Это сладкое слово — свобода

141-4-1Стремителен бег времени… Вроде вчера только это случилось, когда было провозглашено на весь мир об обретении нашим народом свободы, о рождении нашего независимого государства, и мы, забывая обо всем на свете, ликовали, нисколько не стыдясь выступивших из глаз слез, радовались, поздравляли друг друга, всех знакомых и незнакомых. Самым часто повторяемым словом в те дни, пожалуй, было «Суюнши!».

Еще в пору двухсотлетней войны с джунгарами было сложено немало дастанов о тяжелой доле казахов. Какой бы вариант казахского фольклора, составляющего наверняка много сотен томов, не взять, творчество какого бы акына не анализировать, можно встретить образцы самого восхитительного художественного слова, они отражают мечты и чаяния родного народа о вольной жизни, об уголке земли, где царят спокойствие и изобилие. Осуществление сей великой мечты спустя столетия, причем мирным путем, а не через насилие и кровь, как во многих других регионах, — наверное, результат материализовавшейся духовной мощи нашего народа, проявление его доброй воли и природы. Поэтому закономерно, что празднование Дня Независимости нацеливает всех нас максимально глубоко понять, осознать историческую, духовную значимость исполнения этой вековой мечты.

Когда речь идет о независимости, мы непременно вспоминаем о прошедшем времени и жизни, о пролитых нашими предками поте и крови на пути к торжеству этого святого понятия. Как известно, свободу никто ни одному народу не преподносит, как говорят, на тарелочке с голубой каемочкой. Как свидетельствует история, достижение ее казахским народом явилось вообще исключительно трудным делом. Очень многое пришлось испытывать на этом весьма тернистом пути сынам Алаша, потерять самых выдающихся своих личностей, часто оказываться на краю пропасти, перед угрозой исчезновения.

Не говоря о начальном периоде становления Казахской Орды, почти весь двадцатый век, начиная с национально-освободительного восстания 1916 года, вплоть до декабрьских событий 1986 года, прошел в изнурительной, порой ожесточенной борьбе за свободу. Известно, что история казахского народа, который по выражению Ж.Молдагалиева, «тыщу раз умирал и тыщу раз воскресал», в период царского колониализма, несмотря на отдельные прогрессивные моменты, в основном состояла из экономического и политического гнета со стороны сильного соседа. Причем это касалось и других народов российской империи. Каждый «белый царь» стремился держать в железном кулаке инородцев, используя для этой цели все могущество государственной машины. Максимально подавлялись язык, религия, культура, мировоззрение нерусских народов. Так, Петр I в одном из указов относительно культурной, духовной жизни малых народов (в основном имелись в виду исповедующие ислам) открыто писал: «А басурман зело тихим образом, чтобы не узнали, сколько возможно убавлять».

Причем ясно указывались и пути реализации такой коварной политики. В журнале «Айкап» (1913 год, №20) опубликована статья автора по имени Шардай Карасартулы «Откуда среди казахов разногласия?». В ней он пишет, что в Санкт-Петербургской библиотеке найдено содержание секретного указа Екатерины II относительно казахов. Императрица давала местным правителям такую инструкцию:

1. Способствовать тому, чтобы предводители родов киргиз-кайсацкого народа враждовали друг с другом.

2. Действовать так, чтобы среди их султанов всегда были разногласия, раздоры, чтобы они бились между собой.

3.  Сеять смуту между киргиз-кайсакскими правителями и султанами, султанами и подвластными им аксакалами, готовить и использовать для этого все средства и возможности… В нескончаемой взаимной вражде потерпевшая сторона непременно обратится за помощью к руководству России. Тогда российское правительство выступит в качестве судьи и по обстоятельству поддержит ту или другую сторону. Если нам удастся любыми путями ослабить их султанов, то они далеко от нас не уйдут…».

Талантливый ученый Тельжан Шонанов, ставший жертвой сталинских репрессий, в своей книге «Жер тағдыры — тағдыры» приводит следующий отрывок из постановления Святейшего Синода от 26 апреля 1912 года: «При переводе казахов на оседлость нельзя допускать, чтобы они селились отдельным аулом. Они должны жить вместе с русскими, причем численность русских в каждом населенном пункте должна быть больше самое малое два раза. Тогда какой бы вопрос не поднимался на сельском сходе, русские голоса будут всегда преобладать. Тогда и дух православия быстрее проникнет в казахскую среду и их легко можно будет обратить в христианскую веру» (Алматы, «Санат», 1995, стр. 158).

