Точку ставить рано…

141-8-2Актуально
Сломано немало копий на качестве содержания казахстанских учебников. В ситуации, в которой пребывают наши дети, остается лишь надеяться на любящего свое дело учителя, который не просто отведет урок по программе, а научит, поможет. К счастью, педагоги-альтруисты, работающие на энтузиазме в ущерб личному времени еще встречаются. Одна из них — учитель физики высшей категории СШ№1 г. Кокшетау Назифа Закирова, подготовившая к изданию собственные учебники физики и астрономии для 7,8,9,10 классов. Что подвигло педагога засесть за столь сложный труд, мы узнали у нее самой.

Написание учебников — очень сложный процесс, тем не менее, Вы за него взялись. Почему?

— Имеющиеся учебники физики сложно написаны, в них недостаточно широко охвачены темы, не раскрыт, как подобает, объем информации, мало формул. То есть, стало очевидно, что ребята, пользуясь ими, не смогут справиться с задачами, предлагаемыми им на Едином национальном тестировании, Внешней оценке учебных достижений. Наверное, меня можно назвать самозванкой. Вся моя «писательская» работа оказалась внезапной и неожиданной, не думала, что когда-нибудь займусь подобной деятельностью. Отправной точкой стало общение с руководителем местного издательства «Келешек». Она, зайдя как-то в нашу школу, попросила учителей написать тесты к еще существующему промежуточному госконтролю, в их числе я и оказалась. Потом около четырех месяцев мне довелось поработать в этом издательстве. За это время я создала своеобразную «шпаргалку» физических формул, которая вскоре распространилась по Казахстану, частично по России. Ее стали заказывать нашим ребятам, выезжающим в Омск, Томск, тамошние школьники и студенты. В этот же период вышла в свет моя первая книжка «Как писать научные проекты?» с образцами написания, а также сборник физических диктантов. Потом от актуальных в учительской среде разговоров на тему «устраивают — не устраивают» учебники физики, я перешла к их написанию. Первый, начатый в 2008 году, «шел» тяжело, поскольку не было опыта, не хватило терпения, поэтому оставила это занятие. Но через год на меня вышло астанинское издательство «Альнаир» и я решила продолжить работу.

А чем отличаются Ваши учебники? Насколько они понятны и легки в понимании теми, кому предназначены?

— Когда с ними ознакомился мой куратор, преподаватель КГУ им. Ш. Уалиханова Михаил Васильевич Симакин, он заметил, что написаны они «кухонным» языком. Это значит, что книги понятны школьникам. К слову, о легкости чтения, восприятия материала мне неоднократно говорили педагоги, которым довелось увидеть сигнальные экземпляры.

Мои учебники приближены к технологиям модульного блочного обучения. Параграфов в них гораздо меньше, чем, к примеру, в тех учебниках, которыми мы пользуемся: около 40 против 70-80-ти сегодняшних. Материал изложен сжато, лишней информации, как таковой, нет. По завершению одного блока следует тестирование, на котором педагог видит, что ученик не усвоил, и может поработать с ним индивидуально. Предусмотрена также дифференцированная работа, разного характера задания.

В книгах отсутствует повторение пройденного в младших классах, поскольку вся линейка с 7 по 10 классы написана одним человеком. Для сравнения: в существующем учебнике физики для 8 класса начало отдано повторению пройденного в 7-ом, потому что оба — работа разных авторов. Еще один важный момент: домашнее задание строго отделено от того, что ученики должны выполнить в течение урока. Кроме того мной написан облегченный вариант учебников для гуманитарного направления, где оставлена лишь необходимая школьнику информация. В этом курсе уроки построены нестандартно: конференции, ролевые игры, убраны липшие формулы, сложные задачи. Зато много примеров физических явлений, встречающихся в окружающей действительности. Так, темы космических скоростей, силы притяжения земли, хорошо раскроются, когда на уроке дети узнают о возводящемся казахстанском звездном городке. То есть, главная задача в гуманитарных классах — расширение кругозора детей, знание азов физики.

На какой стадии находятся книги?

— На издание учебников для 7,9 классов после утверждения их в МОН РК, заключен договор с астанинским издательством «Альнаир». Что касается учебников для 8,10 классов, которые также прошли экспертизу и рекомендованы для использования МОН РК, договор уже также заключен. Мне кажется, учебник для 10 класса получился несколько объемным, из-за отсутствия задачников по физике, после параграфов пришлось поместить упражнения.

О Ваших учебниках в школах области знают?

— Думаю, здесь играет свою роль отсутствие их рекламы. Уверена: знай учителя области, да и республики, об издании таких «облегченных» учебников физики, и, наверное, увидев сам материал, они бы приняли соответствующее решение. Может быть, кто-то из них захотел бы встретиться со мной, как автором. Утверждаю так, поскольку, будучи в г. Караганде с сигнальными вариантами, встречалась с педагогами, которые очень хорошо их приняли. Дали высокую оценку моей работе ознакомившиеся с ней кокшетауские педагоги. Особенно дорого мне положительное заключение одного из сильнейших учителей физики г. Кокшетау — Николая Петровича Петухова.

Должна заметить, что писать учебники пришлось в рамках утвержденной МОН РК учебной программы, которую никто не имеет права менять. Но тот факт, что она слишком усложнена, мне, как педагогу-практику, очень не нравится. Не могут школьники выполнять сложные практические работы, такие, как компьютерное моделирование физических процессов. А ведь у нас есть в области школы, где до сих пор нет кабинетов физики…

Не могу не спросить вот о чем: как бы педагоги не старались упростить книги, уроки, сегодня добрая часть наших детей посещает репетиторов. Как Вы относитесь к этой цветущей буйным цветом тенденции?

— В репетиторстве не было бы нужды, будь у нас нормальные, понятные учебники. Свою отрицательную роль здесь играет сокращение часов, я имею в виду уроки физики, прибавьте к этому тот факт, что в школьной программе оказались темы, которые мы в свое время изучали на первом курсе вуза. Учебники перегружены и сложны для восприятия детьми. Кстати, мои тоже будут несколько перегружены, но существенное их отличие — они более понятно написаны, сложные темы учитель может отработать на уроке, легкие задать в качестве домашнего задания.

Что чувствуете после того, как работа сделана, Вы сумели помочь своим трудом, прежде всего, ученикам?

— Честно говоря, ощущения, что работа завершена, пока нет. Бессонные ночи у меня еще предстоят, поскольку впереди заключение договора на написание учебника для 11 класса. Конечно, усталость ощущается сильная, я ведь не предполагала, что процесс пойдет так далеко. Тем не менее,постараюсь,чтобы учебник сопровождался брошюрой с практическими работами по моделированию физических процессов. Одной мне со всем не справиться, поэтому обратилась за помощью к профессору КГУ им. Ш. Уалиханова, завкафедрой общей физики Руслану Аширову, который согласился помочь. Словом, точку ставить рано.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.
Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *