3 августа — День работников транспорта: Магистраль Веры, На его счету — 52 жатвы. Пока…, Четкий ритм стальных магистралей, Цифры и факты, Дорогие дороги

090-3-1Рядом с нами
Магистраль Веры
Пульт управления на железнодорожной станции Чаглинка действует в круглосуточном режиме. При любых обстоятельствах он не отключается от линий электропередачи и связи ни на минуту. Это своего рода сердце транспортного предприятия, по которому определяется трудовое дыхание стальной магистрали в границах его участка.
На большом экране множество различных переключателей, то и дело загораются то красным, то зеленым светом лампочки-светлячки, высвечиваются короткие прямые, изогнутые и длинные линии. Честно признаться, обывателю, что обозначают разные цвета тех же лампочек и линии-пунктиры, не разобраться. А вот Вера Алексеевна Сайфутдинова, дежурная по станции, глянет на экран и тут же мысленно уже представляет ситуацию, сложившуюся на участке службы пути.

Тридцать восемь лет женщина верно служит железной дороге. Сейчас уже и не подсчитать, сколько под ее строгим контролем промчалось через станцию на скоростях грузовых и пассажирских поездов, сколько смен, дней и ночей, сидя за пультом, провела она на вахте.

— Да люблю я свою работу, всем своим существом прикипела к железной дороге, — откровенничала Вера Алексеевна. — Просто не могу себя представить на другом месте. Несведущие даже не представляют, где мне приходится «побывать» за смену, сколько отдать распоряжений машинистам, путейцам, другим работникам. И что важно, все безупречно их исполняют. Порядки в нашей отрасли строгие. Иначе и быть не может. Согласованность действий, высокая степень ответственности и дисциплина — основа бесперебойной работы и безаварийности на железнодорожном транспорте.

Круг обязанностей у Веры Алексеевны обширен. Находясь на посту, она участвует в сложном процессе технических операций по приему, отправлению, обгону, пропуску грузовых и пассажирских поездов (их в сутки через станцию проходит множество пар), посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, маневровых операций по прицепке-отцепке вагонов к сборным поездам. С поставленными задачами справляется успешно. Является наставником молодежи, свой богатый профессиональный и жизненный опыт охотно передает начинающим трудовой путь.

Доброжелательная и отзывчивая — так говорят о Вере Алексеевне коллеги по работе, товарищи и друзья по жизни. Дежурная по станции Вера Сайфутдинова являет добрый пример, как надо относиться к порученному делу, своим трудом приумножать добрую славу железнодорожников — акмолинцев. Ее портрет украшает станционный стенд «Лучшие по профессии».

Уважаемая Вера Алексеевна, примите от нас, журналистов «Акмолинской правды», искренние поздравления с вашим профессиональным праздником. Счастья и всяческих удач Вам в жизни.
Иван ПЕРЕРВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

***

Золотой фонд области

На его счету — 52 жатвы. Пока…

Освоение целины значительно изменило жизнь не только коренных жителей и тех, кто приехал ее покорять, но и методы работы в разных сферах.

090-3-2Урожаи зерна целина давала большие, убрать выращенное маломощными комбайнами стоило огромного труда, а доставить хлеб на элеваторы, в надежные закрома, вообще было проблемой — расстояния большие, грузоподъемность автомашин очень маленькая -2-3 тонны. Вот и сновали «ГАЗы», «ЗИЛы», «ЗИСы», как челноки, между токами и элеваторами, сжигая бензин, забирая силы и здоровье у водителей, отдачу при этом принося очень и очень маленькую. Образно говоря, гора рождала мышь.

Конечно, советский автопром на месте не стоял, в стране стали выпускать все более мощные грузовики — «МАЗы», «КрАЗы», «БелАЗы», но… они решали проблему с перемещением тяжелых грузов — металла, железобетона, камня и т.п. А зерно-то легкое, для его перевозки требовался транспорт не только сильный, но и, главное, объемный, вместительный. Увы, такого не было.

И тогда изобретательные водители-целинники придумали автопоезда: к автомобилю цепляли три-четыре прицепа, значительно увеличивая отдачу каждого своего рейса. Одним из зачинателей такого способа перевозки был Валентин Щербаков.

