Что мы знаем о Науане Хазрете? — Акмолинская область. Новости. Информационный портал газеты "Акмолинская правда"

Что мы знаем о Науане Хазрете?

veraИмя Наурызбая Таласова, известного в народе и литературе как Науан Хазрет, в советское время замалчивалось, а если упоминалось, то отрицательно. А между тем эта личность историческая. О нем видный казахский ученый Алихан Букейханов писал, как об «известнейшем в степи ученом», ставшим жертвой произвола царских властей.
Родился Наурызбай Таласов в 1843 году в ауле Жилкелды Мезгильской волости Кокшетауского округа. Умер в г. Кокшетау в 1916 году в возрасте 73 лет и похоронен на мусульманском кладбище, на берегу озера Копа.

Учился Наурызбай в аульной школе, азатем в медресе г. Петропавловска, по окончании которого его, как одаренного ученика, рекомендовали в высшую духовную семинарию в Бухаре, куда он поступает в начале 1870-х годов. По окончании учебы Н. Таласов, как наиболее способный семинарист, был направлен на стажировку в центр всего мусульманского мира, в город Багдад. По возвращении был оставлен преподавателем в духовной семинарии, где учился. В 1886 году казахская общественность Кокшетауского уезда направила делегацию из трех человек в Бухару с целью возращения на родину Наурызбая Таласова. На просьбу кокшетауских эмиссаров бухарцы отнеслись с пониманием и разрешили Н.Таласову выезд в Кокшетау. Вернулся Н. Таласов разносторонне образованным человеком. Наряду с древнетюркским, узбекским языками в совершенстве владел фарси и арабским, хорошо изучил литературу Востока, свободно говорил по-русски.

031-4-1Осенью 1886 года Науан Хазрет с согласия общественности был утвержден областным правлением имамом Кокшетауской соборной мечети. О бесспорном его авторитете говорит и тот факт, что по его инициативе и на пожертвования мусульман в центре Кокшетау была сооружена новая мечеть.

Будучи весьма образованным человеком, Науан Хазрет выступал за широкое просвещение своего народа, особенно заботился о начальном образовании детей, организовал при мечети медресе с интернатом и школу для обучения сельских мулл. Помощником по школе он взял бывшего своего ученика Шаймердена Кощегулова, уроженца Котыркольской волости.

В школе-медресе наряду с мусульманским давалось и светское образование, школьники учились читать, писать, изучали арабскую и русскую графику.

На занятиях в медресе и проповедях Науан Хазрет говорил о необходимости приобретения современных знаний, проповедовал ислам на понятном массам родном языке. По существу, мечеть превратилась в центр духовной жизни края. Это обстоятельство не осталось не замеченным, и серьезно обеспокоило администрацию уезда.

В сентябре 1891 года по архиерейской части последовало «представление на Высочайшее благословение по поводу изыскания способа распространения православной веры Иисуса между магометанами». Идея о том, что подданные царя должны быть одной веры с ним, была поддержана правительством. 22 марта 1902 года утверждено «Положение», согласно которому «подчинение и соединение их (мусульман - К.А.) в православную веру должно производиться тихо, постепенно, без насилия и принуждения, но с хитростью, что будто бы принявшие веру сами этого желали, сами просили и по своей воле переходят в православие». Далее в документе рекомендовались пути и меры по христианизации казахов. Основная роль в этом деле отводилась школам.

Документом предусматривалось изъятие из ведения мусульманского духовенства регистрации и расторжения брака, имянаречения и регистрации новорожденных. Даже говорилось о том, что похороны в казахском ауле должны совершаться с разрешения русского священника.

В защиту ислама выступили наиболее влиятельные люди из самых разных слоев казахского общества: Абай Кунанбаев, Акан-серэ, Муса Чорманов, Чингиз Валиханов, Сапы к Бабаджанов, Мамбет-Али Сердалин, Алихан Букейханов и др.

Мусульманское движение, возглавляемое Науан Хазретом, с самого начала носило оборонительный характер и нравственно-этическое содержание в нем преобладало над политическим. В обращениях, размножаемых на гектографе, не содержалось призыва к противоправным действиям. Целью движения было достижение права исповедовать ислам, открывать национальные школы, отправлять по традиции освящение брака, регистрации новорожденных и отпевания умерших.

Науан Хазрет апеллировал к авторитету известных и влиятельныхлюдей. В частности, обращался к Абаю Кунанбаеву с предложением встать во главе движения за сохранение самостоятельности культурной жизни этноса. Интересно то, что письмо начиналось словами: «К вам, высокочтимому народом Ибрагим мурза, обращаемся от имени населения пяти уездов Акмолинской области».

