Налоговое управление информирует

О некоторых вопросах по исполнению уведомлений по камеральному контролю

В соответствии с Кодексом РК «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» на органы налоговой службы возложена задача по обеспечению полноты поступлений налогов и других обязательных платежей в бюджет, а также по осуществлению налогового контроля за исполнением налогоплательщиком налоговых обязательств.

Налоговый контроль — государственный контроль, осуществляемый органами налоговой службы, за исполнением норм налогового законодательства РК, иного законодательства РК. Одной из форм налогового контроля является камеральный контроль.

Камеральный контроль — контроль, осуществляемый органами налоговой службы путем сопоставления сведений, отраженных в налоговой отчетности, представленной налогоплательщиками, сведений уполномоченных государственных органов, а также других документов и сведений о деятельности налогоплательщиков.

Целью камерального контроля является предоставление налогоплательщику права самостоятельного устранения нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля.

Так, в случае выявленных нарушений по результатам камерального контроля оформляется уведомление об устранении нарушений, выявленных органами налоговой службы по результатам камерального контроля, с приложением описания выявленных нарушений.

Уведомление по камеральному контролю может быть вручено тремя способами:

1) на бумажном носителе — нарочно лично под роспись.

При этом на втором экземпляре уведомления необходимо указать Ф.И.О., дату и подпись. Данный экземпляр остается в налоговом органе;

2)  по почте — заказным письмом с уведомлением.

В данном случае датой вручения уведомления будет дата отметки в уведомлении почтовой тили иной организации связи даты, когда почтовая организация вручила уведомление;

3) электронным способом.

Налогоплательщикам, заключившим соглашение об использовании и признании электронной цифровой подписи при обмене электронными документами, уведомления направляются в электронном виде в web-приложение «Кабинет налогоплательщика».

Уведомление по камеральному контролю считается врученным с даты доставки уведомления органом налоговой службы в Кабинет НП. В связи с этим необходимо поддерживать дос-

туп к Кабинету НП в рабочем состоянии.

Помимо этого, необходимо отметить, что в Кабинет НП будет доставлено только уведомление по камеральному контролю, а приложение к нему следует запросить по электронному адресу.

Далее уведомление по камеральному контролю должно быть исполнено налогоплательщиком в течение тридцати рабочих дней со дня, следующего за днем его вручения (получения).

Исполнением уведомления об устранении нарушений, выявленных по результатам камерального контроля, признается предоставление налогоплательщиком одного из следующих документов:

1)  налоговой отчетности за налоговый период, к которому относятся выявленные нарушения;

2)  пояснения по выявленным нарушениям, соответствующего требованиям, установленным ст.585 Налогового кодекса;

3)   жалобы на действия (бездей-ствия)должностных лиц органов налоговой службы по направлению такого уведомления.

В случае согласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик представляет в налоговый орган налоговую отчетность за период, к которому относятся выявленные нарушения.

В случае несогласия с указанными в уведомлении нарушениями налогоплательщик представляет один из следующих документов:

1)пояснение по выявленным нарушениям на бумажном или электронном носителе — в налоговый орган, направивший данное уведомление;

2) жалобу на действие (бездействие) должностных лиц органов налоговой службы по направлению данного уведомления, — в вышестоящий орган налоговой службы.

В настоящее время в Кабинет НП реализована возможность исполнения уведомления по камеральному контролю электронным способом, а именно: формирование и представление дополнительной формы налоговой отчетности по уведомлению и пояснения в электронном виде.

В свою очередь, нужно сказать, что место жительства индивидуального предпринимателя может отличаться от места нахождения — места преимущественного осуществления предпринимательской деятельности, поэтому уведомление по камеральному контролю может поступить с того налогового органа, где индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства. В данном случае индивидуальному предпринима-

телю следует исполнить такое уведомление путем представления дополнительной налоговой отчетности или пояснения в тот налоговый орган, в котором состоит на учете по месту нахождения индивидуального предпринимателя.