На целину пермский парень приехал после службы в армии, весной 1961 года.

— Были силы, уже появился какой-то опыт, хотелось проявить себя в большом деле, — вспоминает Валентин Петрович. — А где это можно было сделать, если не на целине?

Вначале Валентин с другими такими же ищущими большого дела друзьями попал в Кустанайскую область, но, не приступив к работе, услышал, что в Целинограде завезли большую партию новых грузовиков, там срочно требуются водители. И он рванул в столицу бывшего целинного края, устроился в автобазу № 4, которая позднее стала автоколонной № 2552, где наш герой проработал до пенсии.

Здесь ему дали новенький «ЗИЛ-585»-самосвал. Основная задача — перевозка грузов по области, а осенью — длительная командировка на уборку урожая. Первую жатву Щербаков провел в Нововладимировке Вишневского района, отвозил зерно с тока на элеватор. И с тех пор по нынешний год он не пропустил ни одной уборки хлеба.

Поначалу за результатами не гнался — сколько загрузили, столько и отвез, а вот когда в 1965 году пересел на новый семитонный «МАЗ», взяло зло: да что же это такое — машина мощная, а за рейс перевозишь всего ничего. И Щербаков решил исправить несправедливость: прицепил к грузовику сразу три 4-тонные прицепа и стал перевозить уже не 7 тонн зерна, а 20-21. Но и этого ему со временем показалось мало. Он добавил еще один прицеп, нарастил на кузове и тележках борта, теперь в его автопоезд вмещалось до 30 тонн пшеницы или ячменя.

Конечно, такое трудовое усердие, а, главное, результаты работы молодого водителя были замечены и отмечены: в 1972 году его наградили орденом Ленина.

— Не знаю, почему выбрали именно меня, — будто извиняясь, говорит Валентин Петрович. — В области водили автопоезда и другие — Сергей Балян, Петр Колос. Правда, машины у них были послабее моей — «ЗИЛы».

В 1976 году Щербакова, Баляна и Колоса пригласили в г. Кременчуг (Украина) и вручили каждому по именному «КрАЗу», с соответствующими табличками на капотах. Это, конечно же, большая честь, но и высочайшая ответственность — попробуй урони свое имя. А потому Валентин к очередной жатве подготовился еще более основательно, чем прежде. Взял 4 прицепа от «Кировца» грузоподъемностью 12 тонн, нарастил борта, чтобы в каждом кузове помещалось до 20 тонн зерна, поменял мосты и стал на новом автопоезде перевозить по 113 тонн пшеницы за один рейс. Это было на целине, а, может быть, и в мире, впервые. О Щербакове стало известно всей стране, ему присвоили звание Героя Социалистического Труда, избрали депутатом Верховного Совета СССР.

Но это — лавры, а за ними огромный, титанический труд. Навсегда в памяти Валентина Петровича осталась его «ездка» из с. Балкашино в г. Ерейментау — это более 500 километров, а скорость его автопоезда — 20 км/час. Груз — 115 тонн сырого зерна. Время в пути — почти двое суток. Так что награды и звания просто так не давались.

А Щербаков ими и не кичился, остался, как и был, скромным, непритязательным работягой. Думки у него, как всегда, были не о личном благополучии (деньги, квартира, машина и т.д.), а о том, что еще придумать, чтобы перевозить зерна больше и быстрее.

В 1983 году он получил новый «КрАЗ», еще более мощный. Нет, еще один прицеп или два добавлять не стал, это в связи с нашими дорогами и длиной автопоезда было просто невозможно, а придумал другое. По его подсчетам, больше всего времени он терял при загрузке его автопоезда на токах. Поскольку с начала 70-х годов перевозил хлеб в основном в Краснознаменском районе, где на элеваторе специально для его автопоезда сделали завальную яму для быстрейшей загрузки, договорился, чтобы на совхозном току, где он брал зерно, сделали специальную лебедку. А сам обзавелся еще одним комплектом из прицепов. И стал работать комбитрейлерным методом: на току оставлял пустые прицепы, цеплял и вез на элеватор полные, пока делал «ходку» — пустые загружались и ждали его. Так что работал без вынужденных простоев.

