Он был примером для нации и будущих поколений

112-1-3Праздничные мероприятия, посвященные 300-летию знаменитого полководца и государственного деятеля, восстановившего территориальную целостность Казахстана, начались с возложения цветов к памятнику Абылай-хану на одноименной площади г. Кокшетау. В церемонии приняли участие Государственный секретарь РК Марат Тажин, заместитель председателя Народно-демократической партии «Hyp Отан» Бауыржан Байбек, министры образования и науки Аслан Саринжипов, культуры и информации РК Мухтар Кул-Мухаммед, аким Акмолинской области Косман Айтмухаметов, секретарь облмаслихата Нина Дьячек, известные деятели культуры и науки, общественности региона. Кроме того, на торжества прибыли около тысячи гостей из других областей республики, дальнего и ближнего зарубежья.

Звуками льющейся музыки, праздничными флагами и красной ковровой дорожкой встречала всех прибывших гостеприимная акмолинская земля. Пройдя вдоль «живого» коридора из студенческой молодежи — юношей и девушек в нарядных национальных костюмах, корзины с цветами, как дань памяти знаменитому предку и знак уважения всем акмолинцам, возложили официальные лица, почетные гости, представители творческой интеллигенции, старейшины и представители молодежи региона.

112-1-1После церемонии в исполнении сводных хора и оркестра казахских народных инструментов, участниками которых стали творческие коллективы области, прозвучал Гимн Республики Казахстан. Тысяча солистов и звучание пятисот инструментов слились воедино в мощном исполнении главной песни страны, которую с первых слов подхватили все свидетели праздничного действа.

Поздравляя акмолинцев и гостей, аким области Косман Айтмухаметов отметил, что 300-летие Абылай-хана — это всенародный праздник, ставший возможным благодаря независимости Казахстана. Глава региона подчеркнул, что в своей статье «Воплощение мечты Абылая», вышедшей в преддверии празднования знаменательной даты, Президент РК Нурсултан Назарбаев высоко оценивает вклад хана в основание государства казахского народа.

Рядом, в центральном городском парке и на площади «Тәуелсіздік», развернулась выставка изделий мастеров декоративно-прикладного искусства. Свои работы — художественные полотна, изделия из дерева, ниток, ткани, национальные предметы быта, сувенирную продукцию и многое другое показали не только кокшетауские умельцы, но и представители районов области.

Так, тут можно было увидеть картины в различной технике, созданные руками учащихся детской художественной школы, студентов факультета «Дизайн» академии «Көкше», Кокшетауского университета имени А. Мырзахметова. К примеру, руководитель изостудии детского сада «Еркежан» г. Атбасара Шынар Калымтаева привезла поделки своих воспитанников, интересными и необычными выглядели изделия из лент Венеры Хуснетдиновой из Целиноградского района.

***

112-1-2Как уже было сказано, во Дворце культуры «Кокшетау» 5 октября 2013 года прошла Международная научно-практическая конференция «Абылай-хан и его историческая эпоха», посвященная 300-летию хана Абылая.

В ее работе принял участие Государственный секретарь Республики Казахстан Марат Тажин, который огласил обращение Главы государства Нурсултана Назарбаева к участникам конференции.

В работе конференции приняли участие депутаты Парламента, представители администрации Президента, члены Правительства, НДП «Hyp Отан», Ассамблеи народа Казахстана, государственных органов, научной и творческой интеллигенции. Об исторической роли великого правителя говорили ученые из Англии, Турции, Америки.

С основным докладом выступил доктор исторических наук, ректор ЕНУ им. Л.Н.Гумилева, председатель Национального Конгресса историков Ерлан Сыдыков.

Без всякого сомнения, говорилось в его выступлении, одним из самых выдающихся казахских правителей XVIII века был хан Абылай, которому в очень сложных внутриполитических и международных условиях, в которых оказалась в то время вся Центральная Азия, удалось сохранить относительную независимость и территориальную целостность Казахского ханства.

Хан Абылай — целая эпоха в истории Казахстана. В борьбе за осуществление идеи независимости раскрылись разносторонние природные дарования Абылая: государственный ум, личная отвага, талант полководца и политического деятеля, качества искусного дипломата. Благодаря этим незаурядным способностям Абылай возвысился до ханского достоинства, пользовался поддержкой широких слоев общества и выдающихся деятелей своей эпохи.

