29 сентября — День машиностроителя

108-4-1Анатолий Томилов: «Нет худа без добра»
Подшипниковый завод — одно из немногих в Степногорске предприятий, состояние дел которого вызывает живой интерес у большинства горожан. И это понятно: с 2450 его работниками связано благополучие их семей, многие социальные инициативы в городе реализуются с участием заводчан, наконец, СПЗ — один из основных налогоплательщиков степногорского региона (за 8 месяцев завод перечислил в бюджет в виде налогов без малого 45 млн. тенге). И приближающийся День машиностроителя — лучший повод поговорить с генеральным директором завода Анатолием Томиловым о том, как сегодня живет одно из крупнейших предприятий города.

По словам Анатолия Ивановича, главная задача предприятия — улучшение качества подшипников — продиктована временем. С одной стороны, в условиях жесткой конкуренции на товарном рынке без обеспечения надежности и долговечности подшипников просто не выжить; с другой, в ситуации снижения объемов производства, что связано с ограниченными возможностями потребительского кошелька, появляется больше времени на создание условий для кропотливой работы над качеством подшипника. Этим и занимались.

Гендиректор напоминает: последний кризис заявил о себе в мире в конце 2008 года и не спешит отступать. И с этого времени на заводе ведется непрерывная работа по оптимизации производства. Так уж сложилось на практике, что на многих предприятиях под оптимизацией подразумевают массовое сокращение работников. На многих — но только не на СПЗ. Здесь оптимизация — это поиск оптимальных форм управления, совершенствование техпроцессов, реструктуризация. Последняя, к примеру, начатая два года назад и продолжающаяся сегодня (в этом году расформировали один цех, убрав промежуточное звено между связанными напрямую друг с другом цехами и сократив штат руководителей) дала заводу большой экономический эффект. Такая оптимизация, подсказанная здравым смыслом, в конечном итоге тоже сработала на улучшение качества продукции.

Работа над улучшением качества продукции, уточняет Анатолий Томилов, главная, но не единственная задача завода. Второе необходимое условие для успешного конкурирования на потребительском рынке — снижение затрат при производстве подшипников и, соответственно, уменьшение их цены. Вот как это выглядит в цифрах. За 8 месяцев от 45 мероприятий по программе снижения затрат получен экономический эффект на 99 млн. тенге. А вот как в примерах. Объединенная энергослужба выполнила взятые на себя обязательства на 349%. Так, одна только реконструкция освещения в кузнечном корпусе с применением натриевых ламп уже дала экономический эффект на 6 млн. тенге. На 232% выполнила собственную программу снижения затрат служба главного механика — от реставрации изно-шенных колонн на кузнечно-штамповочных линиях получен экономический эффект на 7,5 млн. тенге. Служба инструментального производства перешла на изготовление кузнечной оснастки из отработанного материала, получила экономический эффект на 17 млн. тенге.

Основной акцент при реализации инвестиционной программы предприятия сделан на модернизацию технологического оборудования. В частности, переведены на микропроцессоры системы управления двух токарных, 12 шлифовальных станков, двух термопластавтоматов в литейно-механическом цехе. Установлены приборы контроля температуры на автоматических линиях в кузнечно-штамповочном цехе, 10 приборов активного контроля на оборудовании шлифовально-сборочного цеха.

108-4-2Стабильность производственного процесса, работа без срывов и скачков, уход от перепадов в объемах продукции — все это и есть та ритмичность, которая пришла на смену так называемому «то густо, то пусто». Зависит ритмичность, главным образом, от организации производственного процесса — как поставлено дело, как обеспечивается выполнение суточного задания, как, наконец, подготовлены работники.

Сейчас завод не сдает своих позиций по подготовке кадров — профессиональное обучение только в этом году прошли 953 человека, повысили квалификацию на производственно-технических курсах 282 работника.

