Воспитание ребенка есть воспитание себя — Акмолинская область. Новости. Информационный портал газеты "Акмолинская правда"

Воспитание ребенка есть воспитание себя

Мысли вслух
Всякий урок требует эмоциональной начинки. Иначе он скудеет и скучнеет. Если учителю не удается возбудить в ребенке чувства удивления и восхищения, мир науки для него потускнеет. Урок не имеет точку, он заполнен: вопросами, мыслями, идеями, и из всех знаков препинания мудрый учитель выбирает многоточие.

Нелегко работать с Сеней - все сорок пять минут он не закрывает рта, ерзает, мешает соседке по парте. И мне очень хочется выставить его из класса, чтобы работать спокойно. И это по-человечески понятно, но неприемлемо и даже незаконно. И в каждом классе есть такой вот Сеня, но в идеале школа должна учить всех - потому-то в современной школе обязательны психологи, социальные педагоги, дающие рекомендации ученикам и педагогам, объясняющие, что детям с дефектами произношения противопоказаны замеры скорости чтения, а ставить двойки за «грязь в тетради» левше нельзя.

А вот проблемы поведения детей чаще игнорируем - «воспитывать надо дома». Нас больше волнуют ЗУНы («знания, умения, навыки») и результаты единой национальной трагедии - ЕНТ, чем агрессия одних учеников и существующая во все времена травля сильными тех, кто послабее. Под воспитательной работой подразумеваем классные часы и беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Страшно другое: школьная дезадаптация неминуемо влечет за собой дезадаптацию социальную, а потом мы удивляемся проблемам борьбы с алкоголизмом и преступностью среди молодежи. Школа ведь не только для того, чтобы научить ребенка сочинениям - рассуждениям, запоминать даты сражений, которые будучи взрослым он сможет посмотреть в любом справочнике. Она во все времена для того, чтобы удержать ребенка в обществе, социализировать в нем, сохранить для него. Научить ребенка знаниям можно только тогда, когда учитываются его образовательные потребности!

Другой волнующий аспект: современные школьники уже давно и привычно живут в стране готовых ответов: они не ищут информацию, не умеют ее фильтровать, ответы у них появляются раньше, чем они сформулировали для себя вопросы. Дети не понимают, зачем задавать вопросы, если ответы и так есть - протяни руку и возьми. Но наше учительское дело так поставить вопросы, чтобы они захотели искать ответы. А когда пойдут - двигаться дальше: а если так, а если иначе? Учить работать с информацией - с самой разной, а не только с учебником и художественными текстами. Надо учить их спорить, не доверять и проверять. Уже, кстати, лед тронулся: в этом году дочь заканчивала ЕНУ имени Льва Гумилева, где был создан прецедент: взяли и не засчитали дипломные с доказанным плагиатом. Даже курсовые проверяют на «антиплагиате». А ведь любой вузовский преподаватель вспоминает трагикомические истории о том, как на защите диплома оказались абсолютно идентичные работы, а школьный учитель вспомнит «Сто лучших сочинений» золотого века русской литературы.

Задавая детям надом писать эссе, объясняю так, чтобы зацепило, вошла в их культурную память и трагедия раскулаченного крестьянства, и новая волна сталинских репрессий послевоенного времени несбывшихся надежд. Но это очень трудно.

В первую очередь для меня. А за готовые рефераты, списанные из интернета, двойки все же не ставлю, объясняя, что главнее - не оценки, а отношение к знаниям. Хотя формальное выполнение программных требований встречается сплошь и рядом: учитель дает задание, ученик скатал с инета, никто ничему не научился и ничего нового не открыл...

Вновь перечитываю «Педагогические притчи» учителя от Бога, педагога от Сердца, доктора психологии, академика Шалвы Амонашвили, проникнутые Верой и Любовью к детям, к людям и жизни. Эта книга для всех, кто желает проникнуть в закрома души ребенка, обратить свой взор к Небу и прикоснуться к Вечности. «Дети новые. Педагогика старая. Как быть?» - «Сейчас лишь приукрашивают авторитетную педагогику, стараются заменить ее изношенные, не поддающиеся ремонту дороги... но суть не меняется: учитель остается прежним, он - грозовая туча учеников, а не убежище для них».

АлияАХЕТОВА,
учитель ШГ № 5 «Тандау».

г. Кокшетау.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие статьи по этой теме

Колледжу — быть! Образование На протяжении последних нескольких лет в Жаркаинском районе обсуждается тема открытия агротехнического колледжа. По мнению большинства ме...
Мотивация в изучении языка Творческий конкурс В Кокшетау завершился областной конкурс творческих проектов учащихся 2-11 классов «Тіл дарын». В нем дети показали свои творчес...
Поделись планами на будущее Внимание, конкурс! Гуманитарно-техническая академия г. Кокшетау объявила конкурс сочинений среди школьников 9 и 11 классов Акмолинской и Северо-Казах...
Школа — это живой родник В «Назарбаев Интеллектуальной школе» г. Кокшетау прошла благотворительная ярмарка. На вырученные средства будут приобретены подарки малышам Дома ребен...
В школах растят патриотов «Мәртебелі мектебім!» - «Моя уважаемая школа» - под такой вывеской в этом году в музее Малика Габдуллина проходят выставки школьных музеев областного ...