Что мы знаем о Науане Хазрете?

veraИмя Наурызбая Таласова, известного в народе и литературе как Науан Хазрет, в советское время замалчивалось, а если упоминалось, то отрицательно. А между тем эта личность историческая. О нем видный казахский ученый Алихан Букейханов писал, как об «известнейшем в степи ученом», ставшим жертвой произвола царских властей.
Родился Наурызбай Таласов в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Умер в г. Кокшетау в 1916 году в возрасте 73 лет и похоронен на мусульманском кладбище, на берегу озера Копа.

Учился Наурызбай в аульной школе, азатем в медресе г. Петропавловска, по окончании которого его, как одаренного ученика, рекомендовали в высшую духовную семинарию в Бухаре, куда он поступает в начале 1870-х годов. По окончании учебы Н. Таласов, как наиболее способный семинарист, был направлен на стажировку в центр всего мусульманского мира, в город Багдад. По возвращении был оставлен преподавателем в духовной семинарии, где учился. В 1886 году казахская общественность Кокшетауского уезда направила делегацию из трех человек в Бухару с целью возращения на родину Наурызбая Таласова. На просьбу кокшетауских эмиссаров бухарцы отнеслись с пониманием и разрешили Н.Таласову выезд в Кокшетау. Вернулся Н. Таласов разносторонне образованным человеком. Наряду с древнетюркским, узбекским языками в совершенстве владел фарси и арабским, хорошо изучил литературу Востока, свободно говорил по-русски.

031-4-1Осенью 1886 года Науан Хазрет с согласия общественности был утвержден областным правлением имамом Кокшетауской соборной мечети. О бесспорном его авторитете говорит и тот факт, что по его инициативе и на пожертвования мусульман в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть.

Будучи весьма образованным человеком, Науан Хазрет выступал за широкое просвещение своего народа, особенно заботился о начальном образовании детей, организовал при мечети медресе с интернатом и школу для обучения сельских мулл. Помощником по школе он взял бывшего своего ученика Шаймердена Кощегулова, уроженца Котыркольской волости.

В школе-медресе наряду с мусульманским давалось и светское образование, школьники учились читать, писать, изучали арабскую и русскую графику.

На занятиях в медресе и проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаний, проповедовал ислам на понятном массам родном языке. По существу, мечеть превратилась в центр духовной жизни края. Это обстоятельство не осталось не замеченным, и серьезно обеспокоило администрацию уезда.

В сентябре 1891 года по архиерейской части последовало «представление на Высочайшее благословение по поводу изыскания способа распространения православной веры Иисуса между магометанами». Идея о том, что подданные царя должны быть одной веры с ним, была поддержана правительством. 22 марта 1902 года утверждено «Положение», согласно которому «подчинение и соединение их (мусульман — К.А.) в православную веру должно производиться тихо, постепенно, без насилия и принуждения, но с хитростью, что будто бы принявшие веру сами этого желали, сами просили и по своей воле переходят в православие». Далее в документе рекомендовались пути и меры по христианизации казахов. Основная роль в этом деле отводилась школам.

Документом предусматривалось изъятие из ведения мусульманского духовенства регистрации и расторжения брака, имянаречения и регистрации новорожденных. Даже говорилось о том, что похороны в казахском ауле должны совершаться с разрешения русского священника.

В защиту ислама выступили наиболее влиятельные люди из самых разных слоев казахского общества: Абай Кунанбаев, Акан-серэ, Муса Чорманов, Чингиз Валиханов, Сапы к Бабаджанов, Мамбет-Али Сердалин, Алихан Букейханов и др.

Мусульманское движение, возглавляемое Науан Хазретом, с самого начала носило оборонительный характер и нравственно-этическое содержание в нем преобладало над политическим. В обращениях, размножаемых на гектографе, не содержалось призыва к противоправным действиям. Целью движения было достижение права исповедовать ислам, открывать национальные школы, отправлять по традиции освящение брака, регистрации новорожденных и отпевания умерших.

Науан Хазрет апеллировал к авторитету известных и влиятельныхлюдей. В частности, обращался к Абаю Кунанбаеву с предложением встать во главе движения за сохранение самостоятельности культурной жизни этноса. Интересно то, что письмо начиналось словами: «К вам, высокочтимому народом Ибрагим мурза, обращаемся от имени населения пяти уездов Акмолинской области».

Начальник первого участка Кокшетауского уезда, подполковник Троицкий в рапорте от 2 апреля 1903 года на имя военного губернатора Акмолинской области докладывал, что им «1 апреля был проведен обыск в школе при Кокчетавской мечети у муллы Таласова. При обыске найдено: 164 книги, как не пропущенных цензурою, так и рукописных, принадлежащих как школе, так и ученикам, и у Таласова 108 книг, найдена большая переписка, а также гектографические оттиски на киргизском языке». Далее Троицкий сообщал, что Ш. Кощегулов по его распоряжению взят под стражу и заключен в тюрьму.

О случившемся 5 апреля 1903 года военный губернатор Акмолинской области телеграфировал Степному генерал-губернатору. В свою очередь, генерал-губернатор в тот же день телеграфировал Кокшетаускому уездному начальнику свое предписание: «Немедленно принять меры к закрытию незаконного интерната при мечети в г. Кокчетаве, выдворить всех проживающих в интернате, установить негласное наблюдение за деятельностью муллы Таласова».

Власти действовали оперативно, 17 июля 1903 г. особое совещание МВД, «рассмотрев обстоятельства дела муллы Таласова и содержащегося под стражей помощника муллы Кощегулова», постановило: выслать названных двух лиц в Восточную Сибирь в местность по усмотрению Иркутского генерал-губернатора под гласный надзор сроком: Кощегулова на 5 лет, Таласова на 3 года, считая срок с 12 июня 1903 года».

Ссылка популярного в степи муллы Науан Хазрета не принесла успокоение казахского населения, напротив, она вызвала глухой протест и волнения. Начались сборы подписей под петиции и сборы средств на вызволение невинно осужденных Н. Таласова и К. Шаймерденова. Деятельное участие в этом движении принял Мамбет-Али Сердалин, бывший однокурсник А. Букейханова по Омскому техническому училищу. Это он организовал сбор подписей по освобождению ссыльных своих земляков и лично отправился в Петербург. Тогда-то через М. Сердалина все перипетии дела о Н. Таласове стали известны А. Букейханову. Они вместе и обивали пороги министерств, использовали свои связи и знакомства и добились досрочного освобождения Науана Хазрета и Ш. Кощегулова. Решение об их освобождении из Сибирской ссылки было принято в марте 1905 г.

По возвращении из ссылки Науан Хазрет продолжал свою деятельность в качестве муллы соборной мечети в Кокшетау. А Ш. Кощегулов занялся политической деятельностью, был избран депутатом в Первую и Вторую Государственную Думу.

Абай и знаменитый ученый-теолог Науан Хазрет жили в одну эпоху, во второй половине XIX и начале XX веков, оба от природы были наделены выдающимися способностями. Абай — явление эпохальное, его творческая наследие — достояние мировой цивилизации, и мы далеки от мысли поднять личность Науан Хазрета на уровень его великого современника. Одно бесспорно, что и Науан Хазрет войдет в историю суверенного Казахстана как талантливый просветитель, как самоотверженный борец за гражданские права и свободы своего народа, как общественный деятель.

Кадыржан АБУЕВ,
доктор исторических наук, профессор,
заслуженный деятель Казахстана.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также