С экскурсией по залам музея

111-1-3Кокшетау — любимое кочевье хана Абылая. Выдающийся ученый-просветитель Шокан Уалиханов в исследовании, посвященном своему прадеду Абылай-хану, часто упоминая об этом, так прямо и пишет: «Аблай вернулся в Кокшетау, свое любимое кочевье, близ сибирской линии…». Любят своего великого предка и кокшетауцы, гордятся, стремятся быть похожими, называют его именем детей, чествуют, воспевают, увековечивают в граните и на холстах, собирают по крупицам связанные с его жизнью исторические материалы, оформляют экспозиции в музеях.

И сейчас мы с вами отправимся на экскурсию в областной историко-краеведческий музей по одному из залов, названному «Мир Абылай-хана» и открытому специально кЗОО-летнему юбилею выдающегося государственного деятеля, которого история поставила в ряд наиболее авторитетных правителей Центральной Азии XVIII века. Ведет ее старший научный сотрудник Татьяна Маркевич, исследовавшая связанные с его именем исторические документы, свидетельствующиеотом, что именно благодатная земля Кокшетау неразрывно связана с именем Абылай-хана. Здесь долгие годы располагаласьставка великого хана.

В центре зала сам великий хан Абылай, предстающий взору с потрясающегоживописногополотна. Он на возвышении у «каменного трона» — легендарной природной достопримечательности, обращается с воззванием к своим соратникам, вернувшимся из похода. Художник Бахытжан Мырзахметов в своей работе «Великий полководец Абылай» создал образ молодого, мужественного военачальника, с непреклонной волей, как олицетворение свободолюбивого духа народа. Отважный полководец изображен в доспехах с нагрудным отличительным знаком чингизидов, на породистом скакуне, под своим воинским знаменем. Ощущение от увиденного неповторимое — будто чувствуешь присутствие великого хана, его энергетику…

111-3-1— В экспозиции зала представлены реконструкции подлинных предметов, характерных для исторической обстановки эпохи Абылай-хана, — уточняет экскурсовод, — а также уникальные исторические реликвии рода Уалихановых, подлинные предметы казахского быта. Главным знаковым символом традиционной казахской государственности были прикладные металлические печати казахских ханов и султанов. Они изготавливались, в основном, в виде крупных серебряных перстней с изящной вязью арабского текста. Все письма неизменно заканчиваются одной и той же выразительной фразой: «И во удостоверение сего печать мою приложил». В зале экспонируется реконструкция перстня-печати Абылай-хана, рядом — изображение оттиска печати хана. В витринах представлены реконструкции скипетра казахского правителя и изысканно украшенного оружия, а также парадного облачения представителя казахской аристократии, состоящего из головного убора и шапана, многие подлинные предметы воинского и походного снаряжения всадника-сарбаза.

Всматриваясь в экспозиции, невольно проникаешься миром великого хана — то, чем он жил, чему посвящал себя, о чем мечтал. Личность его была очень многогранна. Из духовных пристрастий исследователи отмечают увлеченность игрой на домбре, с которой он не расставался даже в походах.

Вот перед нами — образец древней складной домбры, традиционной для Сары Арки. Такая домбра была и у Абылай-хана. Она состоит из двух частей: корпуса и грифа, которые разбираются и складываются в дорожную сумку.

Примечательно, что изготовил представленную в музее домбру наш земляк, мастер из Кокшетау Серик Сарсен-баев. Здесь мы также узнаем, что известны около двух десятков инструментальныхме-лодий, автором которых считается хан Абылай. Зал музея дает представление о государственной деятельности хана, направленной на сохранение независимости и территориальной целостности казахской земли. Дальновидный и мудрый политик, способствовавший расширению экономических торговых связей с другими странами,   хан Абылай осуществлял независимую внутреннюю и внешнюю политику, устанавливал дипломатические отношения с Россией и Китаем. О чем свидетельствуют представленные копии письма Абылай-хана Цинскому императору Цянь-луну, а также писем представителям российской администрации.

Впечатляет макет мавзолея Ходжи Ахмеда Яссауи, великолепного памятника архитектуры, ставшего усыпальницей влиятельных казахских правителей, в том числе и Абылай-хана. Рядом, в витрине, находится казан из меди, украшенный филигранным восточным узором, изготовленный в г. Туркестане, предположительно в конце XVIII века.

Значительное место в экспозиции отведено знаменитым потомкам Абылай-хана. Посетители музея могут увидеть историческую реликвию — шапан Шынгыса Уалиханова, внука великого Абылай-хана, сына хана Уали, старшего султана Кокшетауского округа. По легенде, вышитый золотом шапан, был подарен Шынгысу Уалиханову царем Александром II в 1855 году в г.Санкт-Петербурге. Еще один уникальный экспонат — шолпы, серебряное украшение для кос, состоящее из трех медальонов и подвесок, инкрустированных бирюзой, принадлежавшие племяннице великого казахского ученого Шокана Уалиханова — Зейникеш (Зейнеп).

Заключительная часть экспозиции зала музея посвящена увековечиванию памяти великого государственного деятеля. Его именем названы проспекты в городах Астане, Алматы, Кокшетау, в его честь воздвигнуты мемориалы и памятники. Исключительна роль хана Абылая в истории, нет более чтимого великого предка, чем он, поэтому свято все, что касается его памяти. Заложенная им идея единства народа воплотилась в жизнь в сегодняшнем Казахстане и потому Абылай сегодня — не просто имя прославленного хана, а символ единства и независимости. Как образно выразился Президент Казахстана Н .А. Назарбаев в своей книге «В потоке истории»: «Единство народной воли было воплощено в Абылай-хане. Подвиги Абылай-хана — объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа».

На экскурсии побывала Александра МЯКОТА.

Фото Айбека ДАНЬЯРОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также