XVIII век в казахской истории занимает особое место. Это был кульминационный пункт истории Евразийского кочевничества. Возможно, поэтому на территории Великой степи столкнулись два последних свободных народа: калмыки и казахи — наследники великой монгольской империи. Кто-то из них должен был остаться, а другой исчезнуть как государство, кто-то из них один должен дальше быть хозяином степи, отвечать за ценности Евразийской степной культуры.

До середины XVIII века важным фактором международных отношений в Центральной Азии выступала Джунгария. В общественно-политическом отношении джунгарские нашествия 1717-1718 и 1723-1725 годов нанесли непоправимый ущерб казахской государственности.

Практически до середины XVIII века основные усилия Абылай сосредоточил на политике ослабления Джунгарской агрессии. Надежды на военную помощь со стороны России тогда не оправдались.

После смерти Галдан-Церена в Джунгарии началась ожесточенная борьба за трон между его наследниками. Абылай, поддерживая поочередно то одного, то другого претендента на престол, сумел добиться значительных территориальных уступок от джунгар.

Вместе с началом уничтожения Джунгарского государства несколько обострились земельные отношения казахских правителей с китайскими властями. Весной 1756 года казахские отряды совершили глубокий рейд в Джунгарию против китайских войск. В ответ на это китайский император отдал приказ начать ответное наступление в Казахстан. Предполагалось войти в кочевья Среднего жуза с двух сторон — с юга и востока.

Казахские ополчения помешали объединению двух китайских армий, совершая неожиданные нападения. Поэтому китайские армии были вынуждены вернуться обратно.

112-2-1Деятельность этой незаурядной личности охарактеризовал еще в XIX веке историк А. Левшин: «Превосходя всех современных владельцев киргизских летами, хитростью и опытностью, известным умом, сильным числом подвластного ему народа и славный в ордах отношениями своими с императрицею Российской и Китайским богдыханом, Аблай соединил в себе все права на сан повелителя Средней орды. Уверенный в своих достоинствах, он искусно привлекал к себе приверженцев важностью своею и осторожным поведением; грозил врагам своею силою и признавал себя, смотря по нужде, то подданным русским, то китайским, а на самом деле был властитель совершенно независимый».

Воспользовавшись затишьем со стороны России и Китая, он совершает поход в Ташкент и Ходжент и освобождает до Жизака семь казахских городов. Абылай довел восточную границу своего государства до Алтая, северную — далее Тобольска, а южную — до Ташкента. Победоносные военные походы повысили его авторитет, его имя стало легендарным.

Основное внимание Абылая было привлечено и к решению проблем внутренней жизни казахов. Действуя где силой, где убеждением, хан Абылай сумел добиться порядка и спокойствия в кочевьях. Он усмирил своеволие сильных сепаратистски настроенных родоначальников (биев) и султанов, которые ограничивали советом власть хана. Он ограничил право судов биев, которые судили по правилам шариата, право выносить смертный приговор теперь мог только сам хан.

Абылай был инициатором развития земледелия в северных районах Казахского ханства, для чего специально приглашал через русское начальство знатоков этого дела.

Вся логика внешней и внутренней политики Абылая была направлена на укрепление единства народа. Созидатель и стратег, мудрый правитель и политический лидер, сумевший противостоять насильственной колонизации и утере государственной идентичности казахов. Именно таким он остался в памяти казахского народа.

У казахского народа, выдержавшего испытание временем, а ныне возрождающего свою государственность, богатый и сложный опыт общения и взаимодействия с соседними странами и народами.

Расположенный в центре Евразийского материка, граничащий на севере с Россией, на востоке с Китаем и на юге с государствами Центральной Азии Казахстан, волею судьбы заняв такое уникальное геополитическое положение, просто обречен осуществлять многополюсную внешнеполитическую ориентацию.

И в этом смысле изучение и обобщение богатой и сложной истории эпохи Абылая имеет большое познавательное и прагматическое значение. Именно хан Абылай заложил основы дружественных отношений с Россией, установил базовые принципы дипломатических отношений с Китаем и государствами Центральной Азии.

Изучение истории степного государства как политико-правового образования в отрыве от специфики родоплеменной структуры и территориально-пространственных пределов расселения степняков неминуемо теряет свою подлинность и достоверность.

Применение такого подхода может привести к выводу об отсутствииу казахов традиционной модели государства. Справедливее говорить не об отсутствии или заимствовании, а о специфике организации казахского государства, где единство трех констант сыграло ключевую роль в характере этого государства.

