Снятся дороги войны

037-4-2Все дальше в прошлое уходит Великая Отечественная война, а воспоминания о ней живы в сердцах и душах людей. Все меньше становится тех, кто прошел войну, был ее очевидцем. Герой моего рассказа — Семен Евсеевич Харитонов, отметил свой 93-й день рождения.
—  До 1930-го года успел окончить два класса в с. Ефремовка Зерендинского района. Сегодня о его существовании напоминает лишь заброшенное кладбище. Упорно трудившиеся люди жили без нужды, занимаясь земледелием. Не была исключением и наша большая семья из десяти человек. С началом коллективизации церковь закрыли, личные хозяйства стали объединять в колхозы, в первую очередь раскулачивая самых зажиточных крестьян. Те в панике, боясь потерять все нажитое собственным трудом, в спешке распродавали имущество, резали скот и уезжали с насиженных мест. Опустела деревня, из пятисот дворов остались лишь около ста. Их хозяйства и были переданы в колхоз. Затем случились неурожай и повсеместный голод. Лишь в 1934 году поля, наконец, заколосились и стало немного легче, мне удалось продолжить учебу в Кокчетаве. Но жить вдали от родных было трудно. Родители не всегда имели возможность передать ту же картошку, муку. В итоге на третьем году полуголодного студенчества я с друзьями-ровесниками вернулся домой, где работы хватало всем, — вспоминает собеседник.

В 1940-м Харитонов был призван в ряды Советской Армии, а чуть позже — на фронт.

— Призывались мы в сентябре из Зерендинского военкомата, — вспоминает Семен Евсеевич. — В числе десяти земляков я отправился служить добровольцем, потому что был на год младше остальных. До города Слуцка на границе Белоруссии и России, где находилась зенитно-пулеметная рота, мы добирались в товарных вагонах. В полной мере прошли военную подготовку, обучаясь зенитному делу. А в начале апреля 1941 года я был переброшен в Западный особый военный округ в Белоруссии под командование генерала Павлова. О том, что вскоре начнется война, никто и не помышлял, к тому же с Германией был подписан пакт о ненападении.

Первый день войны ветеран и сегодня помнит в деталях, словно это происходило вчера.

— Было воскресенье, когда мы услышали гул самолетов. Подумали, что это наша авиация проводит учебные занятия, не увидев черных крестов на крыльях авиамашин. Каков же был наш ужас, когда они начали бомбить наш военный лагерь. В считанные секунды часть заняла оборонительные позиции, но отпор дать не смогла. Прозвучала команда: «Не стрелять!». Все ждали, когда командование выяснит, не провокация ли это. Известие о войне пришло уже после двенадцати дня, когда из нас шестерых в живых осталось лишь двое, зенитная установка была разбомблена. В итоге с первых дней мы оказались в тылу врага, без командования, отстреливались, как могли, стараясь выйти из окружения. Дело продвигалось очень медленно, из одного вражеского кольца, попадали в другое. К своим пробились лишь к осени, тогда-то и началась для нас уже война не только в отступлении. А я из зенитчика стал пулеметчиком.

Вспоминая военные годы, мой собеседник признается, что страха, как такового, не было. Это был тяжелый, изнуряющий труд. Так воевал солдат до ноября 1943 года, но при освобождении г. Гомеля вражеские пули настигли бойца. С тяжелыми ранениями в грудь и ногу лежал в лазаретах, конечным стал госпиталь в Москве. Несмотря на хорошее лечение, осколки снаряда навсегда остались в теле солдата. Вернуться на фронт Семену больше не пришлось. Для поправки здоровья его эвакуировали в Самарканд, а в 1944 году комиссовали из армии…

Из-за полученных ран физическим трудом заниматься он уже не мог, и, как самый грамотный, стал трудиться счетоводом. С 1948 года и до самой пенсии в течение 35 лет проработал в Кокчетавском молобъединении, начав карьеру с низов, а закончив главным бухгалтером. Что красноречиво говорит об усердии, стремлении человека к самосовершенствованию.

За свои заслуги отмечен Семен Харитонов высоким званием «Ветеран труда», имеет медали «За отвагу», «За Победу над Германией», «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», множество юбилейных наград.

Сегодня ветеран живет с сыном и внуком, на досуге записывает свои воспоминания. У Семена Евсеевича изданы три книги, родные говорят, что скопившегося материала хватит еще на парочку, а то и больше. Здесь военная тематика и жизнь автора выражены больше в стихах. Когда-то, написав первое четверостишье на чей-то день рождения, он понял, что ему легче передать свои мысли в рифме, чем просто рассказать. Особой главой отмечена любовь к Кокшетау, ставшего со временем таким родным.

С супругой Анной Степановной наш герой счастливо прожил 64 года, воспитав двоих сыновей. Шесть лет нет уже рядом любимой, но своего родного человека — главу всего семейства — продолжают беречь и любить дети, четверо внуков и полдюжины правнуков, надеясь справить вместе еще не один день рождения.

Ирина ТРОНЕВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также