Не боясь учиться и учить

Точка зрения
Проработав в школе более 30 лет, я почувствовала внутреннюю потребность измениться. Сегодня в системе образования нашей страны реализуется программа, основанная на совершенно ином, отличном от прежнего подходе к повышению педмастерства учителей.

Мне стала очень близка и понятна основная задача программы повышения квалификации — помочь нам, учителям, оценить и модернизировать действующую многолетнюю педагогическую практику. А центр педагогического мастерства Кокшетау разработал совместно с Кембриджским университетом подготовку учителей по трем уровням. Чтобы пройти на первый уровень, надо иметь богатый шлейф педагогической биографии, определенные качественные достижения в обучении школьников, высокий уровень признания в родном учительском коллективе и среди родительской общественности.

Нас, учителей-мастеров, готовят к руководству процессом обучения сети школ. Мы проводим исследования в преподавании и обучении в действии пока в масштабе своей школы: составляем план по ее развитию, объясняем коллегам понимание методы проведения исследований, учимся быть наставниками, проводим занятия с педагогами (коучинг), на которые может прийти любой желающий.

Курсы полностью изменили существующие в моем учительском сознании стереотипы, если раньше я придержи-валасьтрадиционныхпривычных за десятилетия методов преподавания, то теперь открыта критическому мышлению, использованию информационно-коммуникационных технологий, по-новому оцениваю учебные достижения своих учеников и коллег-единомышленников. Приходит осознание, что все мы в одной связке, где основное — принцип корпоративной солидарности и взаимосотрудничества.

Я стала четче ощущать, что ученик ничего не должен, это мы, учителя, должны его научить. Дети на занятии отныне сами озвучивают цели занятий, причем обращают их именно на себя. Мне открылась целая наука — целеполагание, цели должны быть конкретные, измеримые, достижимые, важные и привязанные ко времени и теме урока.

Основную роль на уроке выполняет не учитель, как прежде, а сам ученик — ключевая фигура учебного процесса, учитель лишь умело, грамотно и ненавязчиво направляет и координирует его действия на уроке. А дети удивительно любят самостоятельность, им импонирует та ответственность, что дана отныне — дай им действовать, добывать знания, и тогда они активнее, продуктивнее, интенсивнее научатся, т.е. научат сами себя.

Есть, конечно, заметные трудности в прохождении курсов: необходимо изживать самодовольство, мобилизовать волю, колоссальное напряжение, концентрацию внимания, преодолевать компьютерную неграмотность, внутреннее беспокойство — а смогу ли, справлюсь ли. Есть такое понятие «учительский синдром», нам привычно хочется выступать на уроке не наблюдателем, а наставником, которому беспрекословно внимают послушные, управляемые ученики. А как отнестись к рабочему шуму, неизбежному во время работы детей в группах?..

Учитель — своеобразный магнит, притягивающий коллег поиском новых идей, форм обучения, стремлением к непрерывному самообразованию и самосовершенствованию. Японцы говорят: «Великое мастерство похоже на неумение». Мы, учителя, не боимся выглядеть на первых порах смешно, учимся, как и наши дети, преодолевать трудности, заставляем себя взглянуть по-новому на хорошо усвоенные старые методики, не перечеркивая достижений советской модели образования, которая давала прочные основательные знания.

Верю, что успешно завершив обучение в центре педмастерства, смогу в родном педколлективе, где тружусь более 30-ти лет, внести новые идеи, изменения в совместной педагогической практике, необходимые наиболее комфортные, благоприятные условия понимания, сопереживания, сотрудничества в соответствии с высокими международными стандартами образования.

Шнар МУКУШЕВА,
учитель русского языка и литературы МГ № 5 «Тандау» г. Кокшетау.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также