Помогает общественный мониторинг

Госуслуги
Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в ежегодных Посланиях народу Казахстана, а также в Стратегии «Казахстан-2050» наряду с вопросами нового политического курса страны делает особый акцент на повышении качества оказания государственных услуг, которые охватывают все сферы и весь период жизнедеятельности человека.
В течение всей жизни каждый из нас взаимодействует с государством через получение государственных услуг. Мы получаем свидетельство о рождении, удостоверение личности, оформляем социальные пособия, при ведении предпринимательской деятельности — разрешительные документы и т.д.

Год за годом государственные услуги становятся все более востребованными, что привело к естественной необходимости их урегулирования на законодательном уровне. 15 апреля 2013 года был принят Закон Республики Казахстан «О государственных услугах», определяющий основные понятия в сфере оказания государственных услуг, а также устанавливающий права услугополучателей, права и обязанности услугодателей. Законом также введены новые механизмы повышения роли общественности в совершенствовании и развитии сферы оказания государственных услуг, позволяющие физическим лицам и неправительственным организациям принимать активное участие в принятии управленческих решений.

Одним из таких механизмов является публичное обсуждение проектов стандартов государственных услуг, что позволяет каждому гражданину вносить свои предложения по совершенствованию процесса оказания государственных услуг.

Еще одним ключевым механизмом является общественный мониторинг качества оказания государственных услуг. Он проводится физическими лицами, некоммерческими организациями по собственной инициативе и за свой счет, а также по государственному социальному заказу уполномоченного органа по оценке и контролю за качеством оказания государственных услуг в соответствии с законодательством, т.е. Агентством Республики Казахстан по делам государственной службы.

В результате общественного мониторинга ведется сбор и анализ информации об уровне качества оказания государственных услуг, вырабатываются рекомендации для услугодателей по устранению фактов несоблюдения законодательства и предложения по повышению качества и оптимизации процедуры оказания государственных услуг, выявляются административные барьеры, процедурные и субъективные нарушения, которые допускаются государственными служащими при их оказании.

Данный мониторинг помогает получить объективную картину того, насколько удовлетворены граждане качеством оказываемых государственными органами услуг. К тому же, мониторинг позволяет определить уровень доверия граждан к тем преобразованиям, которые проводятся на государственном уровне по улучшению обслуживания населения.

В ходе общественного мониторинга используются разные формы работы с населением: анкетирование, фокус-группы, «таинственный покупатель», интервью, наблюдения за процессом оказания государственных услуг. Используется методика Агентства по оценке качества оказания услуг.

По итогам общественного мониторинга принимаются меры по повышению качества оказания услуг, проводятся проверки в государственных органах на предмет соблюдения норм законодательства в сфере государственных услуг.

Основаниями для проверок могут являться поручения вышестоящих органов и должностных лиц, план проведения проверок, обращения услугополучателей, иная информация о нарушениях качества оказания государственных услуг.

Результаты проверок заслушиваются на заседаниях общественного совета по взаимодействию и сотрудничеству с физическими лицами, некоммерческими организациями по вопросам оказания государственных услуг (далее — общественный совет).

В Акмолинской области общественный совет создан в 2013 году при департаменте Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы. В его состав вошли руководители и представители госорганов, неправительственных организаций, политических партий, СМИ.

Основной целью общественного совета является объединение усилий госорганов, неправительственных организаций, общественных деятелей и населения для обеспечения контроля качества и доступности государственных услуг.

Заседания общественного совета проводятся не менее одного раза в полугодие, на которых рассматриваются результаты общественного мониторинга, вырабатываются рекомендации руководителям госорганов о привлечении должностных лиц к дисциплинарной ответственности за несоблюдение требований законодательства о государственных услугах и т. д.

Информирование населения, повышение его правовой грамотности в сфере государственных услуг является не менее важной задачей в деле повышения качества оказания государственных услуг, предупреждения нарушения норм законодательства и предотвращения коррупционных действий.

Каждому гражданину, который обращается в государственный орган за услугой, важно изучить стандарт ее оказания. Так как стандарт госуслуги содержит в себе всю необходимую для услугополучателя информацию: порядок оказания, сроки, форму, результат, размер платы, взимаемой с услугополучателя при оказании государственной услуги, способы ее взимания, график работы услугодателя, перечень документов, необходимых для оказания услуги, порядок обжалования и т.д.

В целях информирования населения во всех государственных учреждениях, оказывающих услуги, есть информационные стенды, на официальных сайтах размещена необходимая информация, проводятся мероприятия по обучению государственных служащих и информирование населения о нормах законодательства в сфере государственных услуг.

Акерке БЕКАХМЕТОВА,
консультант-инспектор отдела инспекции и контроля департамента Агентства РК
по делам государственной службы по Акмолинской области.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также