Сегодня весь завод — единственный в Казахстане и один из немногих в СНГ — учится работать в условиях международного железнодорожного стандарта IRIS. В августе успешно пройден предсертификационный аудит, в ходе которого была одобрена действующая на СПЗ система менеджмента качества. Предприятие готовится к заключительному, сертификационному, аудиту системы менеджмента бизнеса. Применение требований IRIS с использованием признанных в мире методов управления бизнесом позволит заводу обеспечить эффективный контроль всех процессов при производстве подшипников и создать такую систему менеджмента бизнеса, которая даст возможность проводить постоянные улучшения, придавая особое значение предотвращению и снижению числа дефектов в цепи поставок железнодорожной продукции.

В этом году второе дыхание на СПЗ получил начавшийся несколько лет назад проект по производству сферических подшипников. Предприятие наладило выпуск 35 их типов. Но высокая себестоимость в условиях жесткой конкуренции заставила заводчан всерьез задуматься над тем, как снизить затраты при производстве сферы. И опять есть результат: себестоимость новой продукции снижена на 25%. А теперь завод активно готовится к освоению на своей производственной площадке всей сферической группы Московского подшипникового завода, который сворачивает производство. По словам Анатолия Томилова, потребителю не принципиально, где производятся подшипники, — дай ему хорошее качество и приемлемую цену. На СПЗ посчитали, что и эта задача заводу по плечу. Предприятие готовится к освоению еще 30 новых позиций сферички. Проект, по последним подсчетам экономистов завода, рентабельный, даст, как минимум, 29,5 млн. тенге экономического эффекта. Этих показателей достаточно, чтобы уже сейчас браться за дело. Сегодня на заводе готовятся к монтажу вывозимого из Москвы оборудования. Ежемесячное добавление полутора тысяч новых сферических подшипников к уже выпускаемым позволит предприятию, при прежнем количестве работающих в цехе, обеспечить безубыточное сферическое производство.

Как только заговорили о расширении сферички, сразу же по заводу, а следом и по городу, разошлась молва о скором повышении зарплаты работников предприятия (сейчас средняя зарплата на СПЗ составляет 76 543 тенге — это уровень прошлого года). Анатолий Томилов не связывает рост зарплаты напрямую со сферическим производством, но считает этот вопрос актуальным. Зарплата на СПЗ не повышалась уже 2 года, и это не могло не сказаться на кадровой стабильности предприятия. Но увеличение зарплаты, как известно, напрямую связано с ростом производительности труда — это одна из основных задач СПЗ на 2014 год. Завод готовится работать в следующем году хоть и в условиях стабильности (при фиксированных тарифах нетрудно просчитать экономику предприятия и обеспечить ритмичность производства), но и далеко не на уровне своих возможностей: завершить 2013-й планируют выпуском 1 млн. 400 тысяч подшипников, примерно такой же производственный план и на 2014 год. А это значит, оптимистично заканчивает наш разговор Анатолий Томилов, на СПЗ обойдется без потрясений. Ритмичность производства позволит обеспечить выполнение плана. Завод не спешит отказываться от реализации своих социальных проектов. В общем, нет худа без добра…

Виктор МОЛОДОВСКИЙ. г. Степногорск.

Есть восьмитысячный «КамАЗ»!

108-4-3Кокшетауский завод АО «КамАЗ-Инжиниринг» — детище первого крупного и успешного со-вместного казахстанско-российского проекта в сфере машиностроения, а именно сборке большегрузной автомобильной техники. Завтра заводчане будут отмечать свой профессиональный праздник — День машиностроителя — в восьмой раз.

Ежедневно через проходную предприятия проходят 197 постоянных работников, еще 33 с начала лета стали заводчанами на время. На период выполнения крупного государственного оборонного заказа здесь введен двусменный режим работы. Сначала года по настоящее время с конвейера сошли порядка 850 машин различных модификаций.

«К профессиональному празднику мы подошли с неплохими показателями, но основной рост производительности придется на четвертый квартал, — говорит генеральный директор Сергей Кис-тин. — До конца года будет собрано порядка 1350 автомобилей, плановая реализация составляет 950 грузовиков. Думаю, мы успешно выйдем на этот рубеж с этим планом».

