Юность, опаленная войной

134-8-3Золотой фонд области
Приземистый домик на краю г. Акколя ничем особо не отличается от других. Он снаружи ухожен, и двор с хозпостройками содержится в порядке. Разнится усадьба от ближних разве только тем, что калитка практически никогда не закрывается, а гостиная по вечерам заливается ярким электрическим светом. Любопытные, глядя на окна, обычно говорят: «Опять к соседке кто-то заглянул на огонек».
Соседка — это Галина Ильинична Чернухина, уважаемая и почтенная женщина, которую в городе знают стар и млад. Многие считают за честь водить с ней дружбу. При встрече на улице непременно спрашивают: «Как здоровье, в чем нуждаетесь?» А она, труженица тыла, с улыбкой на устах отвечает: «У меня все в порядке, на жизнь не жалуюсь».

В июне 1941-го, когда на западе бывшей большой страны стонала земля от разрывов бомб и снарядов, истекали кровью в схватках с врагом наши защитники, в деревне Афонькино Северо-Казахстанской области тоже было тревожно. Село осталось без мужчин — все ушли на фронт. На дворе стоял конец июня — близились сенокос и уборка зерновых. Председатель колхоза «Новый путь» места себе не находил: «Как быть, где брать людей?»

Всех, кто мог держать вилы, грабли в руках, мобилизовали на работу в поле. В список трудоспособных со своими подругами попала и Галина Чернухина.

— Перешла в седьмой класс, но у мамы не нашлось 150-ти рублей оплатить учебу, поэтому пришлось распрощаться со школой, — рассказывала сквозь слезы героиня. — Все лето работала прицепщицей. Не детское это дело днями глотать пыль, поднимать тяжести, недосыпать. Но жаловаться в ту пору было не принято. Здесь, в тылу, надо было пахать всем, как говорят, за себя и того парня. Мы, дети войны, рано взрослели и хорошо понимали, что от нас требовалось. Так что и снопы в 14 лет научилась вязать, и рожь жать серпом, и крутить лопасти ручной веялки, очищая зерно. Да и по хозяйству помогала маме, как могла: стирала, доила корову, печку топила. А вечерами, особенно в зимнюю пору, пряла шерсть, вязала, как и другие, теплые варежки, шарфы, носки и отправляли все это бойцам сражающей армии. Уходили в поле сразу после восхода солнца, возвращались домой затемно. От непосильной работы ныло все тело, отекали руки, подкашивались ноги.

В ту пору по всей стране гремело имя прославленной трактористки из Донбасса Прасковьи Ангелиной, бросившей клич: «Девушки, на трактор!» После уборки Галину Чернухину и пятерых подруг правление колхоза направило на курсы механизаторов в Боголюбовское училище. За три месяца девчата освоили устройство колесных тракторов «Универсал», «ХТЗ» и гусеничного «ЧТЗ», принцип работы и эксплуатации зерновых сеялок и прицепного инвентаря.

Ближе к весне девчатам в МТС выдали удостоверения об окончании учебного заведения, посадили на тракторы. Одели, считай, с иголочки: в белые полушубки, комбинезоны, кирзовые сапоги.

—  Подошла к своему «ХТЗ», — вспоминает Галина Ильинична, — и ахнула от увиденного. — Трактор походил на развалюху, на нем ничего не было живого. Мастера помогли запустить двигатель, пожелали доброго пути. Но не проехала и километра по полевой дороге, как машина «зачихала», началась вибрация мотора. Хожу вокруг и ничего не могу предпринять. И вдруг меня как током пронзило. Вижу со свечей провода слетели. Устранила дефект и поехала дальше. С этого момента и началась моя самостоятельная механизаторская деятельность.

На личном календаре моей собеседницы замаячил 86-й годок. Бодрая, жизнерадостная и на память не жалуется. На вопрос, как сложилась дальнейшая жизнь ее подруг, ответила:

—  Вплоть до окончания войны работали бок о бок. Состязались между собой. Имена моих подруг Татьяны Щукиной, Валентины Вайзер, Надежды Ламановой, сестер Лизы и Веры Шницере-вых чуть ли не каждый день произносились в бригаде председателем колхоза Андреевым. Старательные были девчонки, лихо работали. Но часто нас подводила техника. Считай, через каждые две недели делали перетяжку двигателей. Более серьезные поломки помогали устранять мастера из соседней машинно-тракторной станции.

Хлеб убирали комбайном «Сталинец», который буксировался трактором «ХТЗ». Из-за нехватки техники, жатва затягивалась до «белых мух». Часть урожая, свезенного в скирды, обмолачивали стационарными молотилками. Все виды работ — подача снопов в барабан молотилки, затаривание мешков зерном, его доставка на ток и очистка — все эти процессы осуществлялись вручную. Производительность труда была низкой, но потери хлеба сводились к нулю.

Сенокос тоже отнимал много времени и сил. Мальчишки убирали травы на быках, а женщины вручную сгребали сухое сено в копны, стягивали волокушами, скирдовали. До бригады доводился план: уложить в скирду за день 120 тонн сена. При всех сложностях норму выполняли.

— Жили холодно и впроголодь. Тем, кто был занят в поле, колхозный повар готовил суп — кандер из пшена. Не жирно, но все же не падали от голода в обморок. Сложней приходилось старикам и детям. Летом питались различными кореньями, из ботвы свеклы, лебеды варили так называемый брандахлыст. И при этом не хныкали, верили, что вместе одолеем житейские трудности. А вот завершение посевной, уборки урожая отмечали всем колхозом по тем временам с размахом. По распоряжению председателя колхоза на ферме резали баранов, пекли свежий хлеб. Булку делили на несколько порций, каждому полагался кусок мяса. Часть пайка несли домочадцам, которые, выглядывая из окон, дожидались нас.

В 1949-м году Галина Ильинична, собрав, что было из одежды, отправилась в г. Темиртау на Казахстанскую Магнитку. Но дальше Караганды ее и верных подружек — трактористок не пустили. У них, сельских жителей, не было паспортов. Возвращаться обратно Галина Ильинична не решилась. Пересела в другой поезд и через сутки оказалась в г. Акколе. Бабушка радушно встретила внучку и прямо с порога заявила: «Отсюда я тебя никуда не отпущу. Будешь здесь жить и работать».

Общительной, очень внимательной девчонке здорово повезло. Устроилась счетоводом в райфинотделе, а через полгода уже получила должность старшего инспектора. Отличалась большим трудолюбием, была заводилой комсомольской организации. С годами пришли опыт и общественное признание.

Двадцать лет трудилась в отделе статистики Алексеевского райкома партии, затем его руководителем. Здесь же встретила своего суженного. Вместе воспитали троих детей. За старательный труд Галина Чернухина награждена медалью «За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны», чем очень гордится и дорожит. К ней прибавились еще несколько других медалей, Почетных грамот и Благодарственных писем.

— Галина Ильинична Чернухина, — делилась при встрече руководитель райотдела занятости и социальных программ Назигуль Мананбаева, — одна из активных наших ветеранов. Живо интересуется событиями, происходящими в городе и стране. Испытывает особую радость от встреч с молодежью, рассказывает юношам и девушкам о своем прошлом, призывает их любить Родину, трудом крепить могущество своей страны.

Иван ПЕРЕРВА.
г. Акколь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также