Следовательно, для теоретического осмысления казахской государственности необходимо изучение государственной власти в генезисе, начиная с ранних степных государств и заканчивая преобразованиями собственно ка-захскихханов.

Казахское ханство приняло на себя все тяготы новых исторических условий, которые существенно отягощали заметные изменения во внешнеполитической ситуации. И, прежде всего, джунгарское нашествие, в результате которого казахи потеряли значительные территории Старшего и Среднего жузов, в том числе резиденцию казахских ханов — г. Туркестан. Полуторавековая война с Джунгарией закончилась внушительными победами казахского ополчения.

Нередко в трудах русских и советских историков на протяжении двух веков во многом оценка исторической роли Абылая страдала тенденциозностью, необъективностью, поверхностным подходом. В официальной дореволюционной и особенно в советской исторической литературе существовал своеобразный стереотип в оценке его личности, типа «жестокий», «двуличный», «коварный», «корыстолюбец», «разжигал межродовые распри» и т.д.

В настоящее время историками Казахстана пересмотрены сложившиеся представления об историческом прошлом своего народа. На основе достижений современной исторической науки вырабатываются новые подходы к исследованию сложных проблем и не до конца изученных вопросов.

В связи с возрождением государственности и независимости Казахстана, ликвидация «белых пятен» истории стала приоритетной задачей ученых, ибо восстановление исторической памяти народа, осмысление своей судьбы является важным элементом обретения реальной независимости государства, воспитания казахстанского патриотизма.

Однако в условиях государственной независимости и утверждения научного плюрализма, когда каждая точказре-ния имеет право на существование, вопрос состоит в том, как правдиво и беспристрастно излагаются основные аспекты проблемы, которые в состоянии повлиять на массовое историческое сознание.

По нашему мнению, на сегодняшний день отсутствуют теоретически проработанный базис и новые технологические средства ктому эмпирическому материалу, который мог бы способствовать практической реализации и внедрению результатов исследований по истории Казахстана в ее совокупности. Другой важный фактор, определяющий методологический кризис, связан с низкой восприимчивостью к инновациям и междисциплинарному сотрудничеству в этой отрасли знания.

Развитие казахской государственности отмечено неустойчивостью и зигзагообразностью. Такая неустойчивость особенно характерна для XVIII -XIX веков. Начиная с первой половины XIX века становится актуальной идея казахского государственного самосознания. В результате этого процесса события и деятельность известных личностей XVIII века подвергаются попыткам оценки. Абылай-хан был первым, на кого обратили внимание.

С точки зрения живших в XIX веке, эпоха хана Абылая была полна свободы, героизма и единения. Видимо, поэтому образ Абылай-хана получил очень высокую оценку. В этот образ народ вложил всю свою душу, мечты и пожелания, надежду и веру. В условиях недостаточной письменной традиции народ выразил свои устремления в устном творчестве.

Задача нынешней науки — различить художественную (мифологическую) историю от действительной истории. Данная задача имеет отношение к целям построения в современном Казахстане демократического общества, ибо история всегда учит, что без демократии не будет настоящей государственности, которая должна выражать интересы народа.

Становление государственности, экономическая и политическая модернизация, завоевание международного признания на современном витке истории схожи сэпохой Абылая, потому обращение ко времени Абылая, осмысление и переосмысление его исторической роли имеет особый смысл и прагматическое значение.

Отдавая дань памяти великому Абылай-хану, мы можем сказать, что заложенная ханом Абылаем идея единства, свободы казахского народа и независимости его государства воплощена в образе современного Казахстана, — сказал в заключении профессор Е.Сыдыков.

Благодарными аплодисментами участники конференции встретили слова академика Российской академии естественных наук, дочери известного казахстанского историка Ермухана Бекмаханова Наили Бекмахановой: «Наша семья участвовала в сохранении и передаче в дар Республике Казахстан и Президенту РК сабли хана Абылая, которая была ему преподнесена императрицей Елизаветой Петровной, дочерью Петра I, на которой выгравированы имя Абылай-хана и дата вручения, ее подпись и это же переведено на арабский язык. Сейчас это выставлено в музее Первого Президента РК в Астане».