И так — из года в год. В 1996-м пришла пора уходить на пенсию. Казалось бы, все по закону, наработался, теперь отдыхай. Куда там!

— Не мог я остаться без любимого дела, без моего «КрАЗа», — признается наш герой. — Полежу на диване — все тело болит, а подойду к машине — молодость, силы возвращаются, летаю вокруг нее, как птичка.

На пенсию Щербаков ушел, но не один — за долги по зарплате забрал у автоколонны № 2552 свой «КрАЗ» и один прицеп, а с руководством Краснознаменского (ныне Егиндыкольского) района договорился, что каждую осень, как и прежде, будет участвовать в перевозках зерна нового урожая. И слово свое сдержал.

— В прошлом году была моя уже 52-я жатва, -улыбается Валентин Петрович. — Сколько хлеба перевез — не сосчитать, да и рано это делать -нынче снова поеду.

Вам 78 лет. Не надоела баранка?

— Нет, машина, дорога — моя жизнь. Да и чем мне заниматься? Жена, дочь, внуки, внучки, правнучка живы-здоровы, все необходимое у них есть. Так что работаю не только ради денег, просто потребность у меня такая. С весны до осени — дача, осенью — уборка хлеба, зимой помогаю коммунальным службам Астаны вывозить снег, бывает, из Щербакуля уголь привожу. Все же лучше, чем на диване лежать.

Как считаете, жизнь Ваша удалась?

— Конечно. И не потому, что Герой. Я занимался любимым делом, приносил пользу людям, стране. Любил, дружил, встречался с крупными руководителями — Динмухамедом Кунаевым, Нурсултаном Назарбаевым, Леонидом Брежневым, Михаилом Горбачевым и другими. Горжусь дружбой с моими коллегами-трудягами Сергеем Валяном, Петром Колосом, Жамшитом Кожантаевым, Николаем Плясуновым. Помогал и помогаю людям, теперь уже как член Совета ветеранов столицы. Так что грех жаловаться.

С высоты своих лет как оцениваете то, что происходит в Казахстане, в жизни его людей?

— В целом, конечно, положительно. За 20 лет страна сделала большой рывок в своем развитии, ее уже знает весь цивилизованный мир. Для людей главное — мир, согласие, и это у нас тоже есть. Но кое-что мы потеряли — бесплатные здравоохранение и образование, стабильные и доступные цены на продукты питания, лекарства, одежду, предметы быта. А главное, что меня удручает, это расслоение общества. И даже не только по материальному признаку: люди становятся все эгоцентричнее, замкнутее, у каждого — своя скорлупа. Нет прежней солидарности, взаимовыручки, когда один за всех и все за одного. Нас берет в плен равнодушие. Это очень плохо. Возможно, все дело в законах рынка, но от этого не легче. Тем не менее, я — оптимист и надеюсь, что все у нас будет хорошо.
Александр ДОЛГОВ.
г. Астана.

***

Четкий ритм стальных магистралей

090-3-3В жизни каждой страны железные дороги играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города и села, вносят весомый вклад в социально-экономическое развитие регионов.

Накануне профессионального праздника директор Акмолинского отделения АО «НК «Қазақстан темір жолы» Рамазан Айгайбеков в своем интервью расказывает о текущих делах ведомства:

— Как известно, основная задача железнодорожников, — заявил он, — это полное обеспечение потребностей перевозки пассажиров, народно-хозяйственных грузов. Наше отделение осуществляет транспортное обслуживание трех крупнейших регионов Северного Казахстана — граничит с Южно-Уральской железной дорогой РФ, а также с Костанайским, Павлодарским, Карагандинским отделениями дорог и другими станциями. Благодаря слаженной работе компания вносит весомый вклад в развитие области. На сегодня общая протяженность Акмолинского отделения 1 589 км, из них однопутных 426, двухпутных — 1 152 км. Последние, к слову, полностью электрифицированы. Что касается транзитной доли собственной погрузки в общем грузообороте, то она составляет 10 процентов. Численность персонала компании с учетом аффилированных предприятий, которые входят в состав «АО «НК Қазақстан темір жолы» — более 21 тыс. человек.

