С поля — до потребителя

Социальный проект
На последних гектарах ведет уборку «второго хлеба» ТОО «СЗЦ «Кокшетау». Реализуя инновационный социально-ориентированный проект «Посадка и уборка картофеля по голландской технологии» его коллектив нарабатывает опыт самостоятельного хозяйствования и четко придерживается основных целей своей деятельности. А именно: содействие социально-экономическому развитию Акмолинской области, в том числе участие в создании продовольственного пояса города Астаны, плодоовощного кластера; насыщение рынка доступной и качественной плодоовощной продукцией; снижение темпов роста цен на плодоовощную продукцию. Сегодня это предприятие активно участвует в ярмарках, оказывает агротехнические услуги по производству, хранению и реализации сельхозкультур, а также маркетинговые услуги сельхозтоваропроизводителям.

Если говорить об его предыстории, то оно было организовано в 2010 году по решению правления АО «НК «СПК «Есиль» со стопроцентной долей участия в уставном капитале, который составляет в настоящее время 348982252 тенге. В мае т.г. предприятием засеян картофель на площади 13 га в с. Ко-ныспай Зерендинского района. Товарищество работает с рядом местных товаропроизводителей, в его распоряжение переданы девять овощных павильонов, две единицы транспортных средств, оборудование и административное здание.

А теперь вернемся на поле, где хозяева собирают урожай. Во второй половине дня, где довелось побывать, на клетке в три гектара медленно продвигался трактор «Беларусь», буксируемый картофелеуборочный комбайн. После дождя почва была сырая и уборка клубней давалась сложно. Тем не менее, к заходу солнца тракторист Мереке Оразбаев вместе с рабочими Алматом Оразбаевым, Жанбаем Саликовым и Камилем Базаровым на открытую площадку арендуемого овощехранилища отправили два груженных самосвала «КамАЗ» по 7-8 тонн каждый и «ГАЗ-53» — 4 тонны.

— Как производственник, имеющий солидный стаж работы, — делился директор ТОО «СЗЦ «Кокшетау» Жастлек Шалгинбаев, — впервые по-настоящему ощутил насколько хлопотное дело заниматься выращиванием картофеля. Культура трудоемкая, требует больших затрат и надлежащего ухода. Благо, что совместно действуем с КХ «Аслан». При нехватке оборотных средств и некоторых видов техники нас здорово выручили соседи. Помогли семенами, вспахали поле. Ну, а потом все обязательные агротехнические мероприятия производили собственными силами. И очень приятно, что старательный труд наших полеводов увенчался успехом. С каждого гектара собираем по 250 центнеров отменного картофеля. Клубни — один в один, гладкие и мелочевки почти нет. Будет чем рассчитаться с АО «Тыныс» за полиэтиленовые трубы для полива на 230 тыс. тенге, взятые подтоварный кредит, запчасти, а также покрыть долги за гербициды и средства химзащиты растений. Остальное реализуем, как социальный продукт, в своих фирменных торговых точках.

Работы в поле осталось на несколько дней. После займемся сортировкой урожая. Семена и товарный картофель расфасуем в сетчатые мешки и заложим на хранение. По мере распродажи, отсюда будем развозить картофель по торговым точкам.

Экономист по образованию Жастлек Шалгинбаев все до мелочей просчитывает, сопоставляет. Вот и сейчас, стоя на краю загонки, заглянув в свой рабочий блокнот, заявил:

— Урожай дался большим трудом, но мы со своим коллективом довольны конечными результатами работы. Представляете, одно наше маленькое предприятие, делающее первые, скажем так, робкие шаги, произвело картофеля порядка 325 тонн. Этого количества согласно нормам потребления кок-шетауцам хватит на десять дней. Важно и то, что экономически чистый продукт доставляется с поля на прилавки наших торговых точек. Он практически не залеживается, как принято говорить, расходится влет.