Наиля Ермухановна рассказала о неизвестной до недавнего времени странице жизни Абылай-хана, которая еще раз подтверждает присущие ему талант дипломата и государственного деятеля, — контактах с Емельяном Пугачевым. «С султаном Абылаем Пугачев установил контакт первым, он был инициатором переписки. Он надеялся, что влияние, которым пользовался султан Абылай в жузе, облегчит ему вовлечение населения в восстания». Взамен на казахские войска Пугачев обещал Абылай-хану отдать в подданство сибирских дворян».

Президент НАО «Тюркская академия» Шакир Ибраев говорил об историческом значении деятельности Абылай-хана для всего тюркского мира, о мостах сотрудничества.

В общественных науках, в том числе и в истории, отметил он, даются разные толкования таким понятиям, как «личность и общество», «личность и время», «личность и народ», «личность и социальная среда». Они не имеют конкретную теорию. Нам достаточно говорить о том, что выводы, отражающие классовые позиции Советского периода и наше сегодняшнее независимое мышление, отличаются друг от друга, как небо и земля.

Следовательно, изменение общественного сознания и развитие науки приводит к интерпретации понятия личности, к изучению его с теми ценностями, которые отбираются в единстве сего временем.

Абылай-хан — уникальная личность, выдающийся государственный деятель в истории Казахского государства. Мы не представляем без Абылай-хана эту эпоху также, как не можем стереть из памяти историю Казахстана XVIII века, его государственность, независимость и периоды тяжелых испытаний. Поэтому советская идеология не смогла стереть из нашей памяти имя Абылай-хана.

Как известно, XVIII век в мировом пространстве известен, как век решения актуальных вопросов образования и науки. Были немалые открытия в естественной науке. В то же время захватническая и колониальная политика сильных государств приобрела официальный характер.

Для сильных государств, которые на востоке поддерживали аграрную культуру, а на северо-западе, преуспевшие в технократном развитии, земля кочевых казахов была удобным пространством для осуществления как территориальных, так и стратегических интересов.

После Аз Тауке-хана (1680-1716) казахское ханство, распавшись на три жуза, утратив свою целостность, не смогло противостоять испытанию времени. Казахские ханы, совместно решая некоторые политические вопросы, приходя к общему компромиссу, самостоятельно управляли своей независимостью и административно-хозяйственной системой. Такие действия препятствовали единению государства.

Как мы знаем, эта эпоха ставила наиболее сложные задачи перед исторической личностью Абылай-хана, выходца из кочевого народа.

Перед личностью был только один путь — не допускать ошибок. Этот путь -любой ценой сохранить государственную независимость.

Абылай-хан оставил богатое духовное наследие будущему поколению. Его жизнь является особенным примером служения Родине, народу, целостности и независимости государства. Его неустанный труд служения своей стране, трудности, которые он выдерживал с честью, высокий дух имеют продолжение и в современном поколении. Его борьба за сохранение государственной суверенности, интересов страны и нации является ярким примером для современного поколения.

С большим интересом участники конференции выслушали выступление известного архитектора и общественного деятеля, автора Государственного Герба РК и монумента Независимости на главной площади Алматы Шоты Валиханова. Потомок Абылай-хана в своем эмоциональном выступлении отметил, что самые главные в жизни уроки — это уроки истории. Не усвоив эти уроки, нельзя продвигаться вперед. За историей мимолетных взлетов и окончательных падений многих народов лежит явное непонимание этой аксиомы. Было время, когда многие из нас подвергались гонениям только за то, что носили фамилии: Абылайханов, Уалиханов, Касымханов или Кенесарин. Сейчас такое ощущение, что великий Абылай-хан только что вернулся из политического плена. У нас, казахов, есть образное выражение: «Вновь зажглось то, что было потушено, ожили те, кто были мертвы». Как писал блестящий исследователь востока академик В.В.Бартольд, «хан Абылай был самым мудрым и великим ханом XVIII века». Он нужен нам и сегодня, хотя бы для того, чтобы понять всю полноту нашей Независимости.

На празднование 300-летия Абылай-хана приехали его потомки из Китая, Монголии, Азербайджана и России. Главе нашего государства они передали бюст знаменитого предка.

112-2-2Заслуженный деятель науки РК, доктор филологических наук, профессор Турсынбек Какишев говорил о необходимости увековечения памяти Абылай-хана, продолжении работы по изучению его наследия. — В этом году наши историки побывали в Китае и привезли оттуда уникальные документы. В том числе и письмо, написанное Абылай-ханом китайскому правителю. В наше время, когда вот таким источникам уделяется внимание, мы должны задумываться о сохранении национального самосознания и достоинства. «Нужны стипендии, государственные премии имени Абылай-хана, нужны песни и стихи о нем, созданные в наши дни, людьми, живущими в государстве, которое стало воплощением великой мечты нашего предка — суверенном Казахстане».