Какие конкретно принимаются меры руководством отделения и отрасли в целом по техническому перевооружению грузового и пассажирского парка, автоматизации производства и т.д., направленных на дальнейшее увеличение грузопотока, снижение стоимости перевозок?

— Как в отделении, так и в целом по отрасли осуществляется целенаправленная и системная работа по оснащению и модернизации всего парка, систем управления и обновления ремонтной техники. В текущем году запланирован капитальный ремонт 79 километров путей. Из этого объема более 60% работ уже выполнено, окончательно завершить модернизацию планируем к октябрю.

Не секрет, что самый тяжелый труд ложится на плечи путейцев. И специально для облегчения их условий труда компания приобрела новейшее оборудование австрийского и российского производства. Благодаря техническому оснащению непростой до этого труд рядовых работников нашего отделения дороги намного облегчен. С приходом автоматизации доля ручного труда уменьшилась в разы, а определенный объем работ выполняется с необходимой точностью.

Несколько слов о новинках. В текущем году компания приобрела два новых высококомфортабельных электропоезда российского производства. В них имеется несколько классов комфортабельности. Курсируют поезда между столицей, курортом «Бурабай» и областным центром. В новинках есть все удобства — комфортабельные сиденья, телевизоры, Wi-Fi… Кокшетауцам и гостям города должно понравиться…

Для того, чтобы специалисты умели грамотно руководить работой автоматики и оборудования, а также приобретали необходимый объем знаний, компания уделяет огромное внимание обучению кадров. Неслучайно одно из главных учебных заведений страны — Казахская академия транспорта и коммуникации, готовящая специалистов железнодорожного профиля, входит в структуру АО «НК «Қазақстан темір жолы». Кроме того, в г. Астане за счет средств компании введен в эксплуатацию новый учебный центр, где работники железнодорожной сферы проходят необходимое переобучение и переаттестацию. Кадры решают все, и куем мы их для себя самостоятельно.

Близится уборка урожая, к которой причастны и железнодорожники области. Помнится, в минувшие годы в пиковый период не хватало вагонов для перевозки зерна. На что могут рассчитывать аграрии и работники хлебозаготовительных предприятий в этом году?

— Хотя наше отделение и транзитное, доля погрузки зерна и продуктов перемола в общей его погрузке составляет 79 процентов. В прошлом году по инициативе и на базе «АО НК «Қазақстан темір жолы» было создано совместное предприятие «Астық-транс», в парке которого имеются около 10 тысяч вагонов. Из них 6,5 тыс. казахстанские, остальные — российского железнодорожного предприятия. Новоявленное СП полностью обеспечивает перевозку зерна, перекрывает все необходимые потребности. Даже местные зернотрейдеры отмечают, что проблем с транспортировкой пшеницы по любым направлениям внутри страны у нашей компании нет.

Акмолинское отделение дороги — это многотысячный коллектив профессионалов. Расскажите, пожалуйста, о них…

— Да, Акмолинское отделение дорог было и остается многотысячным коллективом профессионалов своего дела. Здесь трудились много именитых людей и сложились целые семейные династии. К примеру, у семьи Ахметовых общий стаж работы на железной дороге 1260 лет. Недавно в г. Астане был проведен конкурс, где эта семья стала его победителем и обладателем полумиллиона тенге. Весь выигрыш Ахметовы направили на благотворительность, приобрели для малообеспеченных семей столицы компьютеры, телевизоры и холодильники.

—  Общеизвестно, что в Акмолинском отделении дороги четко соблюдается требование Главы государства Нурсултана Назарбаева о социальной ответственности бизнеса. Давайте заглянем в социальный пакет, который предлагается старательным работникам магистрали…

— Наше отделение дорог самое пристальное внимание уделяет социальной сфере. Согласно коллективному договору между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и его трудовым коллективом, пенсионерам железнодорожного транспорта оказывается единовременная материальная помощь: на лечение, зубопротезирование, к юбилейной дате, а участникам Великой Отечественной войны ко Дню Победы, неработающим пенсионерам и почетным железнодорожникам — к профессиональному празднику. Также компания оказывает поддержку работникам в приобретении путевок в санатории, возмещает пенсионерам расходы на бесплатный проезд один раз в год, а также материальную помощь ко Дню пожилого человека.