В продолжении данной темы хотелось бы остановиться на наиболее часто допускаемых ошибках при заполнении декларации по налогу на добавленную стоимость по результатам автоматизированного камерального контроля:

В результате проведенного анализа установлено, что некоторые налогоплательщики не расшифровывают либо расшифровывают не полностью реестр по реализации формы 300.07. Данный реестр предназначен для расшифровки реализации товаров (работ, услуг), отраженных в строке 300.00.001 декларации по НДС, за исключением реализации товаров(работ, услуг) нерезидентам РК и реализации населению за наличный расчет.

Ряд налогоплательщиков не расшифровывают или расшифровывают не полностью зачетную сторону. Реестр формы 300.08 предназначен для расшифровки оборота по приобретению товаров (работ, услуг), отраженного в декларации по НДС в строке 300.00.012, за исключением приобретения товаров (работ, услуг) у неплательщиков НДС, нерезидентов РК, а также в иных случаях, установленных ст.256 Налогового кодекса.

Необоснованно принимаются в зачет суммы НДС по приобретенным товарам, работам, услугам (форма 300.08) некорректно указываются ИИН/БИН поставщика (поставщик, не является плательщиком НДС), ошибочный ИИН/БИН, не соответствующий установленному 12-значному цифровому формату и т.д.

Следует понять, что каждый несет ответственность за правильность и полноту своих сведений, отраженных в налоговых декларациях. Если покупатель, получивший уведомление по камеральному контролю о завышение зачета НДС, установленном при сверке с данными его контрагентов, документально подтверждает правомерность своего зачета (подтверждающими документами являются счета-фактуры или обоюдно подписанный акт сверки взаиморасчетов), то данное нарушение будет перевыставлено поставщику.

Также имеют место случаи отнесения в зачет НДС по налогоплательщикам, признанным судом лжепредприятиями, а также по налогоплательщикам, чья регистрация признана недействительной

Установлено, что большое количество ошибок совершается при внесении изменений и дополнений в налоговую отчетность по НДС, в связи, с чем напоминаем, что согласно правилам составления реестров счетов-фактур (300.07, 300.08), с 2010 г. внесение изменений и дополнений в реестры счетов-фактур упрощенно и отличается от 2009 года. Так, в случае обнаружения ошибки в любой из граф раздела реестра 300.07 и 300.08 производится удаление ранее указанного ошибочного счета-фактуры.

Для удаления ошибочного счета-фактуры в дополнительном реестре указывается номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного реестра за период, в который вносятся изменения. Указываются ранее отраженные суммы со знаком «минус», далее новой строкой вводится счет-фактура с правильными реквизитами и суммами.

В случае дополнения реестра за налоговый период новыми строками указывается номер строки, следующей за последним номером строки ранее представленного реестра за период, в который вносятся дополнения.

При этом следует учесть, что если представляется первая дополнительная декларация после представления очередной декларации, то при дополнении реестра или удалении строк из реестра указывается номер строки, следующей за последней строкой реестра к очередной декларации.

Если представляется дополнительная декларация к очередной декларации, к которой уже представлялись дополнительные декларации, то при дополнении реестра или удалении строк из реестра указывается номер строки, следующей за последней строкой реестра, представленного к последней дополнительной декларации

Неисполнение в установленный срок уведомления по камеральному контролю влечет:

—  приостановление расходных операций по банковским счетам налогоплательщика;

—  снятие с регистрационного учета по НДС;

—  назначение внеплановой налоговой проверки;

—  обращение в рамках взаимодействия к органам финансовой полиции в целях содействия в осуществлении налогового контроля.

На форуме НК МФ РК в разделе «Прием налоговых форм, камеральный контроль» вы можете высказать все свои замечания и предложения, а также задать интересующие вас вопросы по камеральному контролю.

Налоговое управление по г. Кокшетау.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также