Во второй половине дня работа конференции продолжилась на четырех секционных заседаниях, на которых обменялись мнениями, выступили с сообщениями и докладами около 50 отечественных и зарубежных ученых.

***

112-4-3В ДК «Кокшетау» праздничный концерт мастеров искусств Казахстана собрал цвет вокальных и драматических столичных звезд.

Предварял яркое зрелище фильм об Абылай-хане. Акын Аманжол Альтаев мастерски исполнил под домбру кюй, посвященный величию и отваге хана Абылая, его умелой дипломатии и политическому искусству. Кюйши даже в поэтической форме высказал смелое предложение переименовать город Щучинск в город Абылай-хан, что вызвало оживленное одобрение зала.

Любимый публикой известный актер Тунгушпай Жаманкулов прочитал со сцены монолог хана из прозы Абиша Кекильбаева, зал долго рукоплескал мастерству перевоплощения нашего современника в великого предка.

Знаменитый певец Кайрат Байбосынов спел широко популярную в народе песню Сакена Сейфуллина «Кокшетау».

Казахский песенно-музыкальный жанр терме, пришедший к нам из глубины веков, жив и поныне — терме Суюнбая и Бухар-жырау исполнили под горячие аплодисменты до отказа заполненного зала Акан Абдуллин и Елмура Жанабергенов.

Ария Абылай-хана из одноименной оперы Рахмадиева в исполнении Талгата Кузенбаева покорила зрителей искренним проникновением в образ великого хана так же, как Болат Абдильманов, превративший фрагмент из поэмы Жангирулы «Аблай-хан» в мини-спектакль.

Девушки-красавицы из ансамбля «Кокшетау», статные и пластичные, грациозные и обаятельные, вызвали овацию зала, исполнив хореографическую композицию Нургисы Тлендиевой «Атадан мұра».

Под занавес праздничного концерта вышла звезда мировой оперы, народная артистка РК Нуржамал Усенбаева. Ее «Гәкку» Укілі Ыбырая очаровал зал. Завершился же этот вечер в ДК «Кокшетау» песней «Казахстан» в исполнении Алтынбека Коразбаева. На высоте было музыкальное сопровождение оркестра народных инструментов Госфилармонии города Астаны.

…Из далекого Китая прибыли на родину Абылай-хана гости, супруги Шахислямовы, причисляющие себя к потомкам великого казахского хана. Аймак Алтай — так называется место их жительства. Они в краткой беседе после концерта, поразившего их совершенством виртуозного исполнения мастерами казахского искусства незабываемых народом жанров музыкального фольклора, выразили свое восхищение землей Кокшетау, столицей Астаной, радушием и гостеприимством исторической родины, приветливостью жителей областного центра.

Известный поэт, наш земляк, Почетный гражданин города Кокшетау Бахытжан Канапьянов сказал: «Моя родина — земля Абылая, юбилей грандиозно и феерично проходит и на улицах города, где я родился, и во всех районах области, и во всех уголках бескрайней Сары-Арки. Воплощается зримо вековая мечта Абылая — объединить народ под знаменем независимого Казахстана. Хотел бы предложить в год 300-летия Абылай-хана и национальный праздник — ДеньНезависимости- провести в столице Астане под знаком юбилея великого предка.

Кстати, я так стремился всей душой из Алматы на родину, что совсем забыл, что мне вчера (4 октября) исполнилось 62 года. А если всерьез, то юбилей Абылай-хана — знаковое событие: мы все объединились в признательности нашим предкам, несмотря на перипетии и драмы истории, не отдавшим ни пяди казахской земли воинственным грозным джунгарам.

Думаю, есть у юбилея Абылай-хана начало, прекрасное, яркое, запомнившееся нам, но нет ему конца. Это значит, что историческая память народа непрерывна в потоке истории как современной, так и ушедшей вглубь веков».

***

112-2-3Под занавес первого дня празднования 300-летия Абылай-хана на одноименной площади состоялся двухчасовой концерт с участием заслуженных артистов Республики Казахстан, лауреатов и дипломантов республиканских и международных музыкальных конкурсов, именитых танцевальных и фольклорных коллективов.

