3 августа — День работников транспорта: Магистраль Веры, На его счету — 52 жатвы. Пока…, Четкий ритм стальных магистралей, Цифры и факты, Дорогие дороги

090-3-1Рядом с нами
Магистраль Веры
Пульт управления на железнодорожной станции Чаглинка действует в круглосуточном режиме. При любых обстоятельствах он не отключается от линий электропередачи и связи ни на минуту. Это своего рода сердце транспортного предприятия, по которому определяется трудовое дыхание стальной магистрали в границах его участка.
На большом экране множество различных переключателей, то и дело загораются то красным, то зеленым светом лампочки-светлячки, высвечиваются короткие прямые, изогнутые и длинные линии. Честно признаться, обывателю, что обозначают разные цвета тех же лампочек и линии-пунктиры, не разобраться. А вот Вера Алексеевна Сайфутдинова, дежурная по станции, глянет на экран и тут же мысленно уже представляет ситуацию, сложившуюся на участке службы пути.

Тридцать восемь лет женщина верно служит железной дороге. Сейчас уже и не подсчитать, сколько под ее строгим контролем промчалось через станцию на скоростях грузовых и пассажирских поездов, сколько смен, дней и ночей, сидя за пультом, провела она на вахте.

- Да люблю я свою работу, всем своим существом прикипела к железной дороге, - откровенничала Вера Алексеевна. - Просто не могу себя представить на другом месте. Несведущие даже не представляют, где мне приходится «побывать» за смену, сколько отдать распоряжений машинистам, путейцам, другим работникам. И что важно, все безупречно их исполняют. Порядки в нашей отрасли строгие. Иначе и быть не может. Согласованность действий, высокая степень ответственности и дисциплина — основа бесперебойной работы и безаварийности на железнодорожном транспорте.

Круг обязанностей у Веры Алексеевны обширен. Находясь на посту, она участвует в сложном процессе технических операций по приему, отправлению, обгону, пропуску грузовых и пассажирских поездов (их в сутки через станцию проходит множество пар), посадки и высадки пассажиров, погрузки и выгрузки грузов, маневровых операций по прицепке-отцепке вагонов к сборным поездам. С поставленными задачами справляется успешно. Является наставником молодежи, свой богатый профессиональный и жизненный опыт охотно передает начинающим трудовой путь.

Доброжелательная и отзывчивая - так говорят о Вере Алексеевне коллеги по работе, товарищи и друзья по жизни. Дежурная по станции Вера Сайфутдинова являет добрый пример, как надо относиться к порученному делу, своим трудом приумножать добрую славу железнодорожников - акмолинцев. Ее портрет украшает станционный стенд «Лучшие по профессии».

Уважаемая Вера Алексеевна, примите от нас, журналистов «Акмолинской правды», искренние поздравления с вашим профессиональным праздником. Счастья и всяческих удач Вам в жизни.
Иван ПЕРЕРВА.
Фото Ермурата ДОСУМОВА.

***

Золотой фонд области

На его счету - 52 жатвы. Пока...

Освоение целины значительно изменило жизнь не только коренных жителей и тех, кто приехал ее покорять, но и методы работы в разных сферах.

090-3-2Урожаи зерна целина давала большие, убрать выращенное маломощными комбайнами стоило огромного труда, а доставить хлеб на элеваторы, в надежные закрома, вообще было проблемой - расстояния большие, грузоподъемность автомашин очень маленькая -2-3 тонны. Вот и сновали «ГАЗы», «ЗИЛы», «ЗИСы», как челноки, между токами и элеваторами, сжигая бензин, забирая силы и здоровье у водителей, отдачу при этом принося очень и очень маленькую. Образно говоря, гора рождала мышь.

Конечно, советский автопром на месте не стоял, в стране стали выпускать все более мощные грузовики - «МАЗы», «КрАЗы», «БелАЗы», но... они решали проблему с перемещением тяжелых грузов - металла, железобетона, камня и т.п. А зерно-то легкое, для его перевозки требовался транспорт не только сильный, но и, главное, объемный, вместительный. Увы, такого не было.

И тогда изобретательные водители-целинники придумали автопоезда: к автомобилю цепляли три-четыре прицепа, значительно увеличивая отдачу каждого своего рейса. Одним из зачинателей такого способа перевозки был Валентин Щербаков.

На целину пермский парень приехал после службы в армии, весной 1961 года.

