В разгаре страда деревенская

081-1-2Специальный репортаж
До чего же трудолюбивое семейство Стаса Панасевича из села Аккаин. Лишней минуты не посидят без дела — постоянно в трудах и заботах.
Даже в короткие июльские ночи и то просыпаются с петухами. Наталья Владимировна сразу же идет на кухню готовить завтрак, а хозяин по выработанной годами привычке спешит в сарай. В эту пору каждое утро у него начинается с отбивки кос литовок.
Положит острием длинный изогнутый нож на стальную бабку собственного изготовления и ударами молотка по лезвию выпрямляет его. После натачивает косу оселком и укладывает рядом с длинной деревянной рукояткой. Вместе с супругой завтракают, запрягают лошадку и отправляются на сенокос — примерно на три-четыре километра от дома. Скрипят старенькие колеса видавшей виды телеги, отстукивает копытами метр за метром быстрая вороная, а супруги тем временем обмениваются сельскими новостями, успевают переговорить о детях, своих родителях, о многом-многом другом, что интересует и волнует.

А вот и ложбина с поросшими травой склонами. Хозяйка прячет провиант в тень под тальник, удобно усаживается на зеленый ковер, а одним глазом то и дело наблюдает за супругом. А он, стройный, мускулистый, раз за разом делает резкие взмахи косой, и она под приглушенные звуки «вжи, вжи, вжи…» подрезает сочную растительность, оставляя позади плотный валок разнотравья.

Скошенная трава на солнцепеке сохнет моментально. Хозяйка берет грабли и сгребает ее в небольшие копны, а благоверный следом подбирает вилами сено и погружает в телегу. К вечеру неказистый транспорт с грузом потяжелел и лошадке пришлось поднапрячься, чтобы тронуться с места.

Мы встретили косаря вечером на проселочной дороге уже вблизи села. Падающий диск заходящего солнца уже касался горизонта, спала жара, стихла многоголосая песнь степных пернатых. Косарь, довольный сделанным за весь день, сидел посредине телеги с сеном, управлял лошадкой.

— Не устаете от такой большой и ежедневной физической нагрузки? — спросил у Стаса Зиноневича.

— Вопрос не ко мне, — отшутился косарь. — Мне любая работа по душе. А что касается заготовки сена, то мог бы сутками находиться на лугу и махать косой. Все делаю с удовольствием и умом. Когда надо поднапрячься — выкладываюсь. А вообще-то для меня июль — всегда напряженка.

Собеседник имеет большое хозяйство. На подворье содержит пять дойных коров, столько же телят, есть лошади, свиньи и домашняя птица. Все это поголовье требует ухода и много разнообразных кормов. К чести хозяина, его живность в табуне отличается упитанностью и хорошим здоровьем. Хотя это главе семейства дается нелегко. При этом не надеется на доброго дядю, что тот подбросит тележку-другую сена и соломы. Стас Зиноневич считает, что в нашем крае при желании не составляет труда прокормить домашний скот. Каждое лето на неудобьях, в лощинах, вокруг лесов и на их полянах засыхает много хорошей травы. Коси, хозяин, не ленись, и получишь отдачу от домашней живности, причем серьезно не потратившись. Он, например, для своего поголовья накашивает до двадцати и больше тонн сена. Корма сегодня дорогие, в разных местах тонна сена зашкаливает за 15-25 тыс. тенге.

-Да где такие деньги мне, школьному кочегару, взять? Вот и трудимся с супругой без устали, да приучаем пятерых детей к посильной работе. Послушные, старательные, во всем помогают. Старшие вместе с нами ездят на сенокос, порой за Володей и Кристиной нам, родителям, трудно угнаться. Зато и обеденный стол у нас всегда обильный, да копейка водится. Излишки сметаны, творога, яиц и мяса реализуем местным жителям и на рынке в г. Макинске. Скажу так: жаловаться на жизнь селянам не приходится. Тот, кто не ленится, всегда найдет для себя занятие и сможет заработать деньги на обучение детей, другие нужды. И тут я не кривлю душой. Но не могу понять дюжих мужиков и молодых людей, которые днями, как говорят, бьют баклуши, бездельничают. Таких не заставишь ни за какие деньги взять в руки косу, топор или лопату… А ведь верно и по делу говорит Стае Панасевич. По просторам нашей области довелось исколесить тысячи километров и много чего повидать. Так вот, десятка полтора — два лет назад в эту пору повсюду, в степи, на обочинах дорог и на неудобьях встречалось много мужиков с косами в руках. На днях, проехав семьсот километров, встретился единственный косарь, который как бы продолжает традиционное ремесло сельских мужчин. Комментарии, думается, тут излишни.

Иван ПЕРЕРВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Буландынский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также