Концерт под вечерним небом Кокшетау открыл сводный оркестр казахских народных музыкальных инструментов имени К.Күмісбекова под управлением лауреата Государственной молодежной премии «Дарын», обладателя Гран-при первого Республиканского конкурса дирижеров им.Н.Тлендиева и звания «Мәдениет қайраткері» Даурена Глымова проникновенным кюем «Көңіл ашар» (Түркеш Қалқаұлы).

Затем прозвучали известные и любимые народом песни «Көкшетау» (Кәкімбек Салыков) и «Халкымтуралы ән» (ЕскендірХасанғалиев) в исполнении заслуженной аристки Республики Казахстан, солистки областной филармонии Газизы Жумекеновой. Небезызвестные «Кос қарлығаш» Евгения Брусиловского и «Қазақ вальсі» Латифа Хамиди исполнила солистка облфилармонии и заслуженная артистка РК Шолпан Дукумбаева, как всегда щедро одарив мощным лирико-драматическим сопрано своих поклонников. Свое исполнительское мастерство также продемонстрировали заслуженная артистка РК Бисара Макенова, артисты облфилармонии Шари Исрафул и Сакен Биржанов, дипломант республиканских конкурсов, обладатель звания «Мәдениет қайраткері» Гульжан Ахметова, лауреат республиканских конкурсов Алдияр Ергалиев, лауреат международных и республиканских конкурсов Олжас Сабижан, исполнив произведения Абая, Біржан сап, Ақан сері и Қүрманғазы. В программу концерта были включены известные далеко за пределами Акмолинской области, давно полюбившиеся публике фольклорные и танцевальные коллективы «Гэкку», «Айнакөл», «Шалқыма» и «Кекшетау».

Несмотря на осенний холод, зрителей на площади Абылай-хана под вечер собралось немало. Послушать и посмотреть пришли люди всех возрастов, преобладала, конечно же, молодежь.

Логическим финалом первого дня празднеств стал великолепный по силе и красоте салют, каждый залп которого посвящался памяти выдающегося государственного деятеля, храброго полководца и дальновидного политика хана Абылая, Независимости Республики Казахстан.

***

На следующий день эпицентром юбилейных мероприятий стал ипподром «Кулагер» села Красный Яр, где многочисленных зрителей ожидало красочное и яркое театрализованное представление — «Азат рухтың Абылай ханы». Уже издали можно было увидеть плотный поток людей и автомобилей, устремленных к ипподрому. К слову, транспаранты, флаги с праздничной символикой, портретами хана Абылая, возвещали о знаменательной дате уже на въезде в село.

Вблизи ипподрома раскинулся гостеприимный аул из нескольких десятков юрт, в которых были выставлены предметы быта кочевников, ювелирные изделия, работы умельцев прикладного искусства. Хозяева юрт встречали гостей степными угощениями — баурсаками, кумысом, горячим чаем.

Открывая праздник, заместительакима области Асхат Кайнарбеков поздравил всех его гостей со знаменательным событием, проходящем на священной кокшетауской земле. Он подчеркнул, что важность этого общенационального события отмечена участниками и высокими гостями на вчерашней научно-практической конференции. А сегодня, отметил Асхат Кайнарбеков, пришло время его зрелищной части — театрального представления и байги, которая начнется вслед за ним.

112-4-1В постановке, продлившейся около часа, приняли участие более двух тысяч человек, в каждой из ее картинок — около тысячи. По задумке авторов, заслуженных деятелей РК — сценариста, поэта, кинорежиссера Бахыта Каирбекова и режиссера массовых представлений Станислава Михлина, сценическое пространство, оформленное в виде кочевого стана, рисовалось красочным перестроением многочисленных участников действа.

И вот начинается сам сказ под звуки домбры. На площадке участниками создается хореографическая композиция «Домбыра» — символический образ-инструмент Сказителя (прообраз Бухар жырау), декламировавшего поэта Шади, других степных акынов.

Белгілі Абылай султан — қазақ ханы

Қаншасы патшалардың біледі оны.

Бұл уақта көпшілікке мәлім емес,

Жазы лған Абылайды ң тарихтары…

Бұл жазған Абылай ханның тарихаты,

Үш жүздің баласының хикаяты.

Абылайдың заманындай дұшпандарын

Мұқатып керген емес казақ халқы.

