Вера и общество: Свободно выбранная несвобода, Нельзя забывать о религиозном факторе, Поздравления с Пасхой, Победа жизни над смертью

Свободно выбранная несвобода
Институт мира, конфликтов и медиации, являющийся междисциплинарным подразделением академии «Кокше», провел круглый стол «СМИ, экстремизм и терроризм».
Международный уровень обсуждения этой актуальной проблемы обеспечивался не только участием директора института, профессора политологии Софийского университета Татьяны Дронзиной, но и выступлениями ведущих специалистов из Болгарии, Колумбии. Доцент Ангел Митрев, профессор Толя Стоицева, доктор Таня Моралес Родригес общались с участниками круглого стола в режиме реального времени по системе «вебинар» — веб-конференции, находясь у своего компьютера за многие тысячи километров от Кокшетау.

— Терроризм — это не проблема какой-либо конкретной страны, не только правоохранительных органов. Это проблема каждого из нас, — подчеркивала в своем выступлении модератор круглого стола Марина Рыбалко.

Доцент ЕНУ им. Л. Н. Гумилева Марина Онучко остановилась на критериях, которые отличают подлинно террористическую организацию от других бандитских формирований. Прежде всего это обязательное наличие политической цели. Жертвами террористических актов всегда становится гражданское население. Но главным объектом воздействия террористов является государство. В числе причин того, что проблема терроризма стала актуальной и для нашей страны, Марина Онучко считает проникновение радикальных идей извне и излишне либеральное законодательство в сфере регулирования деятельности религиозных организаций, которое существовало в Казахстане до принятия в 2011 году нового закона о религиозных объединениях. Марина Юрьевна привела данные, согласно которым проблема терроризма становится актуальной для населенных пунктов с большим количеством приезжего населения, высокой разницей в доходах между его жителями, большим количеством молодежи, не имеющей востребованной специальности, не задействованной в каких-либо молодежных организациях, занимающихся позитивной деятельностью.

— Наши молодежные организации сконцентрированы в основном в городах, большая часть их членов — студенты, а в селах, депрессивных населенных пунктах молодые люди предоставлены самим себе. Работать надо именно в этом направлении, — считает доцент Онучко.

—  Терроризм становится сетевой мировой организацией, которую используют в геополитических целях, — отмечала в своем выступлении «Терроризм и проблемы безопасности в Центральной Азии» профессор ЕНУ им. Л. Н Гумилева Светлана Кожирова. — Создатели исламского движения Узбекистана, исламской партии Восточного Туркестана — очень богатые люди, вложившие немалые деньги.

Проблема религиозного экстремизма в Центральной Азии возникла в немалой степени потому, что в первые годы независимости молодые государства постсоветского пространства подвергались идеологическому воздействию из зарубежных стран. Наши студенты, обучающиеся в Египте и Турции, получали религиозное образование, которое не всегда соответствовало традиционному, классическому исламу. Чрезмерное увлечение религиозными учениями, наслоение их друг на друга привели к тому, что в Центральной Азии стали возникать различные секты, которые позже трансформировались в террористические организации.

Достаточно распространенное мнение о том, что стабильность и развитие экономики исключает опасность терроризма, Светлана Кожирова считает не совсем верным.

— Наша страна вовлечена в международные процессы. Экстремизм экспортируется извне, — подчеркивала она в своем выступлении. — Обращает на себя внимание тот факт, что эксперты до недавнего времени считали, что угроза терроризма наиболее велика для Южного Казахстана, но первые экстремистские акты прошли в Западном Казахстане, где уровень жизни значительно выше, чем на юге.

— Очень важно называть вещи своими именами. Терроризм — всегда преступление независимо от целей и идей. Любой террорист — преступник, потому что убивает людей, которые просто оказались не в том месте и не в то время. Жертвами терроризма всегда являются невинные люди, — убежденно говорил Ангел Митрев в своем выступлении «Терроризм — свободно выбранная несвобода и обман». — Терроризм всегда рождает мифы. Задача СМИ — уберечь людей от их влияния.

Также считает и Таня Моралес Родригес: «Террориста всегда надо называть террористом. Описывая террористические акты, не надо употреблять более нейтральные определения: политическое насилие, инцидент… И всегда нужно проводить сравнительный анализ с процессами, происходящими в других странах».

— В публикациях по проблемам терроризма следует подчеркивать, что любой террористический акт — это всегда смерть, вред, ущерб, массовость жертв. Такие характеристики вызовут нетерпимое отношение к террористам, — подчеркивала Толя Стоицева в своем выступлении «Кросскультурное исследование прессы».

