Откуда «растут ноги» у тарифов

Коммуналка
Департамент АРБМ по Акмолинской области, коммунальные предприятия «Кокшетау Жылу» и «Кокшетау Су Арнасы» обсудили в режиме общественных слушаний с кокшетауцами тонкости тарифной политики. Здесь же присутствовали аким г. Кокшетау Жаркын Жумагулов, депутаты городского и областного маслихатов, представители облфилиала партии «Hyp Отан», НПО, председатели КСК.

Каждая сторона, естественно, преследовала свои интересы. Антимонополыцики говорили о защите прав потребителей, предлагая внедрить кое-что новое, коммунальщики плавно подводили народ к мысли, что повышения тарифов не избежать. Тем более, что время для этого сейчас самое подходящее — срок действия, так называемого, «среднесрочного тарифа» истекает.

Руководитель облдепартамента АРЕМ Тулеген Максилов подчеркнул, что чуть ли не ежегодно субъектам естественных монополий за неисполнение инвестиционных программ вводились компенсирующие тарифы, удешевляющие услуги для потребителей. За последние три года этой участи не удалось избежать ни водникам, ни тепловикам. При этом антимонопольное ведомство не преследует цель «наказать», а лишь приучает коммунальщиков в точности выполнять мероприятия, предусмотренные их инвестиционными программами. В общем, компенсирующие тарифы утверждались для 14 субъектов по 25 видам услуг на сумму более 440 миллионов тенге. В процентном выражении тарифы были снижены от 1 % до 22%. Случались и перерасчеты стоимости услуг теплоснабжения с учетом температуры наружного воздуха. ГКП на ПХВ «Кокшетау Жылу», например, вернул потребителям 16 с лишним миллионов тенге.

Бесспорно, тепловая энергия -один из самых сложных в плане учета энергоресурс. Работа по установке общедомовых приборов учета тепла началась несколько лет назад, но оснащенность ими очень низка по области, а в Кокшетау особенно. Счетчики установлены всего в 65 многоэтажных жилых домах из 770. Отчасти причина такой ситуации в отсутствии доступного и недорогого сервиса по обслуживанию. Жильцы, а с ними и КСК, просто боятся их покупать и устанавливать, хотя в домах, где приборы есть, за тепло приходится платить на порядок меньше.

«Потребители услуг субъектов естественных монополий должны принимать участие в обсуждении заявок на повышение, чтобы понять, обоснован тариф или нет, — сказал Тулеген Максилов. — Как проходят публичные слушания, мы знаем не понаслышке. Людей приходит мало, активность почти нулевая. Тарифообразование начинается с публичных слушаний — об этом нельзя забывать».

Главный антимонопольщик области предположил, что население плохо информировано о публичных слушаниях. И тут же предложил: объявления о предстоящих слушаниях можно расклеивать в местах массового скопления людей; информировать любыми доступными методами.

И.о. генерального директора предприятия «Кокшетау Жылу» Марат Садвакасов дал расклад по тарифу на тепло. По его словам, в тарифную смету при расчете стоимости услуги теплоснабжения включаются затраты на самое необходимое для работы предприятия: топливо, электроэнергию, воду, материалы, заработную плату, текущий ремонт, обновление оборудования.

«К сожалению, из-за удорожания многих услуг, материалов и сырья заложенных тарифной сметой средств катастрофически не хватает, — заявил он. — В 2009 году убытки составили 447 миллионов тенге, в 2010-м за счет повышения тарифа эта цифра значительно снизилась. По прогнозу на 2013 год затраты составят 3,7 миллиарда тенге, а в тарифе «лежат» всего 3 миллиарда».

Выход из складывающейся ситуации тепловик видит в увеличении стоимости услуг предприятия. Прогнозируемый тариф на 2014 год с учетом цен на топливо, электроэнергию и прочие расходы для населения может составить 2 410 тенге за Гкал с приборами учета и 140 тенге за квадратный метр — при отсутствии точного учета. Рост от действующего тарифа может достигнуть 54%.

Генеральный директор «Кокшетау Су Арнасы» Зейнур Альбеков говорил о текущей ситуации на предприятии. В отличие от тепловиков, водники работают по дифференцированным среднесрочным тарифам, утвержденным на 2013-2015 годы.

От имени жителей Кокшетау выступали ветеран труда Рашид Гайнуллин, председатель Совета ветеранов города Рустем Шерьязданов, бывший секретарь гормаслихата Кымбат Мустафина, другие. Несколькими словами общее мнение населения можно охарактеризовать так: коммунальные услуги не должны стоить слишком дешево, но и нельзя допускать необоснованного роста тарифов.

Алексей ЧАЙКА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *