Малокомплектные школы: вчера, сегодня, завтра — Акмолинская область. Новости. Информационный портал газеты "Акмолинская правда"

Малокомплектные школы: вчера, сегодня, завтра

Проблема крупным планом
В конце октября прошлого года члены комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК посетили ряд школ Аршалынского района. На прошедших в ходе визита встречах с руководителями области, работниками сферы образования обсуждались и проблемы дальнейшей работы малокомплектных школ (МКШ).
Читатели из небольших сел различных районов области обращаются к нам с вопросами: каково же будущее малокомплектных школ, в которых обучаются их дети?

Проблема «школ с малым контингентом обучающихся, совмещенными классами-комплектами» (такое определение МКШ дается в Законе РК «Об образовании») характерна не только для нашей области, Казахстана в целом, но и практически для всех стран с большой территорией и низкой плотностью населения. И в разных странах эту проблему решают по-разному. Вспомните фильмы о жизни в Европе, Северной Америке: приезжающие строго по расписанию комфортабельные школьные автобусы, становящееся все более популярным и доступным дистанционное обучение, когда очень серьезные, ответственные ученики, занимаясь дома, получают консультации не только у своих школьных учителей, но и у известных ученых и специалистов.

003-3-4А теперь вспомним наши дороги и автобусы, наши климатические условия, нынешний уровень компьютеризации сельских школ и общий уровень компьютерной грамотности и еще вспомним, сколько иногда надо приложить усилий, чтобы заставить наших детей и внуков готовиться к урокам. Конечно, все будет и у нас: и дороги сельские приведем в порядок, и гаджеты перейдут в разряд школьных принадлежностей, и заработает система электронного образования... Но это будет завтра. А уже сегодня «в целом по республике число совмещенных 1-4-х классов - 4398 (33250 детей), 5-9-х классов - 2012 (15201), 10-11-х классов - 17 (110)», - такие данные приводятся в Концепции развития малокомплектных школ в Республике Казахстан на 2010-2020 годы.

003-3-3В нашей области доля МКШ составляет 82% от общего количества общеобразовательных школ (508 из 621). В том числе 481 в сельской местности. В текущем учебном году обучаются в них 40998 человек, или 39,6% от общего контингента школьников. Школы, конечно, разные, расположены они в разных регионах, но проблемы у всех общие. И самое главное, что они «по результатам промежуточной и итоговой аттестации показывают (за исключением некоторых) более низкие результаты обучения», - говорят депутаты Мажилиса, специалисты Министерства образования и науки. А иных результатов добиться сложно хотя бы потому, что практически в каждой из них слабая материально-техническая база. По данным управления образования в нашей области 142 МКШ (28%) расположены в приспособленных зданиях, 126 МКШ (25%) не имеют спортивных залов, 37 школ (7,3%) не имеют столовых. Слабая обеспеченность учебными кабинетами новой модификации, большинство малокомплектных школ требуют проведения капитального ремонта. Остается низким уровень обеспечения интерактивным оборудованием, широкополосным интернетом и их использование в учебном процессе. Кроме этого небольшое количество классов-комплектов определяет невысокую нагрузку учителей-предметников. Как следствие - невозможность привлечь специалистов по каждому предмету, обеспечив их достаточной нагрузкой. Поэтому в таких школах, как правило, один учитель ведет несколько предметов, что, естественно, отрицательно сказывается на качестве обучения. Очень сложно организовать эффективное обучение в совмещенных классах, когда, к примеру, в одном классе один учитель в течение урока обучает детей с 1-го по 4-й классы. Когда детей в классе мало, нужны другие методы, технологии и формы обучения. А таковые до сей поры, несмотря на многолетнюю историю малокомплектной школы, практически не разработаны в отечественной науке. Профильное обучение в соответствии с личным выбором учащихся организовать тоже не представляется возможным. Так что, несмотря на то, что обучение одного ученика в такой школе обходится бюджету почти в три раза дороже, чем его сверстника в обычной средней, в МКШ обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям довольно проблематично. А чаще всего невозможно в принципе. Создание ресурсных центров на базе крупных школ с достаточным уровнем учебно-материального и кадрового оснащения остроту проблемы пока не снижает.

Реструктуризация сельских школ неизбежна. Подчеркиваем, что речь идет именно о реструктуризации, а не о закрытии всех МКШ сейчас и немедля. Согласно плану, разработанному областным управлением образования, до 2020 года этот процесс охватит 118 МКШ. - В 2014-2015 годах реструктуризацией планируется охватить 52 школы, в том числе реорганизовать 47 школ и закрыть 5 школ. 22 средних школы будут реорганизованы в основные школы и 25 основных школ - в начальные. 1014 детей из основных и начальных школ будут подвозиться в средние школы, говорила на встрече с депутатами Мажилиса руководитель управления Балым Избасарова.

