И дольше века длится день

011-4-1Рядом с нами
Она отметила свой 100-летний юбилей. Ребенком пережила послереволюционную разруху, коллективизацию, тяготы Великой Отечественной войны.
Евдокия Арсентьевна Козлова родилась 14 марта 1913 года в селе Серафимовке близ Кокчетава. Отец умер, когда ей было четыре года. У матери на руках — четверо детей. Переехали в город. Тут не до учебы было. И стала девочка нянчить детей у тех, кто мог накормить и какую-то одежонку дать. Научилась читать и писать. А в 15 лет уже работала на водочном заводе: мыла посуду, потом перевели в разливочный цех. Встретилась в городе с парнем, бухгалтером конезавода № 47. Он и мужем стал, переехала к нему, обустроились, а тут война… В первые же дни он был призван на фронт и вскоре погиб. Так и живет с тех пор одна.

Когда война забрала на фронт мужчин, их на полях заменили женщины-механизаторы. Освоила Евдокия эту профессию с легкостью, как и все, что делала, стала работать на тракторе. Всю войну передышки не знала, рабочий день ее был не нормирован. Как вспоминает Евдокия Арсентьевна: «Ночью пахали, вздремнут, и опять в поле — сеять идут. Его закончат — прочие всевозможные работы по хозяйству начнутся. И так, день за днем, от зари до зари». Награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны».

После Победы более двадцати лет работала на Кокчетавском механическом заводе револьверщицей на двух станках, вытачивала детали для весов.

Выйдя на заслуженный отдых, пенсионерка двадцать лет пела в городском хоре ветеранов войны и труда. Ни одной репетиции не пропустила. Она с удовольствием показывает фотографии о пребывании хора в Алма-Ате, Щу-чинске, Зерендинском районе. Считает, что с песней и труд, и жизнь — в радость. А еще, когда ты ко всем — с добрым сердцем…

Последние восемь лет живет в доме племянника Виктора и его жены Надежды. Раньше помогала им ухаживать за огородом. Ну, а потом ходить стало все тяжелее, дважды падала неудачно, теперь все больше сидит. Но не скучает, живо интересуется всем, с вниманием поддерживает беседу, радуется новому, что происходит в городе. В комнате у нее телевизор, с удовольствием читает газеты. Ее лицо удивило бы даже художника — любознательные глаза, на щеках — ни морщинки. Спрашиваю, а что же это такое надо делать, чтобы не было морщин на лице. «Я никогда не допускала до лица никакую химию», — прозвучал ответ.

Уточняю у Надежды, а что любит кушать долгожительница. «Пища должна быть всегда свежеприготовленная, обязательно что-то мясное, молоко, овощи, — отвечает женщина. — Эту ее просьбу мы с удовольствием выполняем, и сами тоже следуем ее правилу — кому же не хочется жить в здравии лет до 100…».

Нина АЛЬШАНКО.

г. Кокшетау

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также