Главный специалист управления по делам религий Акмолинской области Гульнур Сатыбалдина согласна с прозвучавшими в ходе разговора утверждениями о том, что сегодня для Казахстана «терроризм — факт, а не явление». Она рассказала о работе, которая проводится для того, чтобы это общемировое явление не получило в нашей стране широкого распространения.
Нина МИТЧИНОВА.

Нельзя забывать о религиозном факторе
Во втором десятилетии XXI века проблемы упорядочения религиозной жизни общества и гармонизации межрелигиозных отношений приобрели особую актуальность.

Общеизвестно и то, что религия, как одна из важных форм общественного сознания, всегда составляла неотъемлемую часть жизни общества и государства, поскольку, по сути, задает идеалы морали и нравственности. Религиозный фактор в общественной жизни оказывает самое серьезное влияние на развитие государства.

Государство создало все условия для удовлетворения верующими своих религиозных потребностей. В нашей стране в мире и согласии вместе с мусульманами живут последователи православия, католицизма, протестантизма, иудаизма, буддизма и других конфессий. У нас самое большое количество культовых сооружений на всем Центрально-Азиатском пространстве. Причем у нас на равных действуют как мечети и церкви, так и храмы, синагоги, дома молитв и другие разновидности культовых сооружений. Уважение казахского народа к другим вероисповеданиям, толерантность и взаимопонимание стали консолидирующим и объединяющим фактором, главным условием устойчивого развития государственности и обеспечения общественной стабильности в нашей стране. Вместе с тем сегодня мы должны понимать, что поддержание межконфессионального согласия требует не разовых, а постоянных усилий как со стороны государства, так и со стороны гражданского общества, прежде всего, самих религиозных объединений.

Как известно, в «Стратегии «Казахстан-2050» Лидер Нации особо отметил, что сегодня остро стоит вопрос о нетрадиционных для нашего народа религиозных и псевдорелигиозных течений. Проблематичным в этом смысле является то, что под деструктивное влияние преимущественно попадают наши молодые граждане, по сути, наше будущее.

Действительно, анализ религиозной ситуации в республике свидетельствует о сохранении ряда тревожных тенденций, связанных с радикализацией взглядов у части населения. Это чревато проявлениями религиозного экстремизма и терроризма, а также размыванием традиционных духовных основ, вследствие активной деятельности некоторых нетрадиционных конфессиональных групп.

Поэтому нам вместе необходимо вырабатывать у граждан такие мировоззренческие установки, которые могли бы сформировать у населения устойчивый иммунитет к чуждым и сомнительным идеологическим «инъекциям».

К тому же сегодня, когда Глава государства ориентирует нас на более высокие достижения, на дальнейшее развитие нашего государства, духовная составляющая общества должна соответствовать этому призыву.

В этой связи государственные органы в тесном сотрудничестве с институтами гражданского общества, прежде всего, с религиозными объединениями, должны вместе формировать позитивные духовные ориентиры наших граждан. Вместе с религиозными объединениями мы должны развивать внутренний мир граждан. Религиозным деятелям необходимо сочетать свою религиозную проповедь с призывами к единству народа Казахстана, трудолюбию, образованию, здоровому образу жизни, ответственности, активной жизненной позиции и патриотизму граждан. Важно, чтобы религиозные деятели разъясняли народу истинные духовные ценности, проповедовали гуманизм, сострадание, воспитывали любовь к стране, уважение к народным традициям и обычаям.

Мы живем в светском государстве, где в мире и согласии проживают люди разных религиозных верований.

При этом нам необходимо защищать себя и общество от внешней духовной агрессии и четко понимать, что будущее нашей страны — это развивающийся на светских принципах индустриально-инновационный Казахстан. Мы все должны понимать, что наши духовные и религиозные ценности должны способствовать процветанию страны, созданию благоприятных условий для развития всех сфер жизни общества и государства. Соответственно, наши духовно-религиозные ценности, обеспечивая толерантность в обществе и взаимоуважение между людьми различных конфессий, должны формировать основу для достижения целей развития Казахстана до 2050 года и способствовать вхождению нашей страны в число 30-ти самых развитых государств мира. При этом нам следует знать, что радикальные религиозные идеи ориентированы на архаичные ценности, соответственно, они сдерживают прогрессивные процессы в Казахстане, и поэтому должны отвергаться казахстанским обществом. Бороться со всеми формами и проявлениями радикализма, экстремизма и терроризма можно и нужно только вместе — государству и гражданам единым фронтом. Важны усилия всех членов общества, в первую очередь активной ее части в лице интеллигенции, неправительственных и молодежных организаций, Ассамблеи народа Казахстана и СМИ.

