Наше единство глазами экспертов

Эксклюзив «АП»
Сегодня в Кокшетау завершает свою работу осенняя сессия международной школы-семинара «Медиация, конфликтный анализ и трудовые конфликты». Организаторы: академия «Кокше» и международная школа медиации. Интереснейшие занятия провели зарубежные медиаторы, ученые-конфликтологи, несколько лет работающие в Казахстане. Конечно, мы воспользовались этой возможностью и попросили их об интервью.
На наши вопросы отвечали: профессор Гранадского (Испания) университета, участник проектов по медиации в европейских странах и Казахстане Антонио Лозано, профессор, доктор политических наук Татьяна Дронзина, доктор политических наук, магистр перспективных исследований в области мира и урегулирования конфликтов университета Европейского мира (Австрия) Ралица Жекова. Антонио Лозано и Татьяна Дронзина являются членами научно-экспертного совета Ассамблеи народа Казахстана.

Все трое наших респондентов давно работают вместе в различных стра-нахмира, они очень дружны, их взгляды во многом совпадают, и на наши вопросы они давали общий ответ.

Господа, какие праздники в  Испании и Болгарии аналогичны казахстанскому Дню духовного единства?

— Двенадцатого октября Испания отмечает День испанской нации. Это очень большой государственный праздник, в Мадриде проходит традиционный военный парад.

24 мая в болгарском праздничном календаре — один из самых светлых и оригинальных праздников. Нет болгарина, который бы не знал, что в этот день отмечается дело славянских первоучителей Кирилла и Мефодия. Именно они во многом заложили основы болгарского национального характера, болгарского духа.

Как очень коротко можно определить суть этих понятийболгарский дух, испанский дух?

Татьяна Дронзина, Ралица Жекова:

— Иметь болгарский дух — это значит не забывать о том, что ты — болгарин, независимо оттого, в какой части планеты в данный момент находишься. Это значит — незабывать о славной истории своего народа, быть верным заветам великих предков.

Антонио Лозано:

—  Испанцам труднее говорить о едином духе. Я, допустим, прежде всего ощущаю себя андалузцем, потом испанцем, испытываю духовное родство со всеми испаноязычными жителями Латинской Америки. Не забывайте, что в составе Испании есть еще и Страна басков, духом которых является сепаратизм.

Какое представление сложилось у вас о духе казахстанцев?

—  Прежде всего мы ощутили дух гостеприимства и доброжелательности. Казахстанцы — очень приятные люди, независимо от того, к какому этносу они принадлежат. Конечно, все вы очень разные, как в этническом, так и в социальном плане. Это позитивный факт, потому что происходит взаимное обогащение различных культур.

Что лежит в основе единства любого народа?

— Если хрестоматийно, то, конечно, язык, культура, история, быт, традиции. Но мы бы хотели подчеркнуть, что сегодня очень важно умение цивилизованно разрешать неизбежные внутренние конфликты. Потому что, если люди не умеют решать конфликты, то народ просто распадется, распадется государство.

Какова, на ваш взгляд, роль  Ассамблеи народа Казахстана (АНК) в укреплении общеказахстанского единства?

—  АНК имеет фундаментальное значение. Это инструмент, который очень востребован. С одной стороны, он нужен для того, чтобы сохранилось культурное своеобразие всех этнических групп, которые проживают на территории Казахстана. С другой — чтобы вы смогли созидать свое будущее единство, как единая нация. Это не подлежит дискуссии. АНК — это уникальный инструмент социальной сплоченности и социальной солидарности. Парламент — это политический инструмент. Там представлены партии, он принимает решения на основе большинства. АНК — это и есть проявление казахстанского духа. Она возникла, как требование всех казахстанцев, несмотря на их национальность, религию, образ жизни.

Какова, на ваш взгляд, главная опасность, угрожающая единству любого народа?

— Очень опасно, когда в стране существуют группы, которые хотели бы отделиться, потому что они считают, что государство не удовлетворяет их культурные нужды. Для Казахстана, думаем, эта проблема не столь актуальна, как для многих других стран. Но мы два года работали, проводили исследования в Актау, в западном регионе в целом. И результаты показывают некоторую изолированность определенных групп. Думается, что здесь свою роль играют проблемы с инфраструктурой. Только единицы студентов, с которыми мы общались, были в столице. Астана — великолепный символ всего Казахстана, жители любого региона должны иметь возможность туда приезжать, чтобы отождествляться с ним, осознавать свою принадлежность к столице, стране. И это должно быть заботой всего казахстанского общества.

Как вы оцениваете роль религии в формировании духовного единства?

— Религия сама по себе всегда играла роль сцепления, социальной солидарности. И факт того, что многие религии сожительствуют в ситуации взаимного уважения, это вклад в народное единство.

Татьяна Дронзина, Ралица Жекова:

—   Мы родились в стране, где 10% населения — мусульмане. Это самый высокий удельный вес мусульман в Европейском союзе. И мы не поддерживаем взгляды Хаттингтона, который считает неизбежным конфликт цивилизаций, в основе которого лежит религия. Как люди, которые родились на стыке двух цивилизаций, мы знаем, что религии способны на взаимодействие, сострадание. Мы можем быть мусульманами, христианами, но главное — придерживаться ценностей гуманизма, которые лежат в основе любой религии.

Ваше видение основных направлений укрепления единства народа Казахстана?

— Духовные корни единства- взаимопроникновение и взаимное обогащение различных этнических культур и ценностей. Этого не достичь при помощи насилия, не навязать сверху. Надо продолжать ту работу, которую ведет АНК.

На политическом уровне в Казахстане нет конфликтов. На уровне межличностных, бытовых отношений бывают. Но далеко не всегда конфликты между представителями различных групп — конфликты действительно этнические. Чаще всего они — межличностные. Конфликт является действительно этническим, когда его участники делают ставку на этнический элемент. Надо начинать с раннего детского возраста формировать умение конфликты разрешать. Различные этнические, социальные группы должны уметь приспосабливаться друг к другу. И казахстанцы имеют такой исторический опыт. В Актау мы спрашиваем у чеченцев, как они будут решать гипотетический конфликт с представителями других этнических групп, у которых нет аксакалов. Смотрят недоуменно: как это, нет аксакалов? Ну, допустим, у немцев? Они нам в ответ: вы так думаете напрасно. Виктор Бартольдович — первоклассный аксакал. Это и есть взаимное проникновение культур. Может, у немцев и нет аксакалов в чеченском понимании, но они мыслят категориями, которые понятны всем казахстанцам. И это очень важный исторический шаг к созданию духовного единства. В его основе не этнос, не религия, а образ жизни и общие ценности.

Казахстанцы должны, осознавая то общее, что существует между ними, беречьего и укреплять.

Вопросы задавала Нина МИТЧИНОВА.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также