Я б в рабочие пошел…

Исполняя поручения Президента
В числе многих тем, поднятых 11 октября Главой государства на расширенном заседании Правительства, были и вопросы образования. В частности, ряд проблем имеется в сфере технического и профессионального обучения. Об этом мы поговорили с заместителем руководителя облуправления образования Евгением Шеленжеком.

—   В соответствии с Государственной программой развития образования на 2011-2020 годы проводится поэтапная модернизация сферы ТиПО, состоящей в нашем регионе из 28-ми государственных и 15-ти частных колледжей, где в нынешнем учебном году обучаются 23764 человека, 13455 из них (56,6%) — за счет местного бюджета.

Насколько востребованы на рынке труда области приобретаемые учащимися рабочие специальности?

— В учебных заведениях готовятся кадры более чем по 72 профессиям и специальностям и 117 квалификациям. Подготовкой специалистов для агропромышленного комплекса занимаются 13 колледжей.

Основным показателем того, что рабочие специальности, получаемые молодыми людьми в колледжах области, имеют спрос, является дальнейшее трудоустройство выпускников. Этот процент у нас равен 76,6%, а если иметь в виду трудоустройство и занятость, поскольку есть те, которые поступают в вузы, призываются на службу в армию, то в целом по бюджетным учебным организациям процент трудоустройства и занятости 97%.

Во всех районах и городах области созданы региональные советы с участием представителей предприятий, ассоциации предпринимателей, заинтересованных ведомств. С 2005 года для наших выпускников проводятся квалификационные экзамены по специальностям, действует независимая система присвоения и подтверждения квалификации с участием работодателей. Например, по итогам 2012-2013 учебного года с первого раза сертифицированы знания 94% выпускников.

Хорошим подспорьем в части подготовки требуемых рабочих специальностей являются меморандумы о взаимном сотрудничестве с предприятиями. В этом году таковых подписано 75. Один из примеров — сотрудничество ТОО «Есиль-Агро» и   сельскохозяйственного колледжа с. Катарколь, где обучаются будущие ветеринары, специалисты по стандартизации, метрологии и сертификации сельского хозяйства, производства молочной продукции.

Заключен меморандум с ТОО «Алтынтау-Кокшетау», которым с 2011 года подана заявка на подготовку специалистов с завершением полного курса обучения в 2015 году и трудоустройством выпускников. Как и с ТОО «Атбасарский электровозный завод», где студенты местного колледжа проходят производственную практику, 150 выпускников влились в коллектив предприятия. В его цехах постоянно проходят стажировку мастера производственного обучения колледжа. И таких примеров по области немало. Кроме того на основании меморандумов заключено 951 трехстороннее соглашение между предприятиями, организациями ТиПО и учащимися. В их рамках 61 студенту оплачивается обучение, 31-му назначена стипендия, 861 выпускник трудоустроен на том предприятии, где проходил практику, 125 преподавателей спецдисциплин и мастеров производственного обучения прошли стажировку.

На базе 17 колледжей проводится переподготовка по 19-ти специальностям, необходимым для современного производства в рамках программы «Дорожная карта занятости-2020».

—  Другой ключевой момент — состояние материально-технической базы наших колледжей, нехватка общежитий.

—  В этом году на укрепление учебных мастерских и лабораторий были предусмотрены 95,5 млн. тенге: 45,5 млн. из местного бюджета семи учебным заведениям области и 50 млн. из республиканского бюджета — двум. Кроме того за счет облбюджета разрабатывается ПСД на строительство пристройки к учебному корпусу колледжа культуры им. Акана серэ г. Кокшетау

Обпуправлением образования вМОНРК заявлены инвестиционные проекты на строительство за счет республиканского бюджета четырех колледжей: в Буландынском, Целиноградском, Сандыктауском районах и г. Кокшетау, с общежитиями. В настоящее время под них отведена земля, готовится к разработке проектно-сметная документация.

Вместе с тем нуждаемся в восьми общежитиях, на 200 мест каждое, при шести государственных организациях ТиПО за счет республиканского бюджета на сумму 1,6 млрд. тенге. Это проблема не только Акмолинской области, но и других регионов страны, и вопрос пока не решается. В системе высшего образования специальная программа на сей счет есть и работает, а для организаций ТиПО таковая еще не создана.

Надеемся, что вопросы укрепления учебно-материальной базы организаций ТиПО, подготовки кадров для предприятий будут решаться в рамках реализации заключенных меморандумов между предприятиями и управлением образования.

Как думаете решать вопрос дефицита квалифицированных преподавателей спеццнс-циплин, мастеров с производственным опытом?

—  Качество образования, конечно, в первую очередь зависит от педагогов, а система ТиПО области испытывает кадровые трудности. Растет число вакансий мастеров производственного обучения и преподавателей специальных дисциплин. К примеру, в государственных учебных организациях потребность в преподавателях технических и специальных дисциплин составляет 22 человека, старших мастеров и мастеров производственного обучения — 19 человек. Основная причина — низкая заработная плата, которая на производстве значительно выше. Имеет место отток преподавателей в общеобразовательные школы, поскольку в системе ТиПО повышение квалификации не связано с одновременным повышением заработной платы. Чтобы восполнить этот пробел обл-управление образования совместно с АО: «Холдинг-Кәсіпкор», «РНМЦ развития технического и профессионального образования и присвоения квалификации», ТОО «Немецкий Аграрный Центр» организуют курсы повышения квалификации для педагогов ТиПО. Курсы проводятся с привлечением зарубежных партнеров и квалифицированных специалистов. В нынешнем году прошли подготовку 105 человек, стажировку на базе предприятий — 74 педагога и мастера.

Вопросы задавала Раушан УТЕУЛИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *