Шамшия Айтжанова: «Меня всему научила жизнь»

Человек труда
Сегодня, 1 февраля, одна из известных общественниц-энтузиасток, педагог, обладатель званий «Отличник образования РК», «Почетный гражданин г. Кокшетау», труженица тыла, член клуба ветеранов «Ақбулақ-Родник», лауреат Ассоциации искусств народов мира, народный умелец и художник Шамшия Айтжанова отмечает восьмидесятипятилетие.012-1-1

Имя, беспокойный характер и труды этой деятельной женщины хорошо известны горожанам. Особенно она популярна в педагогической среде своим стремлением научить девушек и девочек — будущих хозяек — национальным обрядам, рукоделию. Ведь сама она, как настоящая белошвейка, умеет все: прясть, вязать, вышивать, шить, ткать, даже выделывать шкуры.

Знают в Кокшетау Шамшию Габдуловну и как поэтессу-самородка. Первый поэтический сборник «Өнерім-өмірім» вышел в свет в 1999 году, затем последовали «Өмір-өзен», «Жырдесте», «Арайлы асу», последний — «Үрпаққа ұлағат» — увидел свет в прошлом году. Готовится к изданию шестая книга стихов поэтессы Айтжановой. Тематика ее строк разнообразна: есть на злобу дня, рождаются они к праздничным датам. «Мысли, складывающиеся в рифмы, все время витают в голове, не дают спать, — говорит Шамшия Габдуловна. — Издаю книги небольшим тиражом на собственные средства, а потом дарю родственникам, друзьям и знакомым, просто хорошим людям». Помимо этого печатается она в местных и республиканских журналах.

Но все-таки имя юбилярши останется в истории города потому, что знатная рукодельница, выйдя на пенсию в 50 лет, как многодетная мать, по собственному почину и при поддержке горакимата в 1992 году открыла в областном центре первую в республике частную школу искусств «Ақтоқты» при СШ №3 им. М. Габдуллина, где навыкам мастерства народной умелицы обучились тогда более двухсот детей.

Через три года неугомонная горожанка снова обращается за помощью к горадминистрации и открывает «Школу искусств Шамшии-апай». К ней потянулись дети, причем разных национальностей из многих городских школ. Здесь они постигали искусство ковроткачества, рисования, вышивки гобеленов, знакомились с видами национального орнамента, технологией отделки орнаментами изделий, учились создавать их. Кроме того вникали ученики в тонкости прядения, вязания, выделки шкур, шитья сапог, шапок, даже катания валенок. Параллельно она вела специальные уроки творчества в КГУ им. Ш. Уалиханова, строительно-техническом колледже №1, СШ №3 им. М. Габдуллина, где студенты и школьники постигали азы ее мастерства, знакомились с национальными традициями и обрядами, обучались игре на домбре.

Любовь к рукоделию у нашей героини от матери Шолпан. Она не заставляла маленькую дочь обучаться этому, просто шла война, и девочка помогала во всем маме, трудившейся, как и все аульные женщины, не покладая рук. Вечерами садилась рядышком и следила за движениями натруженных рук матери, внимала, впитывала, что-то выполняла и сама. Взрослея, Шамшия не бросала рукоделия, а лишь расширяла его диапазон. Кроме того с детства девчонка обожала танцевать, может быть, покоренная узбекской хореографией, потому, что в первый класс пошла в Узбекистане, куда по окончании Московской высшей партийной школы был направлен на руководящую должность отец. Через два года, в 1938-м, он ушел из жизни, и семья вернулась в родную Павлодарскую область. Деревенская девочка не могла брать уроки танцевального искусства, но любовь к хореографии пронесла через всю жизнь. Удивительно, но уже будучи на пенсии, она со знанием дела обучала кокшетауских девочек танцу «Қамажай».

Глядя на эту подвижную в ее годы, обаятельно-общительную апашку с живыми, проницательными глазами, которая, кажется, и минуты не может усидеть без дела, удивлялась ее внутренней силе, крепости духа. «Меня всему научила жизнь, которая была педагогом жестким, заставившим научиться делать все, что не умела и не хотела, — делится наша собеседница. — Рано овдовела, осталась одна с детьми на руках, вот и пришлось работать, крутиться, чтобы вырастить их людьми достойными, суметь дать всем образование». К слову, она и сама все время училась, повышая профессиональный уровень. Окончив Павлодарское казпедучилище, трудилась учителем семилетней школы. В июле 1951-го переезжает с мужем в его родные края и работает в Приреченской семилетней школе Красноармейского района Кокчетавской области. Но в 1953 году педагог остается не у дел: в северных регионах закрываются казахские школы. Сетовать на свалившиеся трудности и ждать милостей от судьбы не было времени.

Общительная, живая молодая женщина устраивается на работу страховым агентом, спокойно выполняя и перевыполняя все нормы. Решив осваивать профессию счетного работника, заочно поступает в Целиноградский финансово-экономический техникум. Трудится бухгалтером в городской инспекции Госстраха, затем переходит в горотдел финансов и снова учится. На этот раз поступает на заочное отделение Алма-Атинского института народного хозяйства. На пенсию ее и проводили из стен областного финансового отдела, где она трудилась много лет.

В последние годы Шамшия Габдуловна в силу возраста, который дает о себе знать, уже не так много занята общественной работой. Тем не менее всякий раз живо откликается на приглашения из школ, библиотек, вузов, чтобы встретиться с детьми и молодежью, ответить на их вопросы, поделиться жизненным опытом. Такое общение, по мнению нашей героини, должно быть постоянным, и чем больше будет инициативы от старшего поколения, тем лучше. А что же рукоделие? Эта страсть по-прежнему с ней, не давая порой от желания созидать уснуть до утра. Творит мастер, конечно, уже не в таких масштабах, как раньше, но позиций не сдает. В день нашей встречи она, поглощенная предстоящим юбилейным тоем, на который приглашены более 120 гостей, с удовольствием демонстрировала сшитые для праздника традиционные национальные коржыны и калта.

Она не может даже примерно сказать, сколько вещей ею созданы хотя бы за последние несколько лет. Их много, и каждая выполнена талантливо и с любовью. К примеру, в ее активе только более тысячи вытканных портретов, на четырех из них — Президент РК.

Сегодня мудрая женщина, внимательная мать, добрая бабушка окружена заботой детей, внуков и правнуков. Кстати, по стопам любимой эже пошла, по словам Шамшии Габдуловны, одна из внучек. Уж очень хорошо девочка рисует.

Раушан УТЕУЛИНА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также