Едем мы, друзья, в дальние края…

038-4-2Полученные удостоверение об окончании училища механизации и путевку, выданную Нехворощанским райкомом комсомола Полтавской области, он спрятал в карман и с большим чемоданом из фанеры рванул на целину.
Не опоздал, прибыл вовремя. Даже посчастливилось вместе с молодыми посланцами Украины проложить первую борозду в колхозе им. Калинина (с. Караозек) Аккольского района. После Михаил Решетило на тракторе ДТ-54 нарезал пласты залежей. Сеял и убирал хлеб. Осенью на временно приспособленных в поле токах под открытым небом уже лежали горы пшеницы. Глядя на это бесценное богатство, душа парня пела от радости, которой считал за честь поделиться со своими домочадцами. В одном из писем он сообщал родственникам: «Целина меня очаровала, я по уши влюбился в этот неповторимый, благодатный край, его степное раздолье. Как много здесь плодородной земли, щедрой на высокие урожаи. Первый целинный хлеб выдался на славу. Приезжайте в гости к нам, и вы наяву увидите все, о чем пишу».

Вторая тракторно-полеводческая бригада, входящая в состав Комсомольской МТС, находилась в десяти километрах от города Акколя. Ее работники, в основном механизаторы, повара, с весны до глубокой осени жили в вагончиках. Бытовые условия были очень скромные: металлические кровати, ватные матрацы, шерстяные одеяла, привозная вода и местный душ на опушке леса. Вот, пожалуй, и все, чем располагали первопроходцы.

— Днем трудились до седьмого пота, — вспоминал Михаил Климентьевич, — хватало времени и на веселье. Были молоды, усталость проходила незаметно. Устраивали танцы, как говорят, до упаду. Уважительно относились друг к другу.

Распашка залежей требовала больших усилий. Верхний слой земли трудно поддавался обработке, у мощных тракторов ДТ-54 и «СХТЗ-Нати» не хватало силенок тащить пятилемешные плуги, но крестьянская смекалка механизаторов помогала в работе. Зачастую они снимали с орудия по два лемеха, и дело продвигалось лучше. Правда, по причине большой нагрузки лемеха часто разлетались на куски. Пласты залежей разбивали дисками и в два следа проходили боронами.

— К первой посевной готовились тщательно, работы в поле велись круглосуточно, — продолжал собеседник. — Заделали семена пшеницы в почву на 1,5 тыс. га.

Посевы шли в рост, а мы, механизаторы, продолжали наступление на целину.

Прошли годы, а я до сих пор восхищаюсь хорошо продуманной организацией труда. Все было так рассчитано, что в колхозе не было лишнего механизатора и трактора. Здорово работала и большая страна на Целину. Заводы России, Украины, Белоруссии поставляли в требуемых количествах тракторы, комбайны, автомобили, наши предприятия — сеялки, различный сельхозинвентарь, средства химзащиты растений.

Улучшались и бытовые условия целинников. В с. Караозек вскоре были построены десятки сборных щитовых жилых домов, клуб, библиотека, школа, амбулатория, объекты производственного назначения. Новые земли были отзывчивы на урожаи, росло поголовье всех видов скота. Только одних овец в хозяйстве насчитывалось свыше двадцати тысяч. Колхоз сдавал в год государству до 12-14 тыс. тонн зерна, росли реальные доходы населения. Понятное дело, рост благосостояния труженики села связывали с подъемом целины, ростом культуры земледелия и производительности труда. За текучкой будней Михаил Решетило не заметил, как пролетели три года. В это время он уже слыл в хозяйстве одним из лучших механизаторов и активистов сельской молодежи.

В 1957 году после расформирования МТС ее руководство всех механизаторов определило на работу в городские организации. Именитому трактористу Михаилу Решетило предложили место водителя грузовика в автобазе. Теперь у него появилась возможность колесить по пыльным дорогам целины, доставляя со станции Акколь в хозяйства района запчасти, сельхозинвентарь, а осенью — перевозить зерно с полей на тока и хлебоприемные пункты. Свой «ЗИЛ» содержал в исправности, выкладывался, занимал призовые места в соцсоревновании среди водителей автохозяйства. За старательный труд удостаивался почетных грамот, денежных премий, его фотография украшала «Доску почета» бывшей Сталинской автобазы. В водительской среде отличался лидерскими качествами, организаторскими способностями, это и определило дальнейшую его судьбу. Михаилу Климентьевичу предложили должность заместителя начальника райсельхозуправления по хозяйственной части. Ушел с головой в работу. Принимал приезжающих на целину специалистов, оказывал содействие в их обустройстве, решал вопросы обеспечения сельхозпредприятий строительными материалами, всеми видами ресурсов.

Попробовал себя и в должности инженера, затем директора подхоза «Красный горняк», который находился в подчинении «Облцелинсельстрой». Хозяйство обеспечивало все его подразделения продукцией растениеводства и животноводства. За годы работы руководителем Михаил Решетило вывел подхоз в число лучших сельхозпредприятий района. Ухоженные 1200 га пашни давали в среднем по 14-16 центнеров зерна. На фермах, где содержались порядка трех тысяч голов скота, производили сотни тонн молока и мяса. Не так давно довелось побывать в с. Красный Горняк. Люди старшего возраста говорили много добрых слов в адрес своего бывшего руководителя Михаила Решетило.

Находясь на заслуженном отдыхе, Михаил Климентьевич живо интересуется событиями в стране и мире, принимает активное участие в работе районного совета ветеранов войны и труда. Часто встречается с рабочей молодежью города и учащимися школ. А ему, первооткрывателю планеты «Целина», есть, что рассказать юношам и девушкам о своей кипучей молодости, о друзьях-товарищах, с которыми вместе возрождал к жизни веками спящую землю.

Иван ПЕРЕРВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Аккольский район.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также