- Были силы, уже появился какой-то опыт, хотелось проявить себя в большом деле, - вспоминает Валентин Петрович. - А где это можно было сделать, если не на целине?

Вначале Валентин с другими такими же ищущими большого дела друзьями попал в Кустанайскую область, но, не приступив к работе, услышал, что в Целинограде завезли большую партию новых грузовиков, там срочно требуются водители. И он рванул в столицу бывшего целинного края, устроился в автобазу № 4, которая позднее стала автоколонной № 2552, где наш герой проработал до пенсии.

Здесь ему дали новенький «ЗИЛ-585»-самосвал. Основная задача - перевозка грузов по области, а осенью - длительная командировка на уборку урожая. Первую жатву Щербаков провел в Нововладимировке Вишневского района, отвозил зерно с тока на элеватор. И с тех пор по нынешний год он не пропустил ни одной уборки хлеба.

Поначалу за результатами не гнался - сколько загрузили, столько и отвез, а вот когда в 1965 году пересел на новый семитонный «МАЗ», взяло зло: да что же это такое - машина мощная, а за рейс перевозишь всего ничего. И Щербаков решил исправить несправедливость: прицепил к грузовику сразу три 4-тонные прицепа и стал перевозить уже не 7 тонн зерна, а 20-21. Но и этого ему со временем показалось мало. Он добавил еще один прицеп, нарастил на кузове и тележках борта, теперь в его автопоезд вмещалось до 30 тонн пшеницы или ячменя.

Конечно, такое трудовое усердие, а, главное, результаты работы молодого водителя были замечены и отмечены: в 1972 году его наградили орденом Ленина.

— Не знаю, почему выбрали именно меня, - будто извиняясь, говорит Валентин Петрович. — В области водили автопоезда и другие - Сергей Балян, Петр Колос. Правда, машины у них были послабее моей - «ЗИЛы».

В 1976 году Щербакова, Баляна и Колоса пригласили в г. Кременчуг (Украина) и вручили каждому по именному «КрАЗу», с соответствующими табличками на капотах. Это, конечно же, большая честь, но и высочайшая ответственность - попробуй урони свое имя. А потому Валентин к очередной жатве подготовился еще более основательно, чем прежде. Взял 4 прицепа от «Кировца» грузоподъемностью 12 тонн, нарастил борта, чтобы в каждом кузове помещалось до 20 тонн зерна, поменял мосты и стал на новом автопоезде перевозить по 113 тонн пшеницы за один рейс. Это было на целине, а, может быть, и в мире, впервые. О Щербакове стало известно всей стране, ему присвоили звание Героя Социалистического Труда, избрали депутатом Верховного Совета СССР.

Но это - лавры, а за ними огромный, титанический труд. Навсегда в памяти Валентина Петровича осталась его «ездка» из с. Балкашино в г. Ерейментау - это более 500 километров, а скорость его автопоезда - 20 км/час. Груз - 115 тонн сырого зерна. Время в пути — почти двое суток. Так что награды и звания просто так не давались.

А Щербаков ими и не кичился, остался, как и был, скромным, непритязательным работягой. Думки у него, как всегда, были не о личном благополучии (деньги, квартира, машина и т.д.), а о том, что еще придумать, чтобы перевозить зерна больше и быстрее.

В 1983 году он получил новый «КрАЗ», еще более мощный. Нет, еще один прицеп или два добавлять не стал, это в связи с нашими дорогами и длиной автопоезда было просто невозможно, а придумал другое. По его подсчетам, больше всего времени он терял при загрузке его автопоезда на токах. Поскольку с начала 70-х годов перевозил хлеб в основном в Краснознаменском районе, где на элеваторе специально для его автопоезда сделали завальную яму для быстрейшей загрузки, договорился, чтобы на совхозном току, где он брал зерно, сделали специальную лебедку. А сам обзавелся еще одним комплектом из прицепов. И стал работать комбитрейлерным методом: на току оставлял пустые прицепы, цеплял и вез на элеватор полные, пока делал «ходку» - пустые загружались и ждали его. Так что работал без вынужденных простоев.

И так - из года в год. В 1996-м пришла пора уходить на пенсию. Казалось бы, все по закону, наработался, теперь отдыхай. Куда там!

- Не мог я остаться без любимого дела, без моего «КрАЗа», - признается наш герой. - Полежу на диване - все тело болит, а подойду к машине - молодость, силы возвращаются, летаю вокруг нее, как птичка.

