Малокомплектные школы: вчера, сегодня, завтра

Проблема крупным планом
В конце октября прошлого года члены комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК посетили ряд школ Аршалынского района. На прошедших в ходе визита встречах с руководителями области, работниками сферы образования обсуждались и проблемы дальнейшей работы малокомплектных школ (МКШ).
Читатели из небольших сел различных районов области обращаются к нам с вопросами: каково же будущее малокомплектных школ, в которых обучаются их дети?

Проблема «школ с малым контингентом обучающихся, совмещенными классами-комплектами» (такое определение МКШ дается в Законе РК «Об образовании») характерна не только для нашей области, Казахстана в целом, но и практически для всех стран с большой территорией и низкой плотностью населения. И в разных странах эту проблему решают по-разному. Вспомните фильмы о жизни в Европе, Северной Америке: приезжающие строго по расписанию комфортабельные школьные автобусы, становящееся все более популярным и доступным дистанционное обучение, когда очень серьезные, ответственные ученики, занимаясь дома, получают консультации не только у своих школьных учителей, но и у известных ученых и специалистов.

003-3-4А теперь вспомним наши дороги и автобусы, наши климатические условия, нынешний уровень компьютеризации сельских школ и общий уровень компьютерной грамотности и еще вспомним, сколько иногда надо приложить усилий, чтобы заставить наших детей и внуков готовиться к урокам. Конечно, все будет и у нас: и дороги сельские приведем в порядок, и гаджеты перейдут в разряд школьных принадлежностей, и заработает система электронного образования… Но это будет завтра. А уже сегодня «в целом по республике число совмещенных 1-4-х классов — 4398 (33250 детей), 5-9-х классов — 2012 (15201), 10-11-х классов — 17 (110)», — такие данные приводятся в Концепции развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на 2010-2020 годы.

003-3-3В нашей области доля МКШ составляет 82% от общего количества общеобразовательных школ (508 из 621). В том числе 481 в сельской местности. В текущем учебном году обучаются в них 40998 человек, или 39,6% от общего контингента школьников. Школы, конечно, разные, расположены они в разных регионах, но проблемы у всех общие. И самое главное, что они «по результатам промежуточной и итоговой аттестации показывают (за исключением некоторых) более низкие результаты обучения», — говорят депутаты Мажилиса, специалисты Министерства образования и науки. А иных результатов добиться сложно хотя бы потому, что практически в каждой из них слабая материально-техническая база. По данным управления образования в нашей области 142 МКШ (28%) расположены в приспособленных зданиях, 126 МКШ (25%) не имеют спортивных залов, 37 школ (7,3%) не имеют столовых. Слабая обеспеченность учебными кабинетами новой модификации, большинство малокомплектных школ требуют проведения капитального ремонта. Остается низким уровень обеспечения интерактивным оборудованием, широкополосным интернетом и их использование в учебном процессе. Кроме этого небольшое количество классов-комплектов определяет невысокую нагрузку учителей-предметников. Как следствие — невозможность привлечь специалистов по каждому предмету, обеспечив их достаточной нагрузкой. Поэтому в таких школах, как правило, один учитель ведет несколько предметов, что, естественно, отрицательно сказывается на качестве обучения. Очень сложно организовать эффективное обучение в совмещенных классах, когда, к примеру, в одном классе один учитель в течение урока обучает детей с 1-го по 4-й классы. Когда детей в классе мало, нужны другие методы, технологии и формы обучения. А таковые до сей поры, несмотря на многолетнюю историю малокомплектной школы, практически не разработаны в отечественной науке. Профильное обучение в соответствии с личным выбором учащихся организовать тоже не представляется возможным. Так что, несмотря на то, что обучение одного ученика в такой школе обходится бюджету почти в три раза дороже, чем его сверстника в обычной средней, в МКШ обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям довольно проблематично. А чаще всего невозможно в принципе. Создание ресурсных центров на базе крупных школ с достаточным уровнем учебно-материального и кадрового оснащения остроту проблемы пока не снижает.

