Учитель, перед именем твоим…

010-4-1Личность
В пору, когда мы много разглагольствуем о реформировании образования, в пылу дискуссий нередко забываем о личности Учителя милостью Божьей, о тех правах, что он отвоевывает себе: на свою манеру изложения, свой способ мышления, свое отношение к ученикам… А в итоге — право быть и оставаться собой.
Мастерство учителя Владимира Гордеева — яркое доказательство того, что ни современная школа, ни класс, ни тем более урок не могут и не должны быть типовыми, стандартными.

Поиск импульса, интонации, ключа… Неподражаемая, неповторимая интонация талантливого рассказчика, чей искрометный умный юмор способны особо оценить наши резкие, категоричные, самостоятельно мыслящие, приметливо-наблюдательные ученики. На это ушли годы. А сегодня Владимир Павлович — победитель республиканского конкурса авторских программ, защищать которые в Алматы в 2013 году съехались лучшие педагоги страны, сверкнувшие бисерной россыпью открытий, находок, новаторскими методиками преподавания привычных школьных дисциплин.

Вести импровизированный, интегрированный урок под девизом «Твори, выдумывай, пробуй!» — его самое любимое занятие, а самая желанная минута на нем, когда ведущим становится ученик. Учиться говорить и слушать окружающих — нелегкая наука для поколения, часами пропадающего в лабиринтах интернета.

Не секрет, что в школах страны не хватает педагогов-мужчин. Молодые приходят и… уходят, не задерживаясь. Остаются те, кто по-настоящему предан призванию, кто одержим учительством, кого захватила, затянула стихия и круговерть школьных будней.

Логический опорный конспект — изобретение Шаталова — Гордеев творчески переосмыслил, дополнил, развил, адаптировал в условиях современного урока географии.

На глазах у детей каждый раз сотворяется обыкновенное чудо: каллиграфическим учительским почерком пишется тема урока, затем изображается (Гордеев отлично рисует) контур изучаемого географического объекта (полуостров, материк, и т.п.), выделяется пограничное положение, выход в море, влияние воздушных масс, особенность климата, типы почв, природная зона. Устно дается яркая и образная исчерпывающая характеристика: рельеф местности, площадь территории, население, язык, валюта, религия…

Дети рисуют мини-карту в своем опорном конспекте в тетрадках, и здесь очень важно цветовое мышление. Писать об этом сложно, лучше увидеть, услышать и понять. Кстати, каждый урок учителя географии высшей категории СШ №6 г. Кокшетау — открытый, приходите, не пожалеете…

Выпускники успешно сдают на ЕНТ географию — этот предмет по выбору обязателен при поступлении в вузы по многим ныне востребованным специальностям: «туризм», «экология», «менеджмент и маркетинг», «экономика».

Вот только самые запоминающиеся из отзывов его учеников:

Акмарал Какишева, выпускница 2009 года: «Учитель открыл для меня целый мир, причем его увлеченность, страстность, поистине энциклопедические знания, высший пилотаж педмастерства задали столь высокую планку, что отныне география из скучной науки превратилась для меня в яркое непрерывное постижение открытий, которыми так славится наша планета Земля».

Сейткали Алишер, выпускник 2013 года: «Владимир Павлович науку привязывал к реальной жизни, включая нас в увлекательную игру на своих уроках: …итак, вы сели за стол с итальянцами, чем будут вас угощать… маслины, паста, овощи, пицца… тут же весело делаем вывод о ландшафтных и почвенно-климатических особенностях прекрасной страны на побережье моря, а вот мы уже во Франции: много солнца, субтропики, а это значит…»

Павел Любименко: «Я уже закончил мединститут в Саратове, но, поверьте, все эти годы помнил своего школьного учителя географии, такая эрудиция, диапазон мышления, аналитика в сочетании с необычной подачей материала и оригинальностью изложения встречаются редко даже в среде вузовских работников».

Интересно учителю — интересно всем! Как бы далеко ни уходили годы, а с ними и ученики, на какую бы высокую ступень ни поднимала их жизнь, ученики Гордеева возвращаются в тот спасительный мир, который подарил им в эпоху школьной юности учитель. Каждый ученик памятен по-своему, в зависимости от того, когда и какой след оставил в учительской судьбе. Настоящий педагог не может не чувствовать в себе некое миссионерское начало, потребность, сея разумное, не забывать о добром и вечном. Так воспитывал Владимира отец Павел Иванович Гордеев, человек высокой чести и достоинства.

Любви к охоте, умению вслушиваться в природу, постигать ее тайны, простым и нужным каждому мужчине навыкам крестьянской жизни — этому всему Володю учил отец-фронтовик, превыше всего на свете ценивший в человеке совесть и достоинство.

Потому-то сегодня для Гордеева важно вырастить ученика, который бы поднялся, превзошел учителя прежде всего духовно, стал умнее, интереснее, ведь его уроки — не просто работа, его уроки — это общение, искусство, а не только учебное занятие. Учитель не считает, что выйдя за порог школы, его ученики вступят в жизнь. Сама жизнь врывается в школу, заполняя собой ее этажи, залы, классы.

«Воспитание, побуждающее к знанию» — педагогическое кредо учителя, чьи уроки не заканчиваются с последним звонком. Они — на всю оставшуюся жизнь.

АлияАХЕТОВА.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также