Сегодня как никогда государство нуждается в активной общественной и гражданской позиции неравнодушных людей, направленной на самозащиту от радикальных и деструктивных идеологий, прикрывающихся религией. Поэтому необходимо, чтобы представители общественности и авторитетные граждане из различных сфер жизнедеятельности не только не терпели проявлений различных форм экстремизма и терроризма, но и давали принципиальную оценку и открыто выражали свою неприязнь к любым деструктивным проявлениям. Надо использовать для этого все имеющиеся ресурсы СМИ и проводимые нами мероприятия.

В заключение хотелось бы отметить, что духовенство основных религий вместе с государственными органами и другими участниками общественных отношений должны трудиться во благо казахстанского народа и для процветания нашей страны. Государство, со своей стороны, будет обеспечивать все необходимые условия для удовлетворения верующими религиозных потребностей и нормального функционирования религиозных организаций.
Галым ШОЙКИН,
заместитель председателя Агентства РК по делам религий.

Уважаемые акмолинцы!
Сердечно поздравляю вас с великим христианским праздником — Пасхой!
Как отметил Глава государства, «В нашей стране живут и трудятся на благо Родины люди разных этносов и верований. Поэтому вместе с православными христианами Пасху отмечают все казахстанцы».

Этот светлый праздник символизирует такие важнейшие человеческие добродетели, как любовь, добро, взаимопонимание и прощение.

На благословенной земле Казахстана установилась гармония межконфессиональных и межкультурных отношений, теплые и сердечные связи между представителями всех традиционных религий, которые мирно сосуществуют в нашей стране.

Пасха стала одним из истинно народных праздников, несущих в себе идею примирения всех людей.

Дни Пасхи в течение многих веков несут светлую радость и добрые ожидания в наши дома, вселяют в сердца любовь и милосердие. Радость пасхальных событий объединяет людей, наполняет их чувством вечного торжества жизни и любви.

Желаю землякам мира, добра, благополучия, душевного равновесия, уверенности в завтрашнем дне!

Пусть пасхальное настроение наполнит ваши дома, принося с собой радость и душевное спокойствие, а чувства, вызванные праздником, вдохновляют на созидательный труд и милосердные поступки!
Косман АЙТМУХАМЕТОВ, аким Акмолинской области.

Уважаемые акмолинцы!
Примите самые теплые поздравления с праздником Пасхи!
Этот светлый праздник символизирует любовь, добро, взаимопонимание и прощение, служит утверждению в обществе таких непреходящих ценностей и нравственных ориентиров, как забота о ближнем, милосердие и сострадание.
Искренне желаю, чтобы этот замечательный праздничный день согрел ваши сердца теплотой общения с родными и близкими, наполнил ваши дома взаимопониманием и миром, принес добрую надежду и искреннюю радость.
Пусть праздник Пасхи принесет счастье, здоровье, благополучие, пусть исполнятся все ваши мечты и пожелания!
Нина ДЬЯЧЕК,
секретарь Акмолинского областного маслихата.

 

Победа жизни над смертью
Христос Воскрес!
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос Воскрес!
Христос Воскрес!
Аполлон МАЙКОВ.

045-3-1

Пасха, Светлое Христово Воскресение — самый важный праздник для всех христиан. Церковь называет его праздником праздников и торжеством из торжеств. Праздник Пасхи установлен первым Вселенским Собором в 325 году. В этот день весь мир торжествует Воскресение Иисуса Христа, который своей смертью искупил людские грехи, а воскресением дал надежду на жизнь после смерти. Праздник символизирует победу- света над тьмой, жизни над смертью, истины над грехом.

Существуют много православных традиций, связанных со светлыми Пасхальными днями. Например, обычай красить яйца имеет глубокое обоснование. Одна из учениц Спасителя, Мария Магдалина, проповедовала в Риме. Однажды со словами «Христос Воскресе!» она преподнесла в дар императору Тиберию белое яйцо. Удивился император и сказал: «Как может кто-то воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить. Также трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!». И пока он еще говорил, яйцо стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным ! Отсюда и произошла пасхальная традиция дарить друг другу крашенные яйца.

По традиции в дни Святой Пасхи мы приветствуем друг друга словами: «Христос Воскресе!» — и отвечаем: «Воистину Воскресе!» Этот обычай появился еще во времена первых учеников и учениц Спасителя. Наше пасхальное приветствие выражает весь глубочайший смысл праздника — радость победы жизни над смертью.

Александра ЮРЬЕВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также