Воспитание ребенка есть воспитание себя

Мысли вслух
Всякий урок требует эмоциональной начинки. Иначе он скудеет и скучнеет. Если учителю не удается возбудить в ребенке чувства удивления и восхищения, мир науки для него потускнеет. Урок не имеет точку, он заполнен: вопросами, мыслями, идеями, и из всех знаков препинания мудрый учитель выбирает многоточие.

Нелегко работать с Сеней - все сорок пять минут он не закрывает рта, ерзает, мешает соседке по парте. И мне очень хочется выставить его из класса, чтобы работать спокойно. И это по-человечески понятно, но неприемлемо и даже незаконно. И в каждом классе есть такой вот Сеня, но в идеале школа должна учить всех - потому-то в современной школе обязательны психологи, социальные педагоги, дающие рекомендации ученикам и педагогам, объясняющие, что детям с дефектами произношения противопоказаны замеры скорости чтения, а ставить двойки за «грязь в тетради» левше нельзя.

А вот проблемы поведения детей чаще игнорируем - «воспитывать надо дома». Нас больше волнуют ЗУНы («знания, умения, навыки») и результаты единой национальной трагедии - ЕНТ, чем агрессия одних учеников и существующая во все времена травля сильными тех, кто послабее. Под воспитательной работой подразумеваем классные часы и беседы о том, что такое хорошо и что такое плохо. Страшно другое: школьная дезадаптация неминуемо влечет за собой дезадаптацию социальную, а потом мы удивляемся проблемам борьбы с алкоголизмом и преступностью среди молодежи. Школа ведь не только для того, чтобы научить ребенка сочинениям - рассуждениям, запоминать даты сражений, которые будучи взрослым он сможет посмотреть в любом справочнике. Она во все времена для того, чтобы удержать ребенка в обществе, социализировать в нем, сохранить для него. Научить ребенка знаниям можно только тогда, когда учитываются его образовательные потребности!

Другой волнующий аспект: современные школьники уже давно и привычно живут в стране готовых ответов: они не ищут информацию, не умеют ее фильтровать, ответы у них появляются раньше, чем они сформулировали для себя вопросы. Дети не понимают, зачем задавать вопросы, если ответы и так есть - протяни руку и возьми. Но наше учительское дело так поставить вопросы, чтобы они захотели искать ответы. А когда пойдут - двигаться дальше: а если так, а если иначе? Учить работать с информацией - с самой разной, а не только с учебником и художественными текстами. Надо учить их спорить, не доверять и проверять. Уже, кстати, лед тронулся: в этом году дочь заканчивала ЕНУ имени Льва Гумилева, где был создан прецедент: взяли и не засчитали дипломные с доказанным плагиатом. Даже курсовые проверяют на «антиплагиате». А ведь любой вузовский преподаватель вспоминает трагикомические истории о том, как на защите диплома оказались абсолютно идентичные работы, а школьный учитель вспомнит «Сто лучших сочинений» золотого века русской литературы.

Задавая детям надом писать эссе, объясняю так, чтобы зацепило, вошла в их культурную память и трагедия раскулаченного крестьянства, и новая волна сталинских репрессий послевоенного времени несбывшихся надежд. Но это очень трудно.

В первую очередь для меня. А за готовые рефераты, списанные из интернета, двойки все же не ставлю, объясняя, что главнее - не оценки, а отношение к знаниям. Хотя формальное выполнение программных требований встречается сплошь и рядом: учитель дает задание, ученик скатал с инета, никто ничему не научился и ничего нового не открыл...

Вновь перечитываю «Педагогические притчи» учителя от Бога, педагога от Сердца, доктора психологии, академика Шалвы Амонашвили, проникнутые Верой и Любовью к детям, к людям и жизни. Эта книга для всех, кто желает проникнуть в закрома души ребенка, обратить свой взор к Небу и прикоснуться к Вечности. «Дети новые. Педагогика старая. Как быть?» - «Сейчас лишь приукрашивают авторитетную педагогику, стараются заменить ее изношенные, не поддающиеся ремонту дороги... но суть не меняется: учитель остается прежним, он - грозовая туча учеников, а не убежище для них».

АлияАХЕТОВА,
учитель ШГ № 5 «Тандау».

г. Кокшетау.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Комментарии рассматриваются редакцией, но на сайте не публикуются. В качестве комментария можно задать вопрос, высказать свои замечания и пожелания. !!!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Другие статьи по этой теме

Здравствуй, школа! 1 сентября - День знаний Аким области Сергей Кулагин принял участие в праздничной линейке, поздравив коллектив учащихся и педагогов школы-гимназии с ...
За что акмолинской глубинке аплодировали в Москве... Международное признание Международная научно-практическая конференция в Москве поставила высший балл за внедрение новых технологий в педагогическую п...
Искусство создавать Инклюзивное образование Объемные картины из дерева, войлока, бисера, деревянные панно с искусно выпиленными узорами - на них словно оживают сказочные...
Учить других, пока учишься сам О модернизации общественного сознания В статье Президента Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» мне особенно ...
Слово в науке сказать могут… Олимпиада В Кокшетау продолжается республиканская олимпиада школьников по предметам естественно-математического цикла (математика, физика, химия, био...