Основное производство завода делится на два участка. Первый — основной конвейер, где происходит сборка шасси, второй — участок производства специальных надстроек. Кроме этого по программе освоения выпуска спецтехники имеются тупиковые посты, выделенные в небольшой самостоятельный участок. Здесь происходит монтаж автомобилей для пожарной и коммунальной служб. Обеспечивают бесперебойную работу основных участков вспомогательные производства: цеха полиамидных трубопроводов, столярный, аккумуляторный и слесарно-механический цехи.

— На каждом участке трудятся профессионалы своего дела, — продолжал Сергей Александрович. — Но выделить кого-то не могу, потому как случайных людей здесь нет и быть не может — каждый специалист в своем деле.

Социальная ответственность бизнеса для АО «КамАЗ-Инжиниринг» — не пустой звук. Завод не остается в стороне от любых общественных инициатив, будь-то «Дорога в школу», проведение общественных субботников и т.д. У камазовцев прочные связи с детскими домами области, ручеек спонсорской помощи бежит туда постоянно. Кроме этого, рассматриваются и частные обращения жителей. В этих целях даже создали специальную комиссию по решению вопроса — помогать или не помогать. Чаще всего, просьбы нуждающихся в помощи удовлетворяются. Из общественно-значимых недавних благих дел, числящихся за заводом, -установка монумента памяти воинам Великой Отечественной войны в селе Келлеровка Северо-Казахстанской области.

Есть на заводе первичная профсоюзная организация, работает во благо людей коллективный договор. Работникам предприятия гарантируется неплохой социальный пакет, благодаря чему и хорошему заработку сведена на нет текучесть кадров. Кроме предусмотренных законодательством пунктов, таких, как ежегодный медосмотр, выдача спецодежды и моющих средств, надбавки за вредные условия труда и т.д., работникам предоставляются дополнительные дни к трудовому отпуску, их дети отдыхают в летних лагерях. Путевки стопроцентно оплачиваетзавод.

АО «КамАЗ-Инжиниринг» идет в ногу со временем во всех отношениях. Появление на казахстанском рынке конкурентов заставляет нас искать пути для снижения себестоимости конечного продукта, тем самым делая грузовики конкурентоспособными. Так, на предприятии успешно внедряется система бережливого производства, используемая японской корпорацией «Тойота». Иначе ее называют системой 5S — пять видов различных инструментов, направленных на сокращение потерь и издержек. Эта система позволяет справляться с такими проблемами, какизбытокзапасов, необходимых для текущей деятельности, потери времени на ожидание при транспортировке предметов, потери времени на поиски нужных предметов, потери времени, когда рабочим приходится совершать лишние движения из-за неправильного расположения оборудования и материалов.

— 5S — это часть общей системы бережливого производства, — заключил Сергей Александрович, — которая предусматривает наведение порядка во всем. Проще говоря, чтобы обойтись минимальными ресурсами, нужно знать, чего и сколько у нас есть и где оно находится. И поддерживать этот порядок в оптимальном состоянии.

К чему же сегодня стремится завод, какие первостепенные задачи предстоит решить камазов-цам, чтобы не только оставаться на плаву, но и развиваться, конкурировать с европейскими и китайскими производителями большегрузных автомобилей? Наиважнейший стратегический рубеж для АО «КамАЗ-Инжиниринг» — переход на экологический стандарт Евро-4. В настоящее время технологическая подготовка производства идет полным ходом. Уже с января следующего года все автомобили, сходящие с конвейера завода, будут соответствовать нормам Евро-4. В не очень отдаленной перспективе, а именно в течение 2014 года, должен заработать с полной отдачей заготовительный участок.

— В первую очередь это делается для того, чтобы вовсю раскрутить программу локализации спецтехники, — делился Сергей Александрович, — и осуществлять сборку спецтехники из узлов и агрегатов, изготавливаемых здесь, в Кокшетау.

В текущем году АО «Национальная компания Казахстан-Инжиниринг» отмечает десятилетие со дня основания, автосборочному производству «КамАЗ-Инжинирнг» исполнилось восемь лет. Ко Дню машиностроителя на заводе был собран восьмитысячный по счету грузовик «КамАЗ».

Виктор АКАШИН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также