Узаконить нельзя снести

Проблема крупным планом
Без крыши над головой могут остаться самозахватчики из с. Коянды. Десять лет назад здесь насчитывалось всего 50 дворов. Однако стремительное развитие новой столицы Казахстана, которая всего в 27 километрах от этого села, кардинально изменило его облик. В 2004 году Правительство выделило на его территории тысячу земельных участков под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС) для желающих жить поближе к Астане. И тут началось…

В Коянды двинулись люди не только со всего Казахстана, но и из Монголии, Китая, Узбекистана и других стран. В результате, по словам акима Кояндинского сельского округа Кайроллы Ташетова, сейчас здесь официально проживают 4 670 человек, на самом деле — порядка 10 тысяч. В селе насчитывается около трех тысяч жилых домов и времянок. В очереди на получение земельных участков под ИЖС стоят еще 5200 человек. В общем, Коянды — на пике популярности. И это неслучайно: в селе есть средняя школа на 900 учеников, недавно построили детсад на 280 мест, работают врачебная амбулатория, 22 магазина, есть вода и электроэнергия, регулярно ходит автобус до Астаны. Можно сказать, все условия.

— Да, желающих обосноваться в этом селе очень много, — подтверждает Кайролла Жолымбетович. — Только нам, местным властям, от этого — лишние проблемы, причем, порой неразрешимые.

Одна из них, самая главная — самовольный захват земельных участков под ИЖС. Только сейчас в Коянды и его окрестностях выявлено 167 самовольно занятых участков. Это 23 гектара земли. На них расположены 76 жилых домов, 30 времянок, 61 фундамент. Как такое могло произойти?

— Не собираюсь оправдывать прежних руководителей округа, — заранее предупреждает Кайролла Ташетов, ставший акимом только в июне этого года, — но я их понимаю: выделена была целая тысяча участков. Сюда хлынул огромный поток людей, началась массовая стройка жилья. Попробуй разберись, если у тебя в штате всего четыре сотрудника, кто строит на законных основаниях, а кто без них… Вот и получилось, что одни действовали с воли местных властей, а другие под шумок: построим-узаконят, куда денутся…

Моментом воспользовались и мошенники: тем, кто хотел получить землю по закону, они, представляясь хозяевами участков, продавали их за солидные деньги. А документы, пользуясь тем, что большинство покупателей были из Монголии (казахстанские законы знали плохо, а то и не знали совсем) обещали оформить потом. Наивные оралманы им верили.

Когда факты самозахвата стали вскрываться, органы местной власти обратились в РОВД, прокуратуру, акимат. Их сообщения не остались незамеченными: из Акмола приезжали ответственные работники, которые проводили с самозахватчиками сходы, беседы, разъясняли им законы. Увы, не помогло. Тогда сельский аким пошел на последнюю меру — обратился в суд. Было это в 2008 году, и, казалось, добился своего — районный суд вынес решения о сносе в Коянды пятнадцати незаконно построенных домов. Но они до сих пор не исполнены. Если человек лишается главного — крыши над головой, он готов пойти на все. В этом убедился уже и новый аким Ташетов.

— Как-то в августе, — вспоминает он, — в кабинет ворвались около пятидесяти самозахватчиков. Потребовали узаконить участки, угрожая взять меня в плен на несколько дней и ночей.

Трудно тогда пришлось акиму. Объяснил, что не имеет права сделать то, что от него требуют. Не поверили. Атмосфера накалялась. Тогда «пленник» позвонил акиму района, тот велел найти машину и привезти к нему несколько представителей от возмущавшихся. Те согласились, поехали в Акмол. Инцидент был исчерпан.

…В августе 2011 года Целиноградский районный суд вынес решения о сносе в Коянды еще восьми домов, построенных незаконно. И эти вердикты пока также не исполнены.

— Снос жилья — трагедия для его хозяев, — соглашается аким округа. — Особенно обидно, если они не виновны или, скажем так, виновны в нарушении законов не по своей воле, по их незнанию, по обману. А такие примеры есть.

