Дирижер невидимых струн

151-8-2Рядом с нами
Мы идем по заледенелой аллее, по обеим сторонам которой серебристые ели удерживают в своих мохнатых лапах драгоценное снежное счастье. Смеркается. Ранние сиреневые сумерки декабря, когда темнеет так рано, а кругом весело вспыхивают и переливаются новогодние огоньки, в окнах домов зажигается свет праздничных разноцветных гирлянд. Позади самые долгие, самые темные ночи года, и оттого уже легче дышится, словно в жизни нашей преодолен какой-то очень важный и сложный перевал, и кажется, будто до весны — рукой подать.

— Я убежден, причина жизни — радость. О том, с восторгом не устану повторять,  — читает стих человек, вблизи которого вольнее дышится. Виктор Осипов — «праздничный, веселый, бесноватый, с марсианской жаждою творить» — горящий взор, открытое сердце, тонкая чуткая душа из великого сословия мужчин-офицеров. Судьба, что зорко приглядывает за всеми нами, наделила его завидной биографией: по образованию биолог, служил и в российской глубинке, и на Алтае, и в Якутии, где обрел множество друзей — «доброе притягивает доброе».

А родился Виктор в городе мистического слияния культур Евразии, у подножия великих белых гор, призывающих человека идти к вершинам — Алма-Ате. Тогда еще теплой, яблоневый Алма-Ате, где со снежных гор стекали прозрачные звонкие арыки, а по ночам волшебная луна всплывала из-за вечных снегов и освещала утопающий в зелени город — сад.

Ландшафты формируют характеры, считает Виктор, однако рожденный в городе, окруженном горами, он искренне полюбил великую и вольную часть мироздания — Степь, которой посвятил в своем сборнике «Портрет с бесконечностью» пронзительное исповедальное эссе. Здесь так волнующе пахнет солнцем и ветром: «человек рожден жить в радости — об этом неустанно напоминает нам степь, как больше нигде здесь особо мы чувствуем вечность, и мудрость свою степь легко открывает для нас»:

Я понял душу степного народа,

Когда дирижер всех невидимых струн,

Ветер — акын на домбре небосвода

Пел про летящий над степью табун.

Самое привлекательное в Осипове: он никогда не стремится афишировать свое творчество, точно так же как не рекламирует совершаемое им повседневно добро. В своем честном нынешнем труде офицер в отставке обрел и пользу, и удовольствие, и интерес. К примеру, когда заменял на своем предприятии на новые компьютеры, то добротные, еще готовые служить людям раздал всем нуждающимся. Причем абсолютно бескорыстно, не требуя взамен ничего. Свои поэтические сборники, кстати, оформленные со вкусом и строгой корректурой, не продает, а исключительно одаривает ими друзей, знакомых, близких и дальних.

В наше сугубо прагматичное рациональное время такое не часто встретишь.

Вновь и вновь вчитываясь в простые незатейливые строки, понимаешь, в чем их наивная трогательная притягательность — не много сегодня способных благоговейно (ничуть не устаревшее слово!) относиться к природе — это как пить из чистого источника воду, черпая ее ладонями: «цвет снежно-белый в голубом, цвет лебединой стаи в небе». В его стихах оживают абсолютно нематериальные, воздушные вещи: осенний свет и паутина в нем, ночной шумный ливень за окном, вместе с которым хочется плакать, опустив голову в ладони рук, мерцание мириадов августовских звезд в черной пропасти неба. Виктор Осипов умеет любоваться всем этим, как может только поэт-радоваться не обладая.

«Земную жизнь пройдя до половины», человек счастлив даром чувствовать и осуществлять замысел в стихах, которые пришли уже в зрелости. Его сегодняшнее творчество — яркое доказательство, что если человек умен, интеллект его гибок, он всегда ищет и находит новые краски, новые повороты в отношении к жизни. Одно из свойств таланта — способность восприятия чужого: Виктор много и упорно читает из современной поэзии, его обращение «К Иосифу Бродскому» весьма поучительно. Узнав о большом успехе нашей землячки Рены Жумановой, признанной взыскательным московским жюри литературного поэтического конкурса, Осипов посвящает ей чудесные строки:

Вы так похожи на Ахматову:

Тот же профиль и брови вразлет.

Красит стан, без сомнения всякого,

Стройным контуром плеч разворот.

Вы похожи на Анну Ахматову:

Манит в грешное глаз глубина,

Нежной кожи оттенок чуть матовый,

Светлым фоном к портрету — весна…

В этом искреннем восхищении весь Осипов, его щедрая натура, умение распознать талант. «У поэтов есть такой обычай ласково замалчивать друг друга, и повисшим на краю событий наступать тихонечко на руку» — эта правда, к сожалению, о всех нас, а не только поэтах.

Какое счастье, что в наше сегодняшнее время коротких импульсов, когда нас залавливают быстрые деньги, быстрые удовольствия, быстрое искусство, есть тишайшая возможность остановиться на бегу, вслушаться в себя, в ритм своего сердца, еще способного разорваться от боли, благоговеющего пред Поэзией.

Алия АХЕТОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также