Конечно, потомки великих тюрков — казахи — всеми силами боролись против колониальной политики соседней империи. По подсчетам ученых, до октябрьской революции 1917 года в Казахстане произошло до 300 больших и малых восстаний. Большое значение среди них имеет национально-освободительное восстание 1916 года. Это был период, когда со стороны России политическое и экономическое угнетение малых народов достигло апогея. Мировая империалистическая война1914 года, указ царя от 25 июня 1916 года о мобилизации казахов на тыловые работы крайне обострили без того напряженную социальную обстановку, явились последней каплей, переполнившей чашу народного терпения. К этому времени у казахов было отобрано 45 миллионов десятин самых плодородных земель, а сами они вытеснены в пустынные и полупустынные районы, что сделало невыносимым их существование.

Один факт по данному поводу. Т. Шонанов в упомянутой выше книге пишет: «В 1913 году казахи Жыландинской волости Кокшетауского уезда решили переселиться в другой регион, с этой целью они отправили в сторону Бухары несколько человек во главе с Атажаном узнать о наличии свободных земель. Волнения начались и в Айртауской волости, где проживали до двух тысяч семей родов Атыгай и Караул; по словам казахов, жить стало совсем невмоготу, поэтому тоже решили переехать в Жидели-Байсын (Бухарское ханство). В поисках «земли обетованной» они дошли до Самарканда, но вернулись ни с чем» (там же, стр. 180).

Власть большевиков, которую острый народный язык назвал «властью голодранцев», на историческую арену вышла, как когда-то французские революционеры, под громким лозунгом «Свобода, равенство, братство!», но вскоре начала обнажаться ее коварная сущность. «Белый» террор был заменен «красным» террором, и теперь насилие, казни, ссылки происходили под другим «соусом», под умопомрачительным шумом, пропитанным чуждым для казахского сознания понятием «классовая борьба».

Начало гражданской войны в России, распространение ее на окраины привели к невиданному разгулу социального и национального насилия. Этот процесс не остановился и после установления диктатуры коммунистической партии. Представители интеллигенции, не воспринявшие новую власть, недовольные ею, были изгнаны из страны или оказались на тюремных нарах. Именно в эту пору покинул родину и эмигрировал за границу Мустафа Чокай — выдающийся сын казахского народа, посвятивший всю свою жизнь освобождению алашского народа. Весьма образованный ученый, выпускник Петербургского университета, прекрасно владевший русским, английским, французским, польским и турецким языками, был одной из ярких личностей своего времени, крупным политическим и общественным деятелем, премьер-министром Кокандского автономного государства. Позднее он стал членом правительства Алашорды, возглавляемого А.Букейхановым. Но для Советской власти такие патриоты своего народа, глубоко образованные, авторитетные люди считались опасными, поэтому начались их гонения. Спасаясь от преследования, Мустафа через Грузию эмигрировал в Турцию. Умер он на немецкой земле, но до последнего дыхания с честью пронес, как знамя, казахский дух, идею казахской независимости. Конечно, он не один оказался жертвой губительной репрессии, их много. Однако, самое главное, поражает созвучность их политического мировоззрения, жизненной позиции, целей и задач борьбы с действительностью сегодняшнего дня. Видимо, неслучайно таких в народе называют людьми, родившимися раньше времени.

В конце двадцатых и начале тридцатых годов в деревне и ауле в самом разгаре была борьба против кулаков и баев. Официальная политика, провозглашавшая кормить весь народ из одного котла и таким образом установить равенство, вылилась в разгром зажиточных крестьян, на самом деле являвшихся основой всего сельского хозяйства. В 1930-1931 годах 381 тысяча крестьянских хозяйств под видом раскулачивания были выселены в Казахстан, в другие отдаленные края.

В репрессиях в Казахстане того периода огромна «заслуга» Ф.Го-лощекина, возглавлявшего республику. В казахском ауле, который еще не опомнился от «великого Октября», он с первых дней своего прихода во власть приступил к проведению «малого Октября». Кампании по насильственному принуждению к оседлому образу жизни, по коллективизации были настоящим бедствием, даже в кошмарном сне не снившимся казахскому обществу.

В это время московский большевистский центр практически встал на путь продолжения колонизаторской политики, нисколько не считаясь с нашими местными особенностями (так же, как и в других регионах), с национальными обычаями и традициями, интересами. Выходец из той среды Голощекин, конечно же, твердо придерживался этого курса, делая его разнообразнее, «совершенствуя». Максимально негативно отразилась данная политика на решении кадровых вопросов. На фоне таких событий в Казахстане началась коллективизация.