Сервисно-заготовительный центр навел мосты делового содружества с сельхозтоваропроизводителями ТОО: «Кокшетауский хлебзавод», «Гормолзавод», «Айбат», «Сочинское», АО «Акмола Феникс», ИП «Шишкин», другими. Его коллективом разработан единый стиль торговой сети. Посещаемость клиентов очень высокая, но большая часть их — это люди с небольшими семейными доходами, пенсионеры и социально-уязвимая часть горожан. Привлекают их сюда низкие цены по сравнению с рыночными на самые различные виды продуктов питания. Именно в этом четко прослеживается его основное отличие СПК (а СЗЦ является дочерним его предприятием) от коммерческих корпораций, так как получаемая прибыль реинвестируется для реализации социальных и экономических целей населения региона.

Приглашаем питающих интерес вместе пройтись по торговым залам павильонов, магазинов и воочию убедиться в достоверности вышесказанного. Кстати, все эти здания добротно отремонтированы и содержатся в надлежащем состоянии. Так, в довольно-таки просторном павильоне по ул. Ауельбекова, что возле магазина «Рыбацкая лавка», прилавки и витрины на тот момент ломились от изобилия витаминной продукции: яблок, винограда, груш, слив, овощей — картофеля, капусты, а также товаров местных перерабатывающих предприятий — муки, различных круп, молочных изделий. Продавец, уважительно разговаривая с покупателями, предлагала им только что привезенные продукты питания. Бросилось в глаза как две бабульки с мешками в руках рассматривали картофель, выращенный ТОО «СЗЦ «Кокшетау».

— Доченька, набери мне килограммов сто картофеля, — обращаясь к продавщице сказала Куляш Касымова. — Походила по городу, сопоставила цены и пришла к выводу, что у вас самый дешевый картофель.

Она верно подметила. Сегодня на центральном и мини-рынках Кокшетау цены на картофель колеблются в пределах 45-55 тенге за килограмм. Предприятия СЗЦ реализуют его в розницу по 35 и оптом по 30 тенге. Для сравнения, один килограмм болгарского перца на рынке стоит сто, а в павильоне 85 тенге. Лук соответственно 50 и 35, чеснок 400 и 360 и т.д.

ТОО «СЗЦ «Кокшетау», заключив договора с семнадцатью сельхозформированиями, занимающимися переработкой сельхозпродукции, перекрыло, как говорят, кислород, посредникам. Работая напрямую с товаропроизводителями и занимаясь мониторингом цен на рынке, имеет возможность варьировать ими на основные виды продтоваров в пользу покупателей. Действуя на выгодных условиях, партнеры от такого сотрудничества во многом выигрывают. Одни имеют постоянный рынок сбыта своей продукции, которую реализуют по вполне приемлемых для них ценам. И СЗЦ не остается в накладе. Ну, а о потребителях и говорить не приходится. Скажем, подсолнечное мало «Сочинское», производимое одноименным ТОО Атбасарского района реализуется оптовикам по 230 тенге за один литр, в торговых точках СЗЦ покупатели платят по 253, а на крытом рынке — 290-300 тенге.

Большим спросом пользуется и мука, закупаемая социально-заготовительным центром у ТОО «Хоттей». Стоимость одного килограмма первого сорта — 80, второго -75 тенге. На рынке такой товар на несколько порядков дороже.

За четыре года деятельности ТОО «СЗЦ» «Кокшетау» обогатилось опытом, как в плане оказания услуг для сельхозтоваропроизводителей, так и совместной деятельности с местными производителями продовольственных товаров. Важно, что они, местные продовольственные товары, составляют конкуренцию для завозных, все больше заполняют ниши на внутреннем региональном рынке.

Понятно, как везде, не обходится и без проблем. Молодое, хорошо заявившее о себе предприятие, нуждается в укреплении материально-технической базы. Ощущается недостаток торгового оборудования в павильонах и магазинах. Только по этой причине ТОО подчас теряет своих клиентов, не всегда имеет возможность пополнить товарный запас. Остается пока проблемой и хранение выращенной продукции — нет своего овощехранилища.

И все же за четыре года СЗЦ «Кокшетау» сделано очень много по реализации инвестиционного проекта, направленного на реализацию социальных и экономических целей населения региона. Верится, что при мощной поддержке учредителя — АО «НК СПК «Есиль», новое предприятие год за годом будет укреплять свои позиции по расширению самых разных видов услуг.

Иван ПЕРЕРВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также