Город мой в объятиях сопок

001-6-2К 190-летию Кокшетау
В этом году Кокшетау исполняется 190 лет. Официальной датой основания считается 29 апреля 1824 года, когда у подножия знаменитой горы Кокшетау был открыт Кокшетауский окружной приказ. Именно здесь, у величественной горы Кокше, в местности Теріскей қыстау, колониальные власти планировали открыть город. Однако решение властей было отвергнуто дальновидными аксакалами во главе с султаном Губайдуллой Уалиханом. В итоге будущий город Кокшетау был перенесен на южный берег озера Копы, что в семидесяти километрах от Кокше-Бурабая.

Вокруг древнего топонима «Кокше» сложился своеобразный исторический парадокс. Если бы наш город был построен у Кокшетауских гор, то сейчас бы не было Бурабая. С другой стороны, нынешний город Кокшетау, расположенный в невысокогорной, но живописной местности, находится на территории одноименного, широко известного историко-географического региона. Приобретенный же позднее топоним «Бурабай» затем с приходом переселенцев «Боровое» появился около века назад. Однако знающие историю люди еще в середине прошлого века называли эту местность Кокше-Бурабаем.

С казахского слово «кокше» переводится как «синеватый», «тау» - «гора». Если говорить о буквах «ч» и «в», долгое время использовавшихся в названии нашего города, то бесспорно, что они искажали смысл и исконное его название. О том, что нужно произносить «Кокшетау» а не «Кокчетав», писали еще русские ученые в конце XIX века. К примеру, в XVIII томе Полного географического описания Отечества, посвященного Казахскому краю, говорится о том, что переселенцы порой неверно произнося слова, искажают их смысл. Потому как слово «тав» в казахском языке не существует, то правильным будет произношение «Кокшетау». Вышеназванный том под редакцией П. П. Семенова был издан в 1903 г.

В середине XVIII века Кокшетауский регион становится центром политической и культурной жизни казахского общества. Время укрепления на политической арене Казахского ханства связано с именем великого Абылая - одного из наиболее авторитетных государственных и политических деятелей в Евразийской истории нового времени.

Во второй половине XIX века Кокшетау состоял в основном из деревянных построек, а известным стал город как центр транзитной и местной торговли. Более пятидесяти процентов жителей города составляли мусульмане. Здесь, в 1886 году, муллой Кокшетауской мечети, построенной на средства горожан, назначается выходец из Мезгильской волости Наурызбай Таласов, впоследствии известный теолог Науан Хазрет. Ныне архитектурный памятник мусульманского зодчества располагается по улице Ауельбекова.

В областном госархиве имеются данные Всеобщей переписи 1897 года. В Кокшетау на тот период проживали 4962 человека (2576 мужчин и 2386 женщин). Уездное население условно было поделено на кочевое и оседлое, причем первое значительно уступало последнему по количеству.

Уже к концу века наш город был многонациональным по составу Здесь проживали казахи, русские, делившиеся на великороссов и малороссов, татары, литовцы, латыши, немцы, мордва и финны, в разном процентном соотношении. Грамотного населения было немного: всего 28,5 %.

Личных хозяйств в городе, имеющих рабочих или прислугу, насчитывалось 31, а в уезде - 228. Общее же число хозяйств в городе составляло 826. Еще, к примеру, учебной и воспитательной деятельностью в Кокшетау занимались 43 человека, наукой, литературой и искусством - 4, врачебной и санитарной деятельностью - 52, одежду, в том числе и национальную изготавливали 180 человек, почтово-телеграфными служащими являлись 17 человек, извозчиками работали 3 8 и т.д.

Сейчас в центре Кокшетау, по улице Ауэзова, 163, находится историческое архитектурное здание, так называемые, бывшие Торговые ряды. Взглянув на старинную фотографию из фондов музея, мы видим, что в большом одноэтажном здании располагались «Торговый дом М. К. Шамсутдинов и Компания», «Товарищество Г. И. Короткова» и «Компания «Зингер». Петропавловский купец Мухаммед Кали Шамсутдинов, торговавший с Китаем, имел в Кокшетау филиал своего магазина, торговую площадь для которого арендовал, по всей видимости, у Иустина Короткова. Рекламные объявления Шамсутдинова публиковались во всех уездных и областных газетах. В одном из них читаем: «Вниманию публики! Вновь получен большой выбор: корсеты самых последних парижских фасонов: осенние шляпы, юбки и блузки; модные отделки кружева, вышивки, дамское и мужское белье. Всевозможные золотые и серебрянные вещи; стенные и карманные часы и будильники, обувь разных фабрик и дорожные вещи. Получен большой выбор мужских шляп и фуражки всех ведомств». В конце 1920-х годов торговые ряды приспособили под кинотеатр им. Жданова, затем - детский кинотеатр «Юность», в котором в данное время располагается «Дом дружбы» этнокультурных объединений Акмолинской области.