Проводилось отчуждение в пользу государства продовольствия и скота населения согласно плану заготовок скота и хлеба. Причем делалось это наряду с коллективизацией. Таким образом, буквально за несколько лет население всей республики оказалось в тяжелейшем положении. Если в 1929 году здесь имелось около 45 миллионов голов скота, то в 1934 году осталось всего 4,5 миллиона голов. В письме заместителя Председателя Совета НародныхКомиссаров РСФСР Турара Рыскулова Сталину от 9 марта 1933 года приведены такие сведения: «Если в Аиртауском районе в феврале 1932 года было 17166 голов скота, то в июне этого года осталась только половина».

Среди населения, лишившегося скота, без того скудных запасов продовольствия, начался мор. Стало быстро расти число беженцев, спасающихся от неминуемой смерти. По неполным данным, в 1930 году численность населения Казахстана уменьшилась на 317,4 тысячи, в 1932 году — на 769,1 тысячи человек.

В таких жутких условиях, естественно, быстро нарастало народное недовольство. Как бы ни пропагандировалась в положительном свете «мудрая политика отца народов», ужасающая правда, нетерпимая далее действительность выходили за все мыслимые рамки. По подсчетам ученых, в те годы произошли 372 крестьянских восстания, которые силами НКВД, вооруженным образом были жестоко подавлены — погибли, осуждены, расстреляны сотни тысяч людей. В целом, по мнению опирающихся на архивные данные специалистов, в 1931-1933 годы в Казахстане умерли 2,1 миллиона человек, из которых 1 миллион 750 тысяч — казахи. А сколько населения ушло за границу, погибло на чужбине? Склонить головы перед столькими безвинно погибшими, перед памятью поколения, ставшего жертвой искусственно созданной катастрофы — наверное, моральный долг всех нас в святой День Независимости.

Голощекина казахи называли «Қужақ» (то есть «голая щека»). И в то время было немало людей, которые понимали, что целью «Қужақа» было превращение цветущей, просторной степи в безжизненное пространство. Были и такие, которые, понимая ситуацию, вступили с ним в открытую борьбу. Одним из них был наш земляк Смагул Садуакасов. Выступая на VI краевой партийной конференции, прошедшей 15-23 ноября 1927 года, он прямо заявил: «Я не могу поддержать товарища Голощекина!» и раскрыл все причины приближающегося бедствия. За это он был освобожден от обязанностей члена бюро крайкома партии, его не избрали даже членом Ценnрального комитета. Только скорый отъезд спас его на некоторое время от кары «Қужақа».

Об особо сложном положении дел в республике Т.Рыскулов дважды писал Сталину, два раза — Мирзояну, Председатель Совнаркома О.Исаев — Сталину, об этом Мирзоян информировал Сталина и Молотова; а сколько писем были отправлены наверх рядовыми колхозниками, представителями других слоев населения. Эти письма, полные бессилия и непонимания, беспомощности и горя, досады и недовольства, являются для последующих поколений не только свидетелями черных страниц истории, но и как бы горьким уроком и грозным напоминанием.

По мере продвижения социалистического строительства набирала силу, совершенствовала технологию и карательная машина государства. Как известно, апогеем репрессий тех лет явился год 1937-й. Это было прямым результатом знаменитого «торе-тического новшества» Сталина о том, что по мере приближения к социализму будет обостряться классовая борьба. А в его основе лежала коварная политика удержания власти любой ценой, готовности ради этого жертвовать жизнями миллионов людей. Рождению этой идеологии способствовало еще одно объективное условие — как сказано выше, перевод на искусственные рельсы ди-алектики социально-экономического развития страны, навязывание насильно его авантюрной модели обществу. В итоге всеобщей коллективизации сельское хозяйство пришло в полный упадок, разразился небывалый голод. Это оказало огромное негативное влияние на промышленность, другие отрасли народного хозяйства. Развалилась и финансовая система. В этих условиях оставаться на Олимпе власти можно было, только применив репрессии. 7 августа 1932 года, к примеру, был принят закон «О защите имущества государственных предприятий, колхозов и кооперации и укреплении общественной (социалистической) собственности», написанный самим Сталиным. Согласно этому нашумевшему закону «о пяти колосках» за сбор колосьев с колхозного поля каждому гражданину старше 12 лет, как врагу народа, грозил расстрел, только в исключительных случаях мог быть вынесен более легкий приговор — лишение свободы до 10 лет. Государства, общества с таким жестоким законом вряд ли знало человечество до этого времени.

