Он писал пассионария

111-3-2Когда читаю об Абылай-хане, то перед глазами возникает художественный образ великого правителя, созданный в 1993 году членом Союза художников РК, профессором Казахской национальной академии искусств им. Жургенова Жумакыном Кайрамбаевым.
Почему среди множества известных творческих работ в моей памяти, прежде всего, всплывает именно он? Не знаю. Наверное, отчасти потому, что мне посчастливилось познакомиться с автором портрета еще во времена студенческие, когда он и его будущая жена — моя сокурсница — учились в Ленинграде. Дружеские отношения мы сохраняем уже четвертое десятилетие, и каждый мой приезд в Алматы начинается с посещения мастерской Жумакына Кожакыновича. И я не только со слов его жены, но и своими глазами могла видеть, как непросто рождается не только картина, но и каждый набросок к ней.

Сегодня произведения признанного художника экспонируются в Казахском государственном музее изобразительного искусства им. А. Кастеева, других музеях, галереях, частных собраниях Казахстана, России, США, Японии, многих европейских стран. Семь значительных полотен находятся в резиденциях Президента Республики Казахстан, среди них — написанный по заказу Союза художников РК портрет матери Нурсултана Назарбаева.

Особую роль в творчестве художника Кайрамбаева играет созданный им образ Абылай-хана.

В 1993 году издательство «Өнер» объявило конкурс на лучший портрет- плакате изображением национального героя. Первое место авторитетная комиссия, в состав которой входили не только художники, но и историки, известные государственные деятели, отдала работе Жумакына Кайрамбаева.

Прижизненных изображений великого хана сохранилось немного. В тот период художнику удалось увидеть копию лишь одного рисунка, сделанного европейским путешественником. Кем именно, сегодня Жумакын Кожакынович не помнит.

— Конечно, было очевидно, что карандашный набросок в свойственной восемнадцатому столетию манере, делал европеец. И Абылай-хану он придал несколько европейские черты лица. Но видно, что рисунок делал профессионал. И, значит, в целом сходство с истинным обликом хана он не мог не передать, — профессионализм любого художника прошлого и современного Жумакын Кайрамбаев всегда ценит очень высоко. — Конечно, я «сделал его казахом».

— Жумакын исходил из того, что чингизиды — представители родовой группы торе — близки между собой не только генетически, но и архетипически, — объясняет его жена. Ольгу Викторовну Жумакын называет своим соавтором. Философ, культуролог — она всегда помогала мужу в поиске образа героев его полотен. И с прессой, чаще всего, приходится общаться ей.

Мне запомнилось, как на открытии своей персональной выставки в Президентском центре культуры художник Кайрамбаев сказал: «Я говорить не люблю. Я лучше писать буду. Это у меня лучше получается».

111-3-3—  Жумакын считает, что портретное сходство не столь важно. Он создает образ. Его мы искали долго. Конечно, можно было пойти этнографическим путем, сконцентрировать внимание на элементах ханского одеяния, интерьера. Но не это главное. Дай, наверняка, воин, полководец не так часто надевал дорогие ханские наряды. Мы много читали, обсуждали, пытались понять, каким был Абылай-хан, какие качества должны быть присущи человеку, который в очень непростые времена сумел сделать так много.

Сохранить целостность казахских земель, одержать победу над сильными противниками, сплотить разобщенный народ. Ум, воля, целеустремленность, любовь к родной земле и к людям, на ней живущим, убежденность в своей правоте и в своих силах, готовность идти на жертвы и ожидание этого других… А ведь это качества, присущие истинному пассионарию, — говорит Ольга Викторовна.

А буквальный перевод слова «пассионарий» — «страстный». Эту глубокую страсть в характере Абылай-хана удалось передать художнику.

Плакаты, сделанные на основе работы Жумакына Кайрамбаева, разошлись миллионными тиражами. Один из них висел в кабинете Нурсултана Назарбаева. И, когда Президент в нелегком для всей страны 1994 году, решил поддержать казахстанских художников, встретиться с ними, то спросил, кто его автор.

— 20 января 1994 года. В Алматы редко бывают такие морозы, как в те дни. Своей мастерской у меня тогда не было. Мы втроем работали в одной комнате старого одноэтажного дома. Помещение не отапливалось, — вспоминает Жумакын Кожакынович. — Нурсултан Абишевич поговорил с каждым, посмотрел работы, многие ему понравились. Лучшей похвалой для нас был искренний интерес Президента. А его слова о роли исторических личностей в становлении независимости Казахстана, о значимости наших работ для воспитания патриотизма, духовности, стали для нас лучшим стимулом работать больше и лучше. Уже тогда Нурсултан Назарбаев говорил о необходимости формирования исторического сознания.

Жумакын Кайрамбаев — автор портретов Ибрая Алтынсарина, Абая, Кенесары, Курмангазы. Образ Абылай-хана он воплотил еще в нескольких работах. Одна из них занимает достойное место во Дворце Независимости. И в каждой своей работе художник Кайрамбаев верен себе.

«Мое творческое кредо можно свести к принципу: «Будь собой! Не борись с собственным менталитетом». Моя культурная наследственность — казахская, по образованию — русская. В согласии с ней я отказываюсь воспевать Абсурд или бороться с ним его же методом — расчленением. Я ищу проблески Света и Гармонии. Мое творчество посвящено Надежде».

Нина МИТЧИНОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также