Словом, живая и все время видоизменяющаяся картинка, представленная участниками — студией каскадеров-конников из г. Алматы, хореографическими коллективами области, актерами областного каздрамтеатра, студентами колледжей и вузов г. Кокшетау — красноречиво повествовала публике о событияхминувшихдней.

112-4-2Вот участники, перестроившись, изобразив казахские орнаменты, отражают тем самым образ и красоту бескрайней степи. За основу всего действа была взята современная карта Казахстана, которая, согласно историческим событиям, то вдруг рушится на глазах зрителя, то снова восстанавливается. Ожили картины битвы казахских батыров с врагами. Почти тысяча участников разыграли знаменитую Аныракайскую битву, где Абылай-хан убивает непобедимого джунгарского бахадура.

Тем временем внимание зрителей поглощено сценой провозглашения Абылая, поднятого на белой кошме, ханом трех жузов. А на площадке очередное построение — «Независимый Казахстан XXI века», над которым торжественно и мощно звучит монолог Абылай-хана:

Іскеасты арман-еркіндіктуды,

Желбіретіп көгілдір Туды.

Ал, меніңрухым-азаттықрухы,

Тербейды елдік, қоғамдық нуды.

Кетеріп елдік, еңсені ерге,

Біріккен халқым шығады төрге.

Тірілем тастан ортаңа келіп,

Жеңісім ұлы — әлеммен бірге!

Как нельзя точно идейный замысел театрализации выразил красивый финал: под звуки торжественной музыки, а также песни Кен-жебека Кумисбекова «Аяулы менің мекенім» участники выстроили современную карту Казахстана, в нижнем основании которой 300 батыров создали очертания парящего беркута, а над ним — солнечный круг.

Словом, главная задача театрализованного представления — последовательно объединить цепь исторических событий, пережитых народом от времени правления великого хана до дня сегодняшнего, и, самое главное, ярко и убедительно их продемонстрировать, была великолепно выполнена. И это несмотря на обрушившийся в тот день проливной и холодный дождь…

Впрочем, ненастная погода не испугала и многочисленных зрителей мероприятия, которые с большим интересом внимали сценам театрализованной постановки. Так, житель поселка «Нурлы кош» Кажымукан Ескендирулы делится: «Пришел на этот праздник не только посмотреть, но и с особым чувством гордости за сегодняшний Казахстан, который благодаря политике Елбасы стал известен на весь мир. А борьбу за свободу и независимость казахов начинал еще великий полководец Абылай-хан. Я очень рад, что, вернувшись на историческую родину около трех лет назад из России, смог стать свидетелем такого грандиозного мероприятия. Хочу пожелать всем гражданам нашей свободной, цветущей страны, подрастающему поколению, которому жить и строить ее дальше, ясного и мирного неба, чтобы собирались мы только потаким вот добрым поводам».

По словам студентки Алии Смагуловой, в такой день она не смогла усидеть дома. По ее мнению, участие молодых людей в этих поистине исторических событиях необходимо, поскольку именно сегодня в душах ее сверстников еще больше проявится чувство патриотизма, а некоторых заставит открыть книгу, заглянутьв интернет, чтобыузнать больше о времени становления своей родины. Алия убеждена, что любой молодой человек, считающий себя успешным, должен знать историю своей страны, ее исторических деятелей.

Вечером кокшетауцы и гости города были приглашены в областной казахский музыкально-драматический театр им. Ш. Хусаинова на спектакль «Абылай-хан» по произведению Сакена Жунусова.

***

Конно-спортивный праздник на ипподроме «Кулагер» в воскресный день, посвященный 300-летию великого казахского хана Абылая, стал продолжением начавшихся в субботу торжеств.

Тысячи акмолинцев и гостей региона, несмотря на непогоду заполнивших трибуны ипподрома, стали свидетелями увлекательных состязаний в пяти видах программы. За право называться сильнейшими соперничали участники из Астаны, южной столицы и 12 областей Казахстана. Прослышав о предстоящем грандиозном празднике в соседнем государстве, испытать удачу приехали даже россияне.

«Гладкую» скачку лошадей на дистанции 2400 метров выиграл черный жеребец Ноу-дабл-Дэстани, выступающий с жокеем Едилем Кусаиновым за Павлодарский клуб «Казат». Этот дуэт немного обошел своих одноклубников — гнедого Реванша под седлом Турата Саттарова. Третьим стал актобинский серый жеребец Хай Шуз, которым лихо управлял Дастан Ишимбеков.