Репрессиям подверглись буквально все слои населения. В числе первой «продукции» смертной мельницы оказались крупные политики. В Казахстане были расстреляны все руководители республики во главе с Л.Мирзояном, С.Нурпеисовым, О.Исаевым, почти все секретари областных, районных комитетов партии, председатели исполкомов. В этот период жертвами ложного обвинения стали выдающиеся сыны казахского народа: А.Букейханов, А.Байтурсынов, М.Дулатов, М.Жумабаев, Ж.Аймаутов, К.Кеменгеров, М.Тнышпаев, О.Жандосов, С.Сейфуллин, И.Жансугуров, Б.Майлин, Шакарим Кудайбердыулы. Они были в подлинном смысле слова генофондом интеллигенции народа, настоящими гениями, честью и совестью своего времени. А в результате революции к власти пришли большей частью необразованные и малокультурные люди, для которых они, естественно, представляли опасность и преграду, поэтому власть предержащие в первую очередь начали кампанию по избавлению от них. Провокации под лозунгом разоблачения «рыскуловщины», «кожановщины», «сейфуллинщины», «мендешевщины» стали модным приемом. А иметь отношение к организации «Алашорда» вообще было прямой дорогой на тот свет.

Как отметил Н.Хрущев в своем закрытом докладе «О культе личности и его последствиях» (он был опубликован лишь в марте 1989 года) на XX съезде КПСС, состоявшемся в феврале 1956 года, в 1937 году число арестованных за контрреволюционную деятельность по сравнению с 1936 годом увеличилось в 10 раз! Что и говорить, мы всегда представляли собой страну, шагавшую впереди планеты всей…

Газета «Қазақ әдебиеті» 18 декабря 1992 года опубликовала заметку «Скорбный список». В ней есть такие строки:

«Совершенно секретно. Народному комиссару внутренних дел Казахской ССР, комиссару государственной безопасности I ранга Ж.Реденсу.

Прошу вас дать указание на исполнение приговора выездной сессии Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 25 февраля 1938 года, вынесенного в отношении осужденных к высшей мере наказания — расстрелу (далее приводится длинный список). Подписал Горячев.».

В тот же день в Алматы расстреляли 25 человек, среди которых были Габбас Тогжанов, Сакен Сейфуллин, Санжар Асфендияров, Кудайберген Жубанов и другие. На следующий день — 37 человек (среди них Ильяс Жансугуров и Беимбет Майлин), 27 февраля — 29 человек (среди них наш земляк Зарап Темирбеков).

По словам покойного историка-академика М.Козыбаева, одна треть расстрелянных в те годы — рабочие, одна пятых — крестьяне, девять процентов — спецпереселенцы, а половина — служащие. Уничтожение в большом количестве представителей интеллигенции, конечно же, было продиктовано указанной выше целью и направлено на превращение народа в стадо манкуртов.

От этих страшных потрясений больше всего пострадали, как всегда, казахская Степь и ее народ. И в этом плане за годы независимости опубликовано немало документальных сведений, убедительных фактов. Повторяться, думаю, не стоит, но уместно привести два момента. Как известно, 28 января 1897 года по Российской империи была проведена первая всеобщая перепись населения (проект ее проведения составил знаменитый ученый П. Семенов-Тяньшанский). Согласно итоговому документу, население Казахского края в том году составило 4,3 миллиона человек, в том числе коренного народа — казахов — 3,9 миллиона.

Теперь обратим внимание на демографическую картину после 40 лет. В 1937 году проводилась Всесоюзная перепись населения, но ее результаты не были полностью опубликованы. Как свидетельствуют те данные, если численность казахов в 1926 году составляла 3968289 человек, то в 1937 году — 2862458 («Социологические исследования», журнал Академии наук СССР, 1990, №7, стр. 59).

Святое понятие «независимость» — общее достояние всех тех, кто родился и живет здесь, независимо от национальности, а не только казахов. Оглядываясь на прошлое, мы убеждаемся в этом, в общности судеб всех этносов, населяющих огромный Казахстан.

Механизм репрессий продолжал работать и в послевоенные годы. Нашумевшие судебные процессы, по так называемым, «Ленинградскому делу», «Делу врачей», «Делу еврейского антифашистского комитета», всполошили всю страну.

Ее жертвами стали прежде всего люди литературы, культуры, науки. Предъявленные им обвинения с высоты сегодняшних дней кажутся смехотворными: некоторые авторы, якобы, в своих произведениях страдают ностальгией по феодальной жизни, превозносят эпохи ханов и биев, чем оказывают негативное влияние на дело строительства коммунизма. Обвиненные по таким мотивам виднейший ученый, первый в Казахстане доктор исторических наук Ермухан Бекмаханов, его коллега Б.Сулейменов вскоре оказались за решеткой. Подобные обвинения предъявили и к К.Сатпаеву. Гениальный М. Ауэзов был вынужден выехать за пределы республики.

