Образование: Дом — тропинка в счастье, Согрей душу песней, Вместе со всеми — в школу, Открывают мир науки

Домтропинка в счастье
Одним из действенных механизмов в работе по профилактике социального сиротства являются школы приемных родителей (ШПР), созданные в 2011 году при детских домах области. Их основной целью является оказание приемным родителям психологической поддержки, создание благоприятных условий пребывания и воспитания ребенка в семье, профилактика вторичного отказа от ребенка.
В качестве примера хочется рассказать о работе детского дома №4 в г. Степногорске.

Готовясь к приему ребенка в семью или уже воспитывая усыновленного ребенка, приемные семьи нередко сталкиваются с целым рядом проблем и нуждаются в квалифицированной помощи специалистов, занимающихся проблемами детей, оставшихся без попечения родителей. Яркие, интересные занятия с ними в виде тренингов, семинаров, мастер-классов в ШПР ведут психолог и социальный педагог. Семье назначается необходимая помощь — индивидуальные консультации, посещение сенсорной комнаты. В работе используются различные приемы и техники, влияющие на сплочение и взаимопонимание в семье. Разработана программа «Дом — тропинка в счастье», методические рекомендации для родителей в виде буклетов, мини-пособий для начинающих приемных родителей.

«Школа приемных родителей» имеет свой семейный альбом, где запечатлены счастливые минуты жизни наших детей в семьях, ставших им родными. Можно говорить о том, что независимо оттого,какдавнов семье находится ребенок, одной из серьезных причин возможных нарушений во взаимоотношениях между приемными родителями и детьми является недостаток душевного тепла, эмоциональная холодность, излишняя рациональность и жесткость отношений. Приемные родители не всегда в состоянии осознать свою роль до конца, в связи с этим непониманием возникают конфликты. Часто приемный ребенок не оправдывает ожиданий родителя.

Требования взрослых бывают настолько завышены, что сначала возникает внутренний детский конфликт, который затем направляется на родителей, окружение, влияет на отношения с ровесниками. Ребенок становится непослушным, агрессивным. А ведь он, находясь с раннего детства в условиях общественного воспитания, не всегда умеет проявлять эмоции, соответствующие какой-либо ситуации. Часто не осознает переживания окружающих его людей, не реагирует на них так, как от него ожидают. Нуждаясь в любви и внимании, он не умеет вести себя таким образом, чтобы с ним общались в соответствии с этой потребностью. Выражая возмущение, он невольно ждет отклика, эмоционального резонанса, а натыкается… на непонимание. Чем ранимее психика приемного ребенка, темде-ликатнее должен быть к нему подход.

В «Школе приемных родителей» у создавшейся новой семьи появляется возможность выявить проблему, обговорить ее со специалистами, найти выход из сложившейся ситуации. Родители учатся быть родителями в том понимании, какого требует от них приемный ребенок. Часто только во время индивидуальных шнсультаций взрослый человек осознает, насколько ответственный шаг был сделан, какой кропотливый труд — воспитание приемного ребенка, сколько душевных сил, времени, терпения необходимо для того, чтобы семья задышала в унисон, чтобы можно было сказать: мы справились, мы поняли друг друга. Результатом этого кропотливого труда становятся счастливые глаза ребенка и родителя, их взаимоотношения, основанные на любви. Одним из примеров является выпускница детского дома Екатерина Кожемякина, которая, пройдя курс обучения в школе, два года назад взяла на патронатное воспитание двоих детей.

Но самое главное для ребенка — это жить и воспитываться в родной семье. С 2011 года в целях уменьшения количества семей, состоящих на учете, как неблагополучные, при областном центре реабилитации и социальной адаптации подростков в г. Щучинске создана «Служба укрепления семьи». За период ее работы 34 ребенка возвращены вродную семью.
Дарига ЕЛЮБАЕВА,
главный специалист облуправления образования.

Согрей душу песней
Несмотря на то, что воспитанников детских домов и интернатов часто вывозят на различные мероприятия, выставки, конкурсы, они все равно живут в относительно замкнутом пространстве.

Поэтому любой выезд здесь превращается в праздник. Вот и нынешний приезд в областной учебно-методический центр по работе с одаренными детьми стал таковым. Здесь по традиции весной устраивается певческий конкурс «Таң шолпан».

Андрей Дедейко — воспитанник Есильского детского дома, вложил в исполнение песни «Жаса, Қазақстан» всю свою душу, весь творческий потенциал. Откуда у парня такое проникновение в тему, ведь у него нет той самой «крыши дома своего»? Но зато у него есть Родина, его Казахстан, символы жизненного причала, которые помогут ему выстоять и выдержать все тяготы.

Свою песню, написанную в содружестве с музыкальным руководителем Сандыктауского детского дома Александром Земляным, представил на конкурсе Руслан Мороз, она называется «Детский дом». Причем исполнялась она с показом видеослайдов: вот так мы живем, так учимся, так развлекаемся! Очень трогательные и проникновенные слова получились, как и сам музыкальный номер.

На первом этапе преобладали песни патриотического характера — о прекрасной столице, любимой стране, просторах, крепкой связи поколений. Не обошлось и без военной тематики: «Птицы белые» исполнила Лейла Алиева из Сандыктауского детского дома. Зато во втором отделении дети пели о звездах, дружбе, развлечениях («Армандастар» — Алик Абдрахманов, Жолымбет, «Возьмемся за руки, друзья» — Владислав Пароховник, Шортанды). Программа предусматривала сольное и групповое пение. Приятное впечатление оставила вокальная группа «Томирис» (Аккольский детский дом).

