Он писал, макая перо в правду

Для нас, кокшетауцев, имя Естая Мырзахметова, видного казахского писателя, публициста, общественного деятеля, заслуженного работника Казахстана, Почетного гражданина города Кокшетау дорого и почитаемо. Он был талантливым, неутомимым тружеником пера, неравнодушным исследователем истории родного края и его людей, пламенным общественным деятелем и просто — скромной обаятельной личностью.

Естай Мырзахметов родился 15 января 1927 года в ауле Жанажол Щучинского района. Надо ли говорить о том, что это были трудные для страны годы. Аульный паренек с детства показывал задатки личности, изъявляя горячее желание во что бы то ни стало получить образование. Вначале это была аульная начальная школа, расположенная на центральной усадьбе колхоза, в которую приходилось каждый день бегать за четыре километра, чтобы в числе первых попасть в класс. Затем была Киндиккарагайская семилетняя школа. В год ее окончания Естаю исполнилось 14 лет. А год был приснопамятный — 1941-ый…

Семилетка в те годы считалась почти университетом. Грамотного Естая зачастую использовали в колхозе в качестве учетчика тракторной бригады. Ему приходилось и на плуге посидеть, и за рычагами трактора поработать. В 1943 году случилось несчастье — он попал под перевернувшийся плуг. С поломанными ребрами год пролежал в постели, выжил чудом. Срослись молодые кости. Он тогда еще не знал, что спустя годы, эта понесенная в детстве травма, так тяжело скажется на его здоровье.

Душа разрывалась между долгом перед семьей и детским обетом — мечтой об учебе. Оставаться в ауле, помогая семье трудоднями или все же… Закончилось дело тем, что, получив среднее образование в Щучинской средней школе, в 1949 году Естай Мырзахметов поступает на факультет журналистики КазГУ

…Автор этих строк послевоенные вузы Казахстана, в частности, КазГУ, представляет по роману Азильхана Нуршаихова «Махаббат, қызық мол жылдар» («Годы радости и любви»). В коридорах университета толпы молодых людей в военной форме. Вчерашние пехотинцы и артиллеристы, танкисты и саперы хотят получить высшее образование. Среди них немало и тех, кто без форменных гимнастерок, а в пиджачках с воротом навыпуск, вельветовых курточках или еще в чем-то. Среди абитуриентов КазГУ в гимнастерке с нашивками сержанта можно было встретить командира артиллерийского орудия Азильхана Нуршаихова. Среди них — 22-летний Естай из далекой кокчетавской глубинки. На войне он не был — годами не вышел. А будь он всего на год старше (последним на войну призывался 1926 год), был бы и он, уверен, неплохим воином.

Я не зря вспомнил здесь большого   казахского   писателя А.Нуршаихова. Есть какая-то ассоциативная связь между ним и Естаем Мырзахметовым.  Оба к большому творчеству пришли после войны, оба с интервалом в десять лет написали по великолепному роману о большой и светлой любви. Азильхан и его Ербол, Естай со своим Медетом — это две параллели, с одинаковым мировоззрением и моралью с той лишь разницей, что первая пара старше второй на «Великую Отечественную войну». Журфак 49-го года — разномастный муравейник — с первых дней учебы увлек Естая, закружил его в вихре молодых страстей, главной из которых было творчество. Писал в те годы он много и самозабвенно. В студенческой среде вскоре стал узнаваем. Свою роль сыграл и опубликованный в журнале «Пионер» рассказ, который он прислал еще до поступления на учебу, из аула. По сути, тот рассказ даже не рассказ, а сказка, стал стартом его творческой биографии. Можно сказать, определил его судьбу.

После окончания учебы в 1954 году начинается беспокойная, но захватывающая журналистская жизнь. Началась череда по-настоящему творческих коллективов. Причем, Ec-аға шел в своем творческом росте как бы сверху вниз. Еще в дни учебы в университете работал заведующим отделом республиканской газеты «Лениншіл жас», затем перебрался поближе к дому — в Северо-Казахстанскую областную газету «Ленин туы». Был период, когда он вновь вернулся в «Лениншіл жас», но уже в качестве собственного кор-респондента   по   Северо-Казахстанской и Кокчетавским областям. А в начале шестидесятых, когда был организован Целинный край, был приглашен на работу в краевую газету «Тын өлкесі» (нынешняя «Арка ажары»). Журналистскую карьеру Естай Мырзахметов завершил в Кокчетавской областной газете «Кокшетау правдасы» в качестве заместителя главного редактора.

Годы работы в журналистике были годами его становления. Писатель Естай Мырзахметов — автор двух романов, трех повестей, около ста рассказов и новелл. Когда говорят о его творчестве, в первую очередь называют романы «Медет», «Он бес жыл өткен соң» и повесть «Көгалдайдың көк шақпағы». Каждое из этих произведений в отдельности способно оставить имя автора в истории казахской литературы.

О романе «Медет» разговор особый. Опять напрашивается параллель с Адильханом Нуршаиховым. Когда вышел в свет его роман «Годы радости и любви» мне было 18 лет, двадцатидевятилетним парнем прочел роман Естая Мырзахметова «Медет». Поэтому у меня есть все основания утверждать, что на этих романах о любви воспитывалось и выросло мое поколение.

Всего, что написано им вполне достаточно, чтобы имя Естая Мырзахметова осталось в истории казахской литературы и в благодарной памяти земляков — кокшетауцев. Однако какими критериями измерить вторую ипостась писателя -знатока истории родного края — его большую, я бы сказал даже, спод-вижническую общественную деятельность. Человек аналитического ума и энциклопедических познаний, он как никто из писателей сделал очень много для того, чтобы вернуть из небытия в нашу сегодняшнюю реальность имена великих сынов казахского народа.

Благодаря его неутомимым исследованиям и настойчивости мы имеем сегодняшние образы хана Абылая, его внука — хана-бунтаря Кенесары. После его неоднократных письменных и устных обращений к Президенту страны, Правительству, руководителям области на государственном уровне были отмечены 280-летие Абылай-хана и 190-летие Кенесары. Ряд населенных пунктов, улиц сегодня носят эти славные имена.

При вмешательстве Естая-аға возвращены народу имена не только первых лиц истории, а их сподвижников, без которых ни ханы и ни другие правители таковыми бы не были. Один за другим из творческой лаборатории писателя выходили на свет объемные статьи-исследования о Наурызбае и Тилемисе батырах, советнике хана Абылая Канай бий и других выдающихся личностях.

Много сил и энергии было отдано исследованию творчества Биржана сал, Акана-серэ, Укили Ибрая, Балуана Шолака, последний приходился Естаю родственником по линии матери. Укили Ибраю посвящена его повесть «Көгалдайдың көкшақпағы».

Замечательный советский писатель Василий Шукшин как-то высказался: «Если хочешь быть настоящим мастером слова, макай свое перо в правду». Именно таким был творческий принцип писателя Естая Мырзахметова.

Даулет АХМЕТЖАНОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также