После XX съезда КПСС в обществе повеяло духом свободы. Народ как бы вздохнул вольно и стал жить с надеждой на демократические изменения. И, в действительности, реабилитация и возвращение домой многих безвинно осужденных, формирование нового взгляда на страницы истории вселяли в сердца людей определенную радость. Но все это оказалось очередным коварным шагом имперского руководства по набору политических очков. То, что до истинной демократии еще очень далеко, показали потопление в крови социальных стачек в Новочеркасске и Темиртау, разгон силой участников митинга в Москве в 1968 году, протестовавших против захвата Чехословакии. Государственная стратегия и тактика борьбы с противостоянием официальной политике и мировоззрению, разговора с оппозицией только на языке репрессий находили свое продолжение без изменений.

141-4-2

Интересный факт — проявившаяся в шестидесятых годах прошлого века «политическая оттепель» по воле исторической спирали в восьмидесятых годах повторилась вновь. Не секрет, что нашумевшая доктрина «перестройки», философия «нового мышления», всеобщая гласность и свобода слова всколыхнули общественное сознание. Казалось, что на просторах громадной державы в один год установилась демократия, которая является одной из главных признаков цивилизованности, о которой веками мечтал народ. Однако декабрь 1986 года на главной площади Алматы за два дня развеял этот мираж, события, потрясшие всю планету, резкое изменение всемирной политической ситуации и вступление в XXI век в новом качестве — все это берет начало со священной казахской земли.

Немало сказано о «малом 1937 годе», нагрянувшем на республику после Желтоксана. Мы до сих пор хорошо помним, каким гонениям подверглись тысячи юношей и девушек, имевших отношение к декабрьским событиям. К счастью, через некоторое время восторжествовала справедливость — ровно через шесть лет вышел указ Главы государства о реабилитации граждан, привлеченных к ответственности за участие в событиях 17-18 декабря 1986 года в Казахстане.

Даже краткий исторический экскурс показывает, что нашему народу пришлось пережить немало лихих и горьких годин, жестоких испытаний. Конечно, это вовсе не значит, что прошлое отчизны состоит только из черных сраниц. Слава Всевышнему, хватает и много добрых дел, преодоленных рубежей, радостных дней. Но не зря говорят в народе, что коль не будут довольны духи умерших, живым не повезет. Отмечая великий праздник страны, видимо, не следует забывать об этой народной мудрости. Действительно, чтить память тех, кто в свое время посвятил и даже отдал жизнь борьбе за наше сегодняшнее, не забывать их героические дела — гражданский, моральный долг нынешних поколений.

Одно из важных исторических, объективных достижений нашего общества — межнациональное согласие. Вспоминая примеры попрания в прошлом прав человека жесточайшей тоталитарной системой, мы должны с особым удовлетворением констатировать, что в нашем молодом государстве делается немало для построения подлинно демократического общества, что главным гарантом этого является наш Президент — Лидер Нации. Борьба с пережитками тоталитаризма, с негативными проявлениями старого мышления — веление времени. Понятно, что этот процесс должен идти в ногу с прогрессивными экономическими реформами и нельзя рассчитывать в этом деле на легкие, скорые победы. И в истории развитых стран демократизация общества давала желаемые плоды только после преодоления определенных объективно обусловленных периодов. Нас на пути к намеченной цели тоже ждет немало рубежей.

Отмечая самый главный праздник страны, мы с удовлетворением говорим, что вся жизнь и деятельность казахстанцев всегда основывается на принципах общенационального единства и согласия. Эти принципы являются ключевыми и в нашей области, они находят свое отражение во всех социально-экономических, общественно-политических мероприятиях. В их реализацию посильный вклад вносят каждое предприятие и организация, ведомство и учреждение. Все общество сейчас мобилизовано на поэтапную реализацию грандиозных стратегических задач, определенных нашим Президентом в «Стратегии «Казахстан-2050». Нет сомнения в том, что и эти задачи со временем будут решены, ибо свободный, уверенный в себе народ способен свершать поистине великие дела.

Пусть будет вечным торжество исторической справедливости в отношении нашего народа, величие его духа, воспрянувшего в результате обретения независимости и свободы, устремленного на созидательные дела!

Госман ТОЛЕГУЛ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также