Вместе с Кайроллой Ташетовым мы побеседовали с Розой Ануархан.

— Наша семья, а это: я, муж, четверо детей, зять, внуки-всего 10 человек, переехали из Монголии на историческую родину в 2006-м году, —  начала она свою печальную историю. — Сначала поселились в Астане, сняли там однокомнатную квартиру. Я, муж, дети, зять устроились на работу. Конечно, не очень квалифицированную. Я, например, филолог с высшим образованием, учитель монгольского языка и литературы, стала горничной в гостинице. Что поделаешь, надо как-то зарабатывать.

— Конечно, — как поделилась далее Роза, — чужие стены, высокая платаза аренду жилья, теснота — все это нашу большую семью не устраивало. Начали копить деньги и в 2007 году у некой Мейрамгуль купили 10 соток земли в Коянды. Без документов. Их Мейрамгуль пообещала отдать позже.

Медленно, но дом построили. Тем временем Мейрамгуль, жертвами которой оказались еще несколько переселенцев, за мошенничество посадили в тюрьму. С кого требовать документы? Вот так Роза Ануархан и стала самозахватчицей.

— И она такая не одна, — говорит аким округа. — Жалко их, но что делать?

Тем не менее, Ташетов продолжает выполнять свои обязанности — в июле этого года он подал в суд еще на девятерых самозахватчиков. Но рассмотрение отложено. Причина — отсутствие окончательного, откорректированного генерального плана застройки села Коянды. А корректируется он уже больше двух лет. И когда будет готов — неизвестно.

— Мое мнение такое, — считает Кайролла Жолымбетович, — никто не хочет брать на себя ответственность за решение снести уже построенные жилые дома. И я это понимаю. Куда девать людей, где им жить? Может быть, стоит подумать над тем: возможно ли узаконить то, что уже построено, обжито? Но тут же надо срочно принять закон, предусматривающий очень жесткое наказание, вплоть до уголовного, за самозахват земельных участков. Только таким образом в будущем можно будет остановить попытки самовольного захвата земель.

Александр ДОЛГОВ.
Целиноградский район.

КОММЕНТАРИЙ СПЕЦИАЛИСТА

Прокомментировать сложившуюся в с. Коянды ситуацию мы попросили руководителя отдела земельных отношений Целиноградского района Айзаду ТУЛЕГЕНОВУ:

— Самовольный захват земельных участков — один из самых проблемных вопросов Целиноградского района. Начался он в 2005 году. И уже во время проходящей в стране в 2007-2008 годах легализации были законно оформлены 88 самовольно занятых оралманами земельных участков.

Однако в нашем случае проведенная государством кампания не остановила самозахвата государственной и даже частной земли.

В мае 2013 года на сходе жителей с. Коянды ими был поставлен вопрос о необходимости проведения второй волны легализации незаконно застроенных земельных участков. По итогам схода распоряжением акима района создана рабочая группа по обследованию объектов строительства на самовольно занятых участках в селе Коянды.

На сегодня выявлено 76 жилых домов, 30 строений (времянок, хозяйственных пристроек), 61 фундамент на 167 незаконно занятых земельных участках (122 из них захвачены уже после 2008 года). Почти половина самовольно занятой земли принадлежит государству. Примерно столько же — ТОО «Сарыарка-Табыс». Три жилых дома, одно строение и шесть фундаментов незаконно расположились на частных земельных владениях Р. Нуралиной.

Акиматом района, участковым инспектором полиции ведутся многочисленные разъяснения о неправомерности строительства на самовольно захваченных участках. Еще одной кампании по легализации в стране не ожидается. Позиция местных исполнительных органов на сегодняшний день: добиваться сноса самовольных строений на незаконно занятых землях в соответствии со ст. 164 Земельного кодекса РК. Освобожденные участки будут распределяться законопослушным гражданам в порядке очередности (более пяти тыс. человек).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также