В увлекательной скачке «Құнан бәйге» на 7000 метров не было равных представителям южной столицы. Практически «ноздря в ноздрю» пришли жеребцы семьи Джанкаликовых — Стела и Беркут. И хотя практически все знатоки конных видов спорта главным героем побед всегда считают лошадь, но ни один из них не сбрасывает со счетов и человеческий фактор. Ведь без наездника не раскроет своих способностей ни один рысак или скакун, а потому искреннего признания болельщиков заслужили жокеи Марс Улы Марсель и Ельшат Бирменкулов. Рыжая Баян, защищавшая честь Акмолинщины, под умелым руководством Еркимбека Нургазы стала бронзовым призером. А вот в «Жорға жарыс» — скачке той же протяженностью, что и кунан байге, на пьедестал почета дважды выходили акмолинцы. Его высшая ступень по праву досталась знаменитому Эдельвейсу. Этого гнедого красавца, многократно становившегося чемпионом различных соревнований, знают далеко за пределами нашего региона. Как, впрочем, и его наездника Евгения Чибисова. Бронзовым призером стал не менее популярный Гасконец Син из конюшен сандыктауского коневладельца Мустафаева, управляемый Дмитрием Волковым. Серебро у гнедого жеребца Реванша и жокея Сергея Корнилова из Алматы.

Победители этих заездов стали обладателями автомашины «Лада «Гранта». А азарт, восхищение и зрительские симпатии, по признанию чемпионов, были им хорошим подспорьем всостязании.

Лидер следующих скачек — «тоқ бэйге» на 16 тысяч метров — получил в подарок новенькую «Ниву». Счастливчиком стал владелец гнедого жеребца Достык, выступавшего с Фархадом Казаковым за Астану. Ему уступили рыжий Властимир и жокей Максим Башинский из Магнитогорска. Третьим привел к финишу рыжего Жетису Ернат Казанбаев из Алматы.

Но самое интересное, как правило, организаторы, ими выступали акимат и облуправление спорта и физической культуры Акмолинской области, всегда оставляют на «десерт», и воскресные состязания не стали исключением. Присутствующие, несмотря на проливной дождь, с нетерпением ждали «гвоздь» программы — «Аламан бәйге». Интерес подогревало не только любопытство, кто же заберет гран — при — джип «Тойота «Ланд Крузер», но и желание знать, кто будет назван, можно сказать, самым выносливым скакуном. Ведь дистанция данной скачки аж 25 км!

— Радует то, что, несмотря на плохую погоду, жители не остались равнодушными и приехали поддержать участников столь важного и интересного мероприятия, которое объединило в себе спорт, зрелищность и воспитание доброго отношения к животным, — отметили представители облуправления, — немаловажно терпение сидящих на трибунах, поистине заслуживающее восхищения! Как надо любить спорт и этих красивых животных, чтобы переживать за своих любимцев, несмотря ни на что…

А погода, точнее выдавшаяся непогода, усложнила байгу сто крат, что наглядно и показал итог соревнований. Достаточно сказать, что из 27 уже порядком замерзших лошадей, вышедших на старт, полностью прошли дистанцию чуть больше десяти. Победой черного Каракуса, принадлежащего алматинцу Габиту Умбетову, на котором скакал сын владельца Диас, завершилась, пожалуй, самая зрелищная и самая тяжелая скачка дня. Гран-при победителю вручил аким области Косман Айтмухаметов. Призерами аламан байги стали жеребцы Тумар и Балакурен под жокеями Тарелом Токталеевым и Фархадом Казаковым, прибывшие к нам из Астаны.

Все участники, сокрушенно пеняя на ненастье, все-таки отмечали высокий уровень проведенных соревнований. Впрочем, по их признанию, это не удивительно. Ипподром «Кулагер», один из лучших в республике, где очень часто проходят мероприятия республиканского уровня, давно заслужил признание конников.

По словам же зрителей, хоть дождь и стал существенной помехой празднику, «…было очень интересно наблюдать за состязаниями жокеев и лошадей. Вообще скачки хочется смотреть всегда!».

…Удивительное все-таки дело. Вроде бы, век коней давно уже прошел, но любовь человека к этим красивым, сильным и преданным животным не уменьшается, а наоборот, растет и крепнет.

Редакция газеты «Акмолинская правда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также