«Низкий процент — не всегда гарант выгоды»

Эксклюзив «АП»
Впервые в Кокшетау, а точнее в университете имени А. Мырзахметова, с лекциями для магистрантов вуза о «Рисках в национальном и интернациональном финансовом институте» выступал д.э.н., профессор Вольфганг Бёме из Берлина, который любезно согласился ответить и на вопросы корреспондента «АП».

На что следует в первую очередь обращать внимание людям, оформляющим кредит или ипотеку, чтобы оградить себя от больших переплат?

—  У каждого банка второго уровня — свои условия, и прежде чем воспользоваться финансовым продуктом, надо четко разобраться в его конструкции. Низкий ссудный процент не всегда является гарантом выгодных условий кредитования. Поэтому сразу определить какой продукт, и в каком банке предоставят на лучших условиях, достаточно сложно. Например, процент вознаграждения может быть и невысокий, но в зависимости от продолжительности и условий выплаты долга, кредит может обойтись достаточно дорого. Можно сказать, одного рецепта оптимальной схемы кредитования -нет, нужно сравнивать и изучать. Вопрос кредитования сложен, но с помощью финансовых расчетов всегда можно определить реальную стоимость продукта. В принципе, банки должны делать для своих клиентов такие расчеты. ..

Говоря об ипотечном кредитовании, следует главным образом ориентироваться на сроки выплат. Чем больше продолжительность, тем больше рисков, что фиксированная ставка может впоследствии быть банком пересмотрена. При большом проценте по ипотеке, есть смысл заключать договор на небольшой срок, при низком — наоборот.

С чем связано, что в Европе низкие ссудные проценты по кредитованию? Мы, например, этим похвастаться не можем.

—  Все дело в политике Европейского Центрального банка, выдающего свободные краткосрочные денежные средства банкам другого уровня под 0,25 процентов — почти бесплатно. Поскольку Европа находится в условиях финансового кризиса, необходимо обеспечивать большой денежный оборот. Именно поэтому процентные ставки на все виды финансовых инструментов приемлемы. Однако при этом ситуация с депозитами другая, по ним уже долгое время сохраняется отрицательная процентная ставка — банкам выгоднее брать деньги централизованно, чем привлекать под больший процент от населения. Многое, конечно, зависит и от уровня инфляции. К примеру, в Германии, этот показатель не превышает двух-трех процентов, выше было только во времена объединения страны, когда она составляла четыре-пять процентов. В тот период и у нас были высокие процентные ставки кредитования, но и депозиты отличались хорошей прибыльностью.

—  Как удалось Германии не просто выстоять во время мирового кризиса, но и добиться хороших темпов роста?

— Противостоять кризису смогли страны с высокой производительностью труда. Германия — высокопродуктивна, и это помогло поддержать евро — валюту очень крепкую. Пострадали страны с низкой производительностью, но стремящиеся сохранить уровень жизни на прежнем уровне, как например, Греция. А так не получилось: производительность увеличить не удалось, росли лишь пределы государственного долга, расплачиваться по которому, а также по другим обязательствам не хватало возможностей. В этом году и в Соединенных Штатах Америки из-за увеличения госдолга многие ожидали дефолта, однако, я думаю, США обладает еще достаточным потенциалом, чтобы не допустить этого еще долгое время.

Об экспортной мощи Вашей страны известно всему миру. Что помогло стране выйти на мировой рынок с такими объемами торговли?

— Не секрет, многие предпочитают немецкую продукцию в силу ее высокого качества. Влияют и другие экономические факторы. Последнее десятилетие уровень заработных плат в Германии оставался фиксированным, в какой-то степени процесс этот был заморожен. И, несмотря на высокий курс евро, товары немецкого производства оставались на сравнительно недорогом стоимостном уровне. Пожалуй, это основные три фактора — с учетом того, что наша экономика не базируется на минерально-сырьевом комплексе — поспособствовали тому, объем экспортированных товаров превышает объем ввезенных в страну, в этом году, например, на 20,4 миллиарда евро.

В Казахстане рынок ценных бумаг до сих пор развивается достаточно слабо, и на то есть много причин, в том числе низкая инвестиционная культура самого населения. Что бы Вы могли посоветовать:   нужно  ли  становиться участником фондового рынка?

— Безусловно, и многие идут в этом направлении. Особенно в настоящее время, когда другие вложения под низкий процент вознаграждения практически не приносят дохода. Рынок же ценных бумаг является очень выгодным источником не только для крупных компаний, но и для населения.

Нельзя не задать Вам вопрос по поводу прослушивания американскими спецслужбами канцлера Германии Ангелы Меркель. Что думают ваши соотечественники?

— Ни один политик не застрахован от подобных действий в свою сторону. Мне удивительно, что на протяжении такого времени, собственная безопасность первая не забила тревогу. Но больше вызывает опасение другой факт, что нас всех могут прослушивать, ведь контролировать, значит иметь возможность управлять и манипулировать.

На Ваш взгляд, за какими мировыми экономиками будущее?

— За странами с переходной экономикой — Китаем, Бразилией, Индией, Россией и так далее. Я уверен, они будут сильнее, другой вопрос — когда, но на него ответит только время.

Алёна ЕРИНА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также