На пенсию Щербаков ушел, но не один - за долги по зарплате забрал у автоколонны № 2552 свой «КрАЗ» и один прицеп, а с руководством Краснознаменского (ныне Егиндыкольского) района договорился, что каждую осень, как и прежде, будет участвовать в перевозках зерна нового урожая. И слово свое сдержал.

- В прошлом году была моя уже 52-я жатва, -улыбается Валентин Петрович. - Сколько хлеба перевез - не сосчитать, да и рано это делать -нынче снова поеду.

- Вам - 78 лет. Не надоела баранка?

- Нет, машина, дорога - моя жизнь. Да и чем мне заниматься? Жена, дочь, внуки, внучки, правнучка живы-здоровы, все необходимое у них есть. Так что работаю не только ради денег, просто потребность у меня такая. С весны до осени - дача, осенью - уборка хлеба, зимой помогаю коммунальным службам Астаны вывозить снег, бывает, из Щербакуля уголь привожу. Все же лучше, чем на диване лежать.

- Как считаете, жизнь Ваша удалась?

- Конечно. И не потому, что Герой. Я занимался любимым делом, приносил пользу людям, стране. Любил, дружил, встречался с крупными руководителями - Динмухамедом Кунаевым, Нурсултаном Назарбаевым, Леонидом Брежневым, Михаилом Горбачевым и другими. Горжусь дружбой с моими коллегами-трудягами Сергеем Валяном, Петром Колосом, Жамшитом Кожантаевым, Николаем Плясуновым. Помогал и помогаю людям, теперь уже как член Совета ветеранов столицы. Так что грех жаловаться.

- С высоты своих лет как оцениваете то, что происходит в Казахстане, в жизни его людей?

- В целом, конечно, положительно. За 20 лет страна сделала большой рывок в своем развитии, ее уже знает весь цивилизованный мир. Для людей главное - мир, согласие, и это у нас тоже есть. Но кое-что мы потеряли - бесплатные здравоохранение и образование, стабильные и доступные цены на продукты питания, лекарства, одежду, предметы быта. А главное, что меня удручает, это расслоение общества. И даже не только по материальному признаку: люди становятся все эгоцентричнее, замкнутее, у каждого - своя скорлупа. Нет прежней солидарности, взаимовыручки, когда один за всех и все за одного. Нас берет в плен равнодушие. Это очень плохо. Возможно, все дело в законах рынка, но от этого не легче. Тем не менее, я - оптимист и надеюсь, что все у нас будет хорошо.
Александр ДОЛГОВ.
г. Астана.

***

Четкий ритм стальных магистралей

090-3-3В жизни каждой страны железные дороги играют особую роль. Они были и остаются главной транспортной артерией, связывающей воедино города и села, вносят весомый вклад в социально-экономическое развитие регионов.

Накануне профессионального праздника директор Акмолинского отделения АО «НК «Қазақстан темір жолы» Рамазан Айгайбеков в своем интервью расказывает о текущих делах ведомства:

- Как известно, основная задача железнодорожников, - заявил он, - это полное обеспечение потребностей перевозки пассажиров, народно-хозяйственных грузов. Наше отделение осуществляет транспортное обслуживание трех крупнейших регионов Северного Казахстана — граничит с Южно-Уральской железной дорогой РФ, а также с Костанайским, Павлодарским, Карагандинским отделениями дорог и другими станциями. Благодаря слаженной работе компания вносит весомый вклад в развитие области. На сегодня общая протяженность Акмолинского отделения 1 589 км, из них однопутных 426, двухпутных - 1 152 км. Последние, к слову, полностью электрифицированы. Что касается транзитной доли собственной погрузки в общем грузообороте, то она составляет 10 процентов. Численность персонала компании с учетом аффилированных предприятий, которые входят в состав «АО «НК Қазақстан темір жолы» - более 21 тыс. человек.

- Какие конкретно принимаются меры руководством отделения и отрасли в целом по техническому перевооружению грузового и пассажирского парка, автоматизации производства и т.д., направленных на дальнейшее увеличение грузопотока, снижение стоимости перевозок?

- Как в отделении, так и в целом по отрасли осуществляется целенаправленная и системная работа по оснащению и модернизации всего парка, систем управления и обновления ремонтной техники. В текущем году запланирован капитальный ремонт 79 километров путей. Из этого объема более 60% работ уже выполнено, окончательно завершить модернизацию планируем к октябрю.

Не секрет, что самый тяжелый труд ложится на плечи путейцев. И специально для облегчения их условий труда компания приобрела новейшее оборудование австрийского и российского производства. Благодаря техническому оснащению непростой до этого труд рядовых работников нашего отделения дороги намного облегчен. С приходом автоматизации доля ручного труда уменьшилась в разы, а определенный объем работ выполняется с необходимой точностью.

Несколько слов о новинках. В текущем году компания приобрела два новых высококомфортабельных электропоезда российского производства. В них имеется несколько классов комфортабельности. Курсируют поезда между столицей, курортом «Бурабай» и областным центром. В новинках есть все удобства - комфортабельные сиденья, телевизоры, Wi-Fi... Кокшетауцам и гостям города должно понравиться...

Для того, чтобы специалисты умели грамотно руководить работой автоматики и оборудования, а также приобретали необходимый объем знаний, компания уделяет огромное внимание обучению кадров. Неслучайно одно из главных учебных заведений страны - Казахская академия транспорта и коммуникации, готовящая специалистов железнодорожного профиля, входит в структуру АО «НК «Қазақстан темір жолы». Кроме того, в г. Астане за счет средств компании введен в эксплуатацию новый учебный центр, где работники железнодорожной сферы проходят необходимое переобучение и переаттестацию. Кадры решают все, и куем мы их для себя самостоятельно.

- Близится уборка урожая, к которой причастны и железнодорожники области. Помнится, в минувшие годы в пиковый период не хватало вагонов для перевозки зерна. На что могут рассчитывать аграрии и работники хлебозаготовительных предприятий в этом году?

- Хотя наше отделение и транзитное, доля погрузки зерна и продуктов перемола в общей его погрузке составляет 79 процентов. В прошлом году по инициативе и на базе «АО НК «Қазақстан темір жолы» было создано совместное предприятие «Астық-транс», в парке которого имеются около 10 тысяч вагонов. Из них 6,5 тыс. казахстанские, остальные — российского железнодорожного предприятия. Новоявленное СП полностью обеспечивает перевозку зерна, перекрывает все необходимые потребности. Даже местные зернотрейдеры отмечают, что проблем с транспортировкой пшеницы по любым направлениям внутри страны у нашей компании нет.

- Акмолинское отделение дороги - это многотысячный коллектив профессионалов. Расскажите, пожалуйста, о них...

- Да, Акмолинское отделение дорог было и остается многотысячным коллективом профессионалов своего дела. Здесь трудились много именитых людей и сложились целые семейные династии. К примеру, у семьи Ахметовых общий стаж работы на железной дороге 1260 лет. Недавно в г. Астане был проведен конкурс, где эта семья стала его победителем и обладателем полумиллиона тенге. Весь выигрыш Ахметовы направили на благотворительность, приобрели для малообеспеченных семей столицы компьютеры, телевизоры и холодильники.

Общеизвестно, что в Акмолинском отделении дороги четко соблюдается требование Главы государства Нурсултана Назарбаева о социальной ответственности бизнеса. Давайте заглянем в социальный пакет, который предлагается старательным работникам магистрали...

- Наше отделение дорог самое пристальное внимание уделяет социальной сфере. Согласно коллективному договору между АО «НК «Қазақстан темір жолы» и его трудовым коллективом, пенсионерам железнодорожного транспорта оказывается единовременная материальная помощь: на лечение, зубопротезирование, к юбилейной дате, а участникам Великой Отечественной войны ко Дню Победы, неработающим пенсионерам и почетным железнодорожникам - к профессиональному празднику. Также компания оказывает поддержку работникам в приобретении путевок в санатории, возмещает пенсионерам расходы на бесплатный проезд один раз в год, а также материальную помощь ко Дню пожилого человека.

Пользуясь случаем поздравляю работников железнодорожной сферы с профессиональным праздником. Желаю всем семейного благополучия и успехов в нашем нелегком труде!

Вопросы подготовил Кенес СМАИЛОВ.

***

Цифры и факты

За январь-июнь т.г. объем грузоперевозок в области (с учетом оценки объемов перевозок грузов нетранспортных организаций и предпринимателей, занимающихся коммерческими перевозками) составил 55636 тыс. тонн - рост 2,4% к соответствующему периоду прошлого года.