Пользуясь случаем поздравляю работников железнодорожной сферы с профессиональным праздником. Желаю всем семейного благополучия и успехов в нашем нелегком труде!

Вопросы подготовил Кенес СМАИЛОВ.

***

Цифры и факты

За январь-июнь т.г. объем грузоперевозок в области (с учетом оценки объемов перевозок грузов нетранспортных организаций и предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками) составил 55636 тыс. тонн — рост 2,4% к соответствующему периоду прошлого года.

***

Грузооборот транспорта составил 2 183 млн. т/км, что на 3,2% больше, чем в январе-июне прошлого года.

***

За шесть месяцев текущего года транспортом области перевезен 845 581 человек, что на 8,1 процента больше к периоду прошлого года.

***

Пассажирооборот составил 3 млрд. 605 млн. пасса-жиро-километров — на 7,7 процента больше прошлогоднего.

По данным облдепартамента статистики.

***

Дорогие дороги

Чтобы водители были довольны

Отгадайте с первого раза: кого чаще всего вспоминает водитель за рулем? Правильно, дорожников. И чем хуже дорога, тем «воспоминания» его становятся по ходу пути все негативнее и грубее.

К сожалению, одна из двух наших проблем решается очень и очень медленно. А если и решается, то ненадолго — год-два и опять нужен ремонт.

Конечно, дороги — дело дорогое. Может быть, не зря эти слова так похожи. Тем не менее, государство и местные власти выделяют на строительство и ремонт дорог большие деньги, понимая, что они, дороги, — это артерии, вены, капилляры, по которым течет жизнь. Перекрой один из них — будет сбой, проложи новый — жить станет легче.

— Я сам много лет вожу автомобиль, поэтому прекрасно знаю, что значит дорога и ее качество, — говорит руководитель отдела ЖКХ, пассажирского трас-порта и автодорог Аккольского района Михаил Ворсин. — Поэтому и как водитель, и как должностное лицо, отвечающее за строительство и состояние дорог в регионе, делаю все возможное, чтобы водители реже вспоминали и меня, и всех, кто строит и содержит дороги.

Как рассказал далее Михаил Юрьевич, в Аккольском районе протяженность автомобильных дорог составляет 514,9 км, из них районного значения -111,5. В этом году из местного бюджета на профилировку и подсыпку автодорог с гравийно-щебеночным покрытием протяженностью 78 км выделены 2338 тысяч тенге. Тендер на проведение этих работ выиграло ТОО «Акколь-Акжол». И со своей задачей коллектив уже справился. Трассы Ерназар-Наумовка, Кайнар-Жалгызкарагай-Тастыадыр, Кына-Карасай теперь водителям хлопот не приносят.

Особое внимание — дороги районного центра. А это — 79 улиц и переулков. Конечно, не все они требуют ремонта, потому что за последние пять лет капитально отремонтированы 9 центральных, особо напряженных улиц. Тем не менее работа по приведению проезжей части улиц ведется. На нынешний ве-сенне-осенний сезон на их ремонт были выделены 3 074 тысячи тенге. И подрядчик «ИП Ж.А. Сарсенбаев» свою задачу выполнил, отремонтировав 1 150 м2 асфальтового покрытия.

Долгое время не могли решить вопрос с ремонтом одной из основных «артерий» города — улицы им. Уалиханова протяженностью 2 км, но в этом году местные власти нашли необходимые для этого средства, работа началась — отремонтировано основание дороги, скоро приступят к укладке асфальта.

Не забывают в Акколе и о тротуарах. Их уже отремонтировано более 3 500 м2.

Ясно, что здесь о дорогах не забывают. В планах на будущее — 22 ПСД по их ремонту.

Сергей ДАВЫДОВ.
Аккольский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также