Стоит сказать о костюмах участников. Они отличались индивидуальностью. Даже придирчивые члены жюри не могли сделать замечания: платья подобраны по фигурам, костюмы с бабочками выглядят элегантно, национальные камзолы отвечают всем требованиям.

По итогам конкурса среди солистов первое место единодушно отдано Андрею Дедейко (Есильский детский дом), на втором — Анастасия Кондрацкая из Степногорска и на третьем — Руслан Моргаш Сандыктау.

Среди вокальных коллективов лучшей признана вокальная группа «Томирис» (Акколь), второе место заняла вокальная группа «Балдаурен» из Жолымбета и третье — «Домисолька» из Урюпинского детского дома.

Помимо грамот победителям вручены денежные сертификаты от управления образования: за первые, вторые и третьи коллективные места соответственно по 25000,15 000 и 10000 тенге. А индивидуальные победители получат на свои личные счета по 50, 30 и 20 тысяч тенге соответственно.
Любовь ФОМИЧ,
пресс-служба ОУМЦ.
На групповом снимке: воспитанники Сандыктауского детского дома Р.Мороз и Л.Алиева вместе со своим музыкальным руководителем А. Земляным.

Вместе со всеми — в школу
Областным управлением образования создан координационный совет по развитию инклюзивного образования.

На первое заседание пригласили руководителей отделов образования, директоров специальных (кор-рекционных) школ-интернатов, заведующих психолого-медико-педагогическими консультациями и кабинетами психолого-педагогической коррекции, представителей других организаций, общественных объединений, имеющих отношение к процессу включения детей и молодежи с ограниченными возможностями в систему общего среднего, технического и профессионального образования. Речь шла о создании для этой категории детей надлежащих условий и возможностей для получения образования и профессии, организации досуга и оздоровления.

А проблем по реабилитации, образованию, трудоустройству этой группы детей и молодежи пока немало. Об этом в своих выступлениях говорили заместитель руководителя облуправления образования Евгений Шеленжек и председатель координационного совета по развитию инклюзивного образования Марат Ибраев.

Базовый принцип нового содержания казахстанского образования — создание в каждой школе гуманной образовательной среды. Сегодня же условия для инклюзивного образования созданы лишь в десяти процентах школ области. Предстоит большая работа по увеличению их количества, для чего необходима соответствующая материально-техническая база учебных организаций. Дети-инвалиды должны иметь равный доступ к образованию и комфортные условия при его получении. Определенные сдвиги по внедрению инклюзивного образования наблюдаются и в организациях ТиПО. Планируется открытие новых кабинетов психолого-педагогической коррекции для оказания ранней помощи детям с ограниченными возможностями, логопедических пунктов в детских садах и школах. На базе социальных организаций образования созданы ресурсные консультативные центры по методическому сопровождению обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями, на базе которых будут проводиться обучающие семинары для родителей и учителей. Словом, работы впереди очень много. И новый совет прежде всего призван координировать действия всех структур, ответственных за развитие инклюзива в области. Судя по продуктивности первого заседания, это получится.
Дина АНДРЕЕВА.

Открывают мир науки
В преддверии Дня космонавтики республиканский научно-практический центр «Дарын» МОН РК ежегодно проводит международные соревнования по космическим исследованиям «Открываем мир науки».

Нынче в г. Байконуре — колыбели космических полетов — уже в десятый раз собрались одаренные подростки в возрасте 14-17 лет, увлеченные научными исследованиями о космосе. Команду нашей области представляли 12 акмолинских старшеклассников.

По результатам научных соревнований пятеро из них оказались в числе победителей. Дипломами второй степени награждены за свои научные работы в соответствующих секциях Баян Асенова и Айнаш Хамит (ОСШИОД №2, г. Астана), Рафаэль Хисамутдинов (СШ № 14, г. Кокшетау). Диплом третьей степени у учащихся Кокшетауской СШ № 2 Медета Жакимова и Аяжан Смаиловой. А ученику Красноярской СШ № 3 Олжасу Айтжанову вручена грамота Министерства обороны РК и АО «НК «Казахстан инжиниринг» в номинации «Лучший сельский ученик».

— Над подготовкой своего проекта «В поисках внеземной жизни на экзопланетах» мы работали в течение года под руководством нашего учителя физики Айман Кайроллиновны Турсуновой, — рассказали журналистам Аяжан Смаилова и Медет Жакимов на организованном после их возвращения из г. Байконура в областном медиа-центре брифинге.

Ребята познакомили собравшихся с содержанием научной работы, продемонстрировали представленный ими на международных соревнованиях макет космического спутника и самый настоящий 3Д-принтер. Минимальные возможности этого достижения современной науки и техники демонстрировал прошлогодний выпускник этой же школы Мерей Жакимов, тоже ставший победителем вышеназванных научных соревнований, а ныне — студент Евразийского университета.

В средней школе № 2 областного центра уделяют большое внимание участию ребят в международных и республиканских научных конкурсах. В текущем учебном году, например, статья по социологии ученика девятого класса Жанибека Имамбаева включена в сборник 19-й международной научно-практической конференции по теме: «Функционирование органов общественного управления общеобразовательными учреждениями в новых условиях», которая пройдет в г. Москве в конце апреля. Жанибеку также предстоит участие в 40-й республиканской научно-практической конференции Малой Академии наук РК в Апматы. Есть успехи и у других школьников. Одиннадцатиклассница Жанель Сагитова стала обладательницей второго места недавно прошедшего республиканского конкурса научных проектов среди учащихся школ и студентов колледжей, организованного республиканским научно-образовательным центром «Зерттеуші». А ученица третьего класса Арайлым Сансызбайқызы заняла второе место в республиканском конкурсе научных проектов «Зерде».

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также