***

Грузооборот транспорта составил 2 183 млн. т/км, что на 3,2% больше, чем в январе-июне прошлого года.

***

За шесть месяцев текущего года транспортом области перевезен 845 581 человек, что на 8,1 процента больше к периоду прошлого года.

***

Пассажирооборот составил 3 млрд. 605 млн. пасса-жиро-километров - на 7,7 процента больше прошлогоднего.

По данным облдепартамента статистики.

***

Дорогие дороги

Чтобы водители были довольны

Отгадайте с первого раза: кого чаще всего вспоминает водитель за рулем? Правильно, дорожников. И чем хуже дорога, тем «воспоминания» его становятся по ходу пути все негативнее и грубее.

К сожалению, одна из двух наших проблем решается очень и очень медленно. А если и решается, то ненадолго - год-два и опять нужен ремонт.

Конечно, дороги - дело дорогое. Может быть, не зря эти слова так похожи. Тем не менее, государство и местные власти выделяют на строительство и ремонт дорог большие деньги, понимая, что они, дороги, - это артерии, вены, капилляры, по которым течет жизнь. Перекрой один из них - будет сбой, проложи новый - жить станет легче.

- Я сам много лет вожу автомобиль, поэтому прекрасно знаю, что значит дорога и ее качество, - говорит руководитель отдела ЖКХ, пассажирского трас-порта и автодорог Аккольского района Михаил Ворсин. - Поэтому и как водитель, и как должностное лицо, отвечающее за строительство и состояние дорог в регионе, делаю все возможное, чтобы водители реже вспоминали и меня, и всех, кто строит и содержит дороги.

Как рассказал далее Михаил Юрьевич, в Аккольском районе протяженность автомобильных дорог составляет 514,9 км, из них районного значения -111,5. В этом году из местного бюджета на профилировку и подсыпку автодорог с гравийно-щебеночным покрытием протяженностью 78 км выделены 2338 тысяч тенге. Тендер на проведение этих работ выиграло ТОО «Акколь-Акжол». И со своей задачей коллектив уже справился. Трассы Ерназар-Наумовка, Кайнар-Жалгызкарагай-Тастыадыр, Кына-Карасай теперь водителям хлопот не приносят.

Особое внимание - дороги районного центра. А это - 79 улиц и переулков. Конечно, не все они требуют ремонта, потому что за последние пять лет капитально отремонтированы 9 центральных, особо напряженных улиц. Тем не менее работа по приведению проезжей части улиц ведется. На нынешний ве-сенне-осенний сезон на их ремонт были выделены 3 074 тысячи тенге. И подрядчик «ИП Ж.А. Сарсенбаев» свою задачу выполнил, отремонтировав 1 150 м2 асфальтового покрытия.

Долгое время не могли решить вопрос с ремонтом одной из основных «артерий» города - улицы им. Уалиханова протяженностью 2 км, но в этом году местные власти нашли необходимые для этого средства, работа началась - отремонтировано основание дороги, скоро приступят к укладке асфальта.

Не забывают в Акколе и о тротуарах. Их уже отремонтировано более 3 500 м2.

Ясно, что здесь о дорогах не забывают. В планах на будущее - 22 ПСД по их ремонту.

Сергей ДАВЫДОВ.
Аккольский район.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Другие статьи по этой теме

70 лет Победе: Разыскиваются воины 367-го запасного стрелков... Разыскиваются воины 367-го запасного стрелкового полка В первые же дни Великой Отечественной войны в городе Кокчетаве начала работать комиссия по фор...
Светлый праздник Наурыз Наурыз (другие названия Навруз, Новруз, Науруз) является древним национальным праздником. Он связан с началом Нового года у иранских и тюркских народо...
Яркие лики праздника День Столицы Красочными рисунками на брусчатке аллеи в городском парке Кокшетау в минувшие выходные дети изображали нашу столицу, «Байтерек», «Пирами...
Показать, насколько страна прекрасна…... Мечеть Науана Хазрета, сияющая в лучах восходящего солнца, светлые лица ветеранов войны, тружеников тыла у Вечного огня, неповторимые красоты нашего к...
Обрели тепло домашнего очага Из почты «АП» Тот счастливый день, 30 октября 2014 года, навсегда останется в нашей благодарной памяти. Наконец наступил долгожданный, волнительный м...