Приезжающие в Кокшетау люди могли остановиться в Гостином дворе купца Андрея Соколова, расположенном недалеко от Торговых рядов. На нижнем этаже здания находился магазин церковной утвари. Ныне отреставрированный памятник архитектуры находится по ул. Ауэзова, 159.

Кстати, у Андрея Васильевича начинал когда-то работать молодой татарин из Казанской губернии, будущий кокшетауский купец Багауддин Баязитов.

В то время в городе действовали небольшие заводы по переработке сельхозпродукции, а по берегу озера Копы - многочисленные ветряные мельницы. Известны были кожевеные заводы Тимофея Плотникова и Повалишина, а также заимки Курбаншаихова и Усманова.

В Кокшетау, со слов русского исследователя Григория Потанина, имелись две мечети и две церкви. Уездный город делился на две части: мещанскую слободу и казачью станицу. На Базарной площади Кокшетау имелись лавочные ряды (мануфактурные и бакалейные), в которых торговали преимущественно татары. Ежегодная же ярмарка проводилась с 14 сентября по 1 октября... По сведениям краеведа Степана Комракова, Базарная площадь Кокшетау находилась тогда между улицами Ауельбекова и Акана-серэ, и улицами Елемесова и Горького. В другой же части города находился Сенной базар, где торговали скотом, сеном, дровами, птицей и т. д.

Исток Кылшакты, протекающей через наш город, начинается у горы Кокше. Если говорить о семантике гидронима Қылшақты, то как мы знаем, река по ширине узкая, неширокая, и, вероятно, еще в древности казахи сравнивали ее с изящной гривой лошади или шерстинкой - так буквально переводится слово «қыл». А когда вы издали смотрите на гору Кокшетау, верховье реки и вовсе кажется вам тонкой струной или извивающейся нитью. И неудивительно поэтому, что наши предки могли говорить: «Алыстан Караганда, қыл сияқты көрінеді». Слово «сияқты» означает «подобный, похожий, аналогичный». Со временем, думаю, образное сравнение реки «Қыл сияқты» трансформировалось в название «Қылшақты». Что интересно, вливаясь из одного озера в другое, протекая по территории области протяженностью почти в сто километров, местами она обрывается, затем появляется снова. В XVIII-XIX веках в Кылшакты, помимо крупной рыбы, водились и ценные бобры.

001-6-3

Исторически сложилось так, что Кокшетау расположился не у гор, с одноименным названием, а у прекрасных, живописных сопок, своеобразно обрамляющих город. Как точно заметил Потанин: «...сопки словно обнимают Кокшетау». Вы убеждаетесь в этом, въезжая в город с северной его части. Комфортный, с размеренным ритмом жизни, близкий сердцу каждого кокшетауца. И, наконец, Кокшетау является единственным городом Казахстана, расположенном у естественного озера, состояние которого, как и реки Кылшакты, на сегодняшний день оставляет желать лучшего. А слова, сказанные около двух веков назад нашими предками, оказались пророческими: теперь в окрестностях Кокшетауских гор раскинулись лечебные санатории, дома отдыха и детские оздоровительные лагеря.

Возвращаясь из века девятнадцатого в век нынешний, хочется сказать: «Живи и процветай, родной Кокшетау!».

Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ,
научный сотрудник областного историко- краеведческого музея.

Фото Ермурата ДОСУМОВА.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...
Город мой в объятиях сопок, 1.0 out of 10 based on 1 rating

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Другие статьи по этой теме

От уездного города до областного центра... В 1822 году в соответствии с «Уставом об управлении сибирских киргизов» ханская власть была упразднена и территория Среднего жуза разбита на 8 внешних...
Осенние ярмарки Кокшетау - 190 лет Неотъемлемой частью экономической жизни города являлись ежегодные ярмарки, проводившиеся в XIX - начале XX в.в. К примеру, в Кокш...
Кокшетау Кому - мелкосопочник, Мне - Кокшетау, Кому степь - лишь степь, Мне - безмерный простор, Мне в сердце носить то, Что мне нашептали Мохнатые сосны...
Анастасия Цветаева: «Какая услада — идти и смотреть... «Третья часть повествования относится к моему краткому пребыванию в маленьком городке Казахстана, куда меня забросило случайно, но память о котором ос...
Ямщик, не гони лошадей… Кокшетау - 190 лет В прошлых веках профессия ямщика была не менее востребованной, чем профессия современного водителя или таксиста. Ямщикам посвящали...