В принципе каждый из нас может самостоятельно оценить перспективы сохранения школы в том или ином селе. Гарантированный государственный норматив сети организаций образования предусматривает следующее: общеобразовательные учебные программы дошкольного воспитания и обучения будут реализоваться в каждом населенном пункте, где численность детей предшкольного возраста составит не менее пяти человек. Начальное образование в родном селе смогут получить дети младшего школьного возраста в том случае, если их также будет не менее пяти. Основная школа в обязательном порядке будет функционировать в селах, в которых детей младшего и среднего школьного возраста будет не менее 41. А общее среднее уже при наличии учеников младшего, среднего и старшего школьного возраста в количестве 81 и более человек. Если стандарты и изменятся, то, вряд ли существенно, и, скорее всего, в сторону увеличения.

Все мы хотим, чтобы наши дети получили прочные знания, могли претендовать на образовательные гранты, получить востребованные специальности. И, наверное, сегодня далеко не худшим вариантом являются все-таки интернаты. Об этом говорит и председатель Комитета по социально-культурному развитию Мажилиса Парламента РК Дарига Назарбаева: «К проблеме надо подходить кардинально, не надо изобретать велосипед, нужно возрождать интернаты. Родители должны думать о будущем своих детей, о том, какие они знания получат, и как они завтра в жизни устроятся».

Особенно, если они будут такими, как интернат в селе Жана-Кийма Жаксынского района. Ему уже девять лет.

- В начале родители были против, - говорит его директор Гульсум Мейрамова. - Сейчас относятся по-другому. Рассчитан интернат на 60 человек, в нем живут дети из ближайших сел. На полном государственном обеспечении. Четырехразовое питание, горячая вода, душевые кабины. Дважды в месяц на выходные детей подвозят в родные села к родителям. Также организованно привозят обратно. Успеваемость у детей, конечно, разная, но в той же мере, что и учеников, живущих дома. Детям нужно общение, должна быть здоровая конкурентная среда.

- Из поселка Трудовое пришла женщина: возьмите моего шестилетнего ребенка. Я пыталась ее отговорить: подождите годик, маленький же еще, - рассказывает Гульсум Жумагалиевна. - В ответ услышала: «А что он видит дома? Со сверстниками практически не общается, потому что в селе их нет. Мы с мужем целый день заняты работой. Здесь он будет развиваться. Отрывать от дома тяжело. Но надо думать о будущем».

В расположенном неподалеку селе Запорожье средняя школа есть. Но несколько ребят предпочли учиться именно в Жана-Кийме. Одна из них после седьмого класса выдержала серьезный конкурс и поступила в «Назарбаев Интеллектуальную школу физико-математического направления» в Кокшетау. «Я горжусь этой школой и горжусь своей внучкой», - говорит ее бабушка Базаргуль Хамитовна. Примером для других становятся выпускники — обладатели грантов в лучших вузах Казахстана и получающие высшее образование в зарубежных университетах.

Девятиклассница Айнур Музипова — отличница - хочет стать доктором, живет в интернате с шестого класса, говорит, что здесь занимается в полную силу. Для этого созданы все условия, времени на учебу остается больше, чем дома. И учиться здесь интереснее. Мультимедийные кабинеты, сильные учителя. Играют роль конкурентная среда, профессиональное общение, обмен опытом, возможность без ущерба для учебного процесса повышать свою квалификацию. У учителей малокомплектных школ таких возможностей, к сожалению, значительно меньше.

Сегодня очень многие говорят о том, что закрытие школы приводит и к исчезновению села. Конечно, эта точка зрения заслуживает уважения, очень больно видеть, когда в твоем родном селе появляется все больше заброшенных пустующих домов. Но не путаем ли мы в данном случае проблему со следствием. Село исчезает, когда закрывают школу с десятком учащихся или все-таки школу закрывают потому, что люди из села уезжают?

Нина МИТЧИНОВА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Другие статьи по этой теме

Все беды от дороговизны логистики... Проблема крупным планом Кто бы мог подумать, что известное в г. Кокшетау своими делами ТОО «AGRIMER-ASTYK» окажется в списке, взывающих о помощи. Быв...
Быть или не быть… щучинскому стадиону?... Наболело В самом центре г.Щучинска серые бетонные плиты скрывают от глаз прохожих два гектара земли, которые в незапамятные времена служили городу не...
Сельчане терпеливо ждут Есть проблема У этого населенного пункта в Зерендинском районе, где проживает 530 человек, есть вполне реальные перспективы роста. По словам акима Ку...
Труд — лучшая профилактика Проблема крупным планом Труд - лучшая профилактика За четыре дня проведения областного оперативно-профилактического мероприятия «Дети в ночном город...
Проблемная мозаика города ЖКХ. Взгляд изнутри После весенней распутицы и половодья, когда на дорогах открылись все изъяны с ямами, колдобинами и прочими ежегодными сезонными «...