Использовать деньги по-хозяйски

На очередном заседании областной ревизионной комиссии рассмотрены итоги двух параллельных со Счетным комитетом контрольных мероприятий. Обсуждалась реализация программ развития регионов и моногородов.

Утвержденная Постановлением Правительства РК в июле 2011 года программа «Развитие регионов» направлена на решение их актуальных социально-экономических проблем на перспективу. Сегодня осуществляется ее второй этап (2013-2020 годы), в рамках которого должны проводиться отбор и реализация бюджетных инвестиционных проектов, направленных на развитие регионов. А целевым индикатором поэтапной реализации установленных программой задач в разрезе областей и городов является обеспечение роста ВРП в реальном выражении к предыдущему году. Исходя из данных статистики, темп роста ВРП области в 2013 году к 2012 году составил 109,7 %. Акмолинцы даже перевыполнили определенную программой цифру — 107,2%. Но, проведя анализ роста ВРП по видам экономической деятельности, специалисты ревкомиссии сделали вывод о том, что рост этот никак не связан с мероприятиями, реализованными в рамках вышеуказанной программы. Для их финансирования предусматривалось задействовать средства республиканского и местных бюджетов, но за время реализации программы деньги из местного бюджета не выделялись. Может, и правильно, т.к. проведенный ревкомиссией в девяти районах и г. Степногорске за 2013 и первый квартал нынешнего года контроль показал, что и республиканские деньги осваиваются с нарушениями.

В области в 2013 году реализация программы предусматривала финансовую поддержку местного самоуправления и один инвестпроект в рамках решения актуальных социально-экономических проблем региона. Для финансирования 237 мероприятий в 17 районах и двух городах из республиканского бюджета по целевым трансфертам были выделены 306 млн. 520 тыс. тенге. Причем распределение средств на уровне области произведено в зависимости от численности проживающего в аульных и поселковых округах населения из расчета 787,9 тенге на человека. Однако выборочный контроль установил факт произвольного распределения трансфертов на уровне районов.

Контролерами-ревизорами на местах выявлены несвоевременное, некачественное, неполное выполнение финансируемых мероприятий, заказчиками которых являются сельские и поселковые акиматы. Так случилось с благоустройством сквера в ауле Жибек жолы Аршалынского района. Только часть мусора была вывезена с несанкционированной свалки в с. Акжар этого же региона. В Целиноградском районе не реализованы 4 мероприятия на общую сумму почти в 10,4 млн. тенге, зато выполнены проекты, не предусмотренные утвержденным перечнем. К тому же по ряду из них допущено необоснованное увеличение затрат. В ауле Степ-ногорское (г. Степногорск) были выделены 600 тыс. тенге на ликвидацию двух несанкционированных свалок ТБО, однако при визуальном осмотре установлена частичная ликвидация только одной из них. При этом в итоговом отчете проект числится, как реализованный.

Подобные примеры нерадивости можно приводить еще долго, но нам кажется важным привести вот этот — некачественный ремонт в Жалтырской СШ № 2 Астраханского района. ИП «Гран 20» проводило здесь кровельные работы, но после обильных дождей крыша протекла. Кроме того подрядчик не вывез с территории школы строительный мусор, хотя эти работы были включены в смету. Однако заказчик — акимат Жалтырского сельского округа, полностью оплатил недобросовестному подрядчику оговоренную сумму.

Подобные случаи неоднократно вскрывались в ходе контроля, не говоря уже о том, что за срыв установленных сроков и другие нарушения администраторы бюджетных программ зачастую не принимали мер по выставлению штрафных санкций, неустоек, пени, оговоренных в условиях договоров.

Большую тревогу вызывает и тот факт, что в прошлом году в девяти сельских округах на основании дефектных актов и смет был проведен текущий ремонт объектов (зданий, сооружений и др.), а на деле эти работы на общую сумму более 18 млн. тенге относятся к категории «Капитальный ремонт». Уже в нынешнем году предусмотренный текущий ремонт водопроводных сетей в двух селах Бурабайского района на сумму около 23 млн. тенге на самом деле относится к категории капитального. Но капитальный ремонт требует разработки проектно-сметной документации и прохождения соответствующей экспертизы, определяющей обоснованность и целесообразность объемов строительства, а также надежность и прочность, взрывную и пожарную, экологическую и санитарную безопасность. Ничего этого сделано не было, как не было на объектах и технического контроля. Зато подтасовка класса ремонтных работ позволяет облегчить процедуру реализации проекта, в том числе и на этапе проведения госзакупок.

Выявлены завышения смет по пяти проектам. По 26 проектам акты выполненных работ составлены в произвольной форме, а оказанные услуги отражены одной строкой, из-за чего определить фактический объем выполненных работ и сравнить его со сметой невозможно. В 2013 году у трех администраторов бюджетных программ, а в 2014-м у 13-ти (!) в бюджетных заявках отсутствуют подтверждающие расчеты и обосновывающие документы. Установлены также многочисленные нарушения законодательства о государственных закупках.

В целом по итогам контрольного мероприятия выявлены нарушения при использовании целевых трансфертов на сумму 52 млн. 655,6 тыс. тенге, из них более двух млн. тенге подлежат возмещению. Обнаружены также 166 нарушений порядка выполнения процедур.

В программу развития моногородов страны включен и наш Степногорск. Сразу стоит отметить, что в 2013-2014 годах наблюдается недофинансирование намеченных мероприятий как республиканским, так и местным бюджетами. Но даже полученные деньги здесь далеко не всегда использовали по-хозяйски и в полном объеме. Много нареканий во время заседания прозвучало в адрес степногорских отдела предпринимательства и центра занятости. Но особенно многочисленными нарушениями сопровождалась реализация проектов программы, закрепленных за отделом ЖКХ Степногорска. Был также отмечен слабый контроль за ремонтными работами на объектах социальной сферы со стороны руководства отдела образования, городской больницы. В целом из охваченных контролем 1 млрд. 809 млн. 433 тыс. тенге выявлены финансовые нарушения на сумму 730 млн. 873 тыс. тенге, а также нарушения процедурного характера при использовании бюджетных средств, ведении бухгалтерского учета и проведении госзакупок.

В принятых постановлениях изложены меры по устранению выявленных недостатков, определены конкретные сроки их исполнения.

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также