией.

В завершение работы этого нужного и полезного обучающего семинара — тренинга всем участникам были вручены сертификаты, раздаточные материалы.

Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также