Реструктуризация сельских школ неизбежна. Подчеркиваем, что речь идет именно о реструктуризации, а не о закрытии всех МКШ сейчас и немедля. Согласно плану, разработанному областным управлением образования, до 2020 года этот процесс охватит 118 МКШ. — В 2014-2015 годах реструктуризацией планируется охватить 52 школы, в том числе реорганизовать 47 школ и закрыть 5 школ. 22 средних школы будут реорганизованы в основные школы и 25 основных школ — в начальные. 1014 детей из основных и начальных школ будут подвозиться в средние школы, говорила на встрече с депутатами Мажилиса руководитель управления Балым Избасарова.

В принципе каждый из нас может самостоятельно оценить перспективы сохранения школы в том или ином селе. Гарантированный государственный норматив сети организаций образования предусматривает следующее: общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения будут реализоваться в каждом населенном пункте, где численность детей предшкольного возраста составит не менее пяти человек. Начальное образование в родном селе смогут получить дети младшего школьного возраста в том случае, если их также будет не менее пяти. Основная школа в обязательном порядке будет функционировать в селах, в которых детей младшего и среднего школьного возраста будет не менее 41. А общее среднее уже при наличии учеников младшего, среднего и старшего школьного возраста в количестве 81 и более человек. Если стандарты и изменятся, то, вряд ли существенно, и, скорее всего, в сторону увеличения.

Все мы хотим, чтобы наши дети получили прочные знания, могли претендовать на образовательные гранты, получить востребованные специальности. И, наверное, сегодня далеко не худшим вариантом являются все-таки интернаты. Об этом говорит и председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева: «К проблеме надо подходить кардинально, не надо изобретать велосипед, нужно возрождать интернаты. Родители должны думать о будущем своих детей, о том, какие они знания получат, и как они завтра в жизни устроятся».

Особенно, если они будут такими, как интернат в селе Жана-Кийма Жаксынского района. Ему уже девять лет.

— В начале родители были против, — говорит его директор Гульсум Мейрамова. — Сейчас относятся по-другому. Рассчитан интернат на 60 человек, в нем живут дети из ближайших сел. На полном государственном обеспечении. Четырехразовое питание, горячая вода, душевые кабины. Дважды в месяц на выходные детей подвозят в родные села к родителям. Также организованно привозят обратно. Успеваемость у детей, конечно, разная, но в той же мере, что и учеников, живущих дома. Детям нужно общение, должна быть здоровая конкурентная среда.

— Из поселка Трудовое пришла женщина: возьмите моего шестилетнего ребенка. Я пыталась ее отговорить: подождите годик, маленький же еще, — рассказывает Гульсум Жумагалиевна. — В ответ услышала: «А что он видит дома? Со сверстниками практически не общается, потому что в селе их нет. Мы с мужем целый день заняты работой. Здесь он будет развиваться. Отрывать от дома тяжело. Но надо думать о будущем».

В расположенном неподалеку селе Запорожье средняя школа есть. Но несколько ребят предпочли учиться именно в Жана-Кийме. Одна из них после седьмого класса выдержала серьезный конкурс и поступила в «Назарбаев Интеллектуальную школу физико-математического направления» в Кокшетау. «Я горжусь этой школой и горжусь своей внучкой», — говорит ее бабушка Базаргуль Хамитовна. Примером для других становятся выпускники — обладатели грантов в лучших вузах Казахстана и получающие высшее образование в зарубежных университетах.

Девятиклассница Айнур Музипова — отличница — хочет стать доктором, живет в интернате с шестого класса, говорит, что здесь занимается в полную силу. Для этого созданы все условия, времени на учебу остается больше, чем дома. И учиться здесь интереснее. Мультимедийные кабинеты, сильные учителя. Играют роль конкурентная среда, профессиональное общение, обмен опытом, возможность без ущерба для учебного процесса повышать свою квалификацию. У учителей малокомплектных школ таких возможностей, к сожалению, значительно меньше.

Сегодня очень многие говорят о том, что закрытие школы приводит и к исчезновению села. Конечно, эта точка зрения заслуживает уважения, очень больно видеть, когда в твоем родном селе появляется все больше заброшенных пустующих домов. Но не путаем ли мы в данном случае проблему со следствием. Село исчезает, когда закрывают школу с десятком учащихся или все-таки школу закрывают потому, что люди из села уезжают?

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также