Ждут таланты в КазНУИ

Культура
042-4-1Недавно Кокшетау, в частности колледж культуры имени Акана серэ, посетила профессор Казахского Национального университета искусств, заведующая кафедрой хореографии Тойган Изим.
Она в составе группы преподавателей вуза — музыкантов, художников, исполнителей, инструменталистов — побывала в учебных заведениях северного региона с целью ознакомить учащихся с единственной в стране многоуровневой системой обучения в их университете. Это значит, что у талантливых детей и молодежи, особенно из сельской местности, есть возможность начать обучение востребованной творческой специальности в школе-интернате, открытой при университете, затем — колледже, бакалавриате, магистратуре, поступить при желании в докторантуру. Подробно об этой уникальной системе образования с нами поделилась профессор Тойган Изим.

— Как отмечала наш ректор, народная артистка РК Айман Мусаходжаева, вуз уникален не только в масштабах Казахстана, но и всего евразийского образовательного пространства. Его стратегию можно передать словами Президента Казахстана Н. А. Назарбаева: «Я всегда считал и считаю, что вопросы развития культуры и утверждения высокой духовности в нашем обществе так же важны, как и экономический рост или повышение благосостояния народа».

В настоящее время в университете созданы факультеты классической музыки и народного творчества, режиссуры и хореографии, кино и дизайна. Подготовка студентов идет по 20-ти специальностям, включая такие, как «арт-менеджмент» и «оператор кино и ТВ». Поскольку являюсь заведующей кафедрой хореографии вуза, хотелось бы подробнее рассказать о нашей работе. Если на другие отделения дети в школу при вузе могут прийти с 1 класса общеобразовательной школы, то мы, в связи с физиологическими особенностями детей, берем только с 10-11 лет. Ребята, пришедшие к нам в 5 классе, следующие пять лет учатся в школе, затем плавно переходят в колледж. Дальше они, следуя собственным предпочтениям, продолжают обучаться в вузе исполнительскому искусству либо становятся педагогами.

Каким хореографическим специальностям обучают в колледже?

— Школа и колледж готовят по двум профессиям — артисты балета и народного ансамбля. А в бакалавриате — педагогов хореографии и спортивно-бального танца. Кроме того, у нас можно получить специальность «режиссура хореографии», называемой в народе балетмейстер.

А сколько стоит обучение в школе и колледже? Смогут ли позволить его себе сельские дети из многодетных, малообеспеченных семей?

— Обучение и содержание детей в школе-интернате на государственном обеспечении. Поэтому у талантливых ребятишек из многодетных, малообеспеченных семей есть возможность поступить к нам, получить творческую профессию. Эти дети затем безболезненно переходят в колледж, на какие-то специальности выделяются государственные гранты. При этом хочу отметить, что нам, хореографам, нужны дети с хорошими физическими данными. Показать своего ребенка можно, приехав до вступительных экзаменов, которые начинаются в мае и получить профессиональную консультацию на предмет дальнейших действий: привозить ребенка на экзамен или не стоит его травмировать. Педагоги осматривают ребенка полностью, начиная со строения позвоночника до кончиков пальцев на ногах, умения стоять на пальцах. У будущего танцора должны быть хорошие стопа, подъем, прыжок, гибкость, растяжка. Сельским мамам не надо бояться и привозить к нам своих детей. К слову, многие из наших сегодняшних танцующих мастеров — выходцы из аулов. Общеизвестно, что те, кто с детства много носится, прыгает, бегает и ходит босиком, имеют хорошую, крепкую стопу — залог успешности в хореографии. К сожалению, городские дети, имеющие возможность танцевать с малых лет с еще неукрепившимися спинными поперечными мышцами, испытывают огромную нагрузку на костную ткань. И именно городские дети приводятся к нам родителями в большинстве. Среди них много ребятишек с искривленным позвоночником.

А в процессе занятий танцами сколиоз разве не проходит? Мне, кажется, многие мамы так считают.

— Это довольно распространенное и ошибочное мнение. Матери порой приводят к нам маленьких танцоров, которые в свои детские годы, успели стать лауреатами различных танцевальных конкурсов, но при этом у ребенка уже имеются разрушения костной ткани, и он не может учиться у нас. В процессе ежедневных занятий нагрузка на детский позвоночник лишь увеличивается.

—  Тойган Оспановна, пользуясь случаем, не могу не спросить о потенциале акмолинских танцевальных коллективов, с которыми Вы давно и успешно работаете, создав для них немало хореографических постановок.

— Следует отметить, что в Кокшетау хорошо поддерживается культура, в частности, искусство хореографии. Я работала с танцевальными ансамблями «Кокшетау», помню становление ансамблей «Арай», «Он алты кыз». Сегодня это состоявшиеся коллективы с хорошим потенциалом. Бывая на различных республиканских конкурсах, вижу их, слежу за их ростом. Они практически всегда возвращаются домой с наградами. К слову, некоторые девушки из «Он алты кыз» танцуют уже в государственном театре танца «НАЗ», одна поступила в наш университет. Даст Бог, окончив, вернется в Кокшетау педагогом-хореографом. Кстати, я ни разу не слышала, чтобы такой специалист не нашел работу.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также