Начальник первого участка Кокшетауского уезда, подполковник Троицкий в рапорте от 2 апреля 1903 года на имя военного губернатора Акмолинской области докладывал, что им «1 апреля был проведен обыск в школе при Кокчетавской мечети у муллы Таласова. При обыске найдено: 164 книги, как не пропущенных цензурою, так и рукописных, принадлежащих как школе, так и ученикам, и у Таласова 108 книг, найдена большая переписка, а также гектографические оттиски на киргизском языке». Далее Троицкий сообщал, что Ш. Кощегулов по его распоряжению взят под стражу и заключен в тюрьму.

О случившемся 5 апреля 1903 года военный губернатор Акмолинской области телеграфировал Степному генерал-губернатору. В свою очередь, генерал-губернатор в тот же день телеграфировал Кокшетаускому уездному начальнику свое предписание: «Немедленно принять меры к закрытию незаконного интерната при мечети в г. Кокчетаве, выдворить всех проживающих в интернате, установить негласное наблюдение за деятельностью муллы Таласова».

Власти действовали оперативно, 17 июля 1903 г. особое совещание МВД, «рассмотрев обстоятельства дела муллы Таласова и содержащегося под стражей помощника муллы Кощегулова», постановило: выслать названных двух лиц в Восточную Сибирь в местность по усмотрению Иркутского генерал-губернатора под гласный надзор сроком: Кощегулова на 5 лет, Таласова на 3 года, считая срок с 12 июня 1903 года».

Ссылка популярного в степи муллы Науан Хазрета не принесла успокоение казахского населения, напротив, она вызвала глухой протест и волнения. Начались сборы подписей под петиции и сборы средств на вызволение невинно осужденных Н. Таласова и К. Шаймерденова. Деятельное участие в этом движении принял Мамбет-Али Сердалин, бывший однокурсник А. Букейханова по Омскому техническому училищу. Это он организовал сбор подписей по освобождению ссыльных своих земляков и лично отправился в Петербург. Тогда-то через М. Сердалина все перипетии дела о Н. Таласове стали известны А. Букейханову. Они вместе и обивали пороги министерств, использовали свои связи и знакомства и добились досрочного освобождения Науана Хазрета и Ш. Кощегулова. Решение об их освобождении из Сибирской ссылки было принято в марте 1905 г.

По возвращении из ссылки Науан Хазрет продолжал свою деятельность в качестве муллы соборной мечети в Кокшетау. А Ш. Кощегулов занялся политической деятельностью, был избран депутатом в Первую и Вторую Государственную Думу.

Абай и знаменитый ученый-теолог Науан Хазрет жили в одну эпоху, во второй половине XIX и начале XX веков, оба от природы были наделены выдающимися способностями. Абай - явление эпохальное, его творческая наследие - достояние мировой цивилизации, и мы далеки от мысли поднять личность Науан Хазрета на уровень его великого современника. Одно бесспорно, что и Науан Хазрет войдет в историю суверенного Казахстана как талантливый просветитель, как самоотверженный борец за гражданские права и свободы своего народа, как общественный деятель.

Кадыржан АБУЕВ,
доктор исторических наук, профессор,
заслуженный деятель Казахстана.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...
Что мы знаем о Науане Хазрете?, 6.0 out of 10 based on 2 ratings

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Другие статьи по этой теме

Объединила радость праздника Вера и общество 25 декабря католики во всем мире отметили Рождество - один из самых главных христианских праздников. В этот день римско-католический ...
Светская школа и религиоведение За последние два-три десятилетия в Казахстане значительная часть граждан страны стала относить себя к числу верующих. Однако за этим самоопределением ...
Кайрат Лама Шариф о религиозной ситуации... Брифинг СЦК Вчера официальный представитель СЦК при Президенте Республики Казахстан Алтай Абибуллаев провел очередной брифинг для журналистов централ...
Нас не должны сбивать ветра В Акмолинской области хорошо известна активная деятельность Религиоведческого информационно-консультативного центра «Сана», который возглавляет Гульна...
Раджаб — месяц прощения Бисмилляхи - рахманир-рахим! Наш Творец создал поучительные месяцы, дни и ночи прощения грехов своих рабов. Причина - человек совершает много грехов....
Татуировочная машинка купить, ручная тату машинка styletattoo.ru.