Дороги — на самоокупаемость

Актуально
В конце июля текущего года Премьер-министром РК Сериком Ахметовым было подписано Постановление Правительства «О Национальном операторе по управлению автомобильными дорогами». О том, с какой целью создана новая республиканская структура, какие перед ней поставлены задачи — наша беседа с первым заместителем председателя АО «ҚазАвтоЖол» Данияром Нурмановым.

— Основные задачи, стоящие перед компанией, заключаются в управлении республиканскими автомобильными дорогами. Это-текущее содержание, организация взимания платы за проезд по платным дорогам (участкам), ремонта, строительства и реконструкции дорог, развитие придорожного сервиса.

В рамках предстоящего реформирования отечественной автодорожной отрасли предстоит внедрение нового подхода к строительству и реконструкции автодорог общего пользования, а также создание правового механизма для практического введения в действие норм, касающихся платности дорог. Высокое качество дорожного полотна, отсутствие пешеходных переходов и многополосность, несмотря на увеличение скоростного режима, обеспечивают безопасность. Другим условием является инфраструктура, наличие санитарных зон, зон отдыха, на создание которых будут вложены средства, поступающие за проезд. И сегодня перед Национальным оператором поуправлениюавто-мобильными дорогами международного и республиканского уровней поставлены стратегические задачи создания транспортной, конкурентоспособной инфраструктуры вавтодорожной отрасли. Впер-спективе компания планирует поэтапное введение системы оплаты на отдельных участках автодорог общей протяженностью 6 121 км. Первенцем стал участок «Астана-Щучинск» автомобильной дороги республиканского значения «Астана-Петропавловск» протяженностью 223 км. Таким образом, впервые в истории автодорожной отрасли Казахстана с 31 мая текущего года была введена плата на автомобильной дороге.

 — Ну  и    каким  оказался   первый  «блин»?

— Делом не простым оказалось нововведение, как это случается очень часто. И это несмотря на то, что Комитетом автомобильных дорог Министерства транспорта и коммуникаций и оператором платных дорог в лице акционерного общества «ҚазАвтоЖол» была проделана большая организационная, информационно-разъяснительная работа. По сей день на пунктах взимания платы дежурят операторы, которые не предусмотрены в штатном расписании компании. Функции по  разъяснению правил  пользования платной дорогой, решения спорных ситуаций возложены не только на операторов, но и на специалистов целого департамента платных дорог и call-center (колл-центра). В целях информационного сопровождения деятельности вновь созданного акционерного общества «ҚазАвтоЖол» разработан и действует веб-сайт. Пользователям платной дороги и посетителям сайта предоставлена возможность получить компетентный ответ на заданный ими вопрос.

Следует отметить особую роль средств массовой информации, при поддержке которых спикеры от компании разъясняют требования по пользованию системой оплаты, информируюто льготных тарифах для проезда по платной дороге на автомобилях местной регистрации, о подготовительных работах к содержанию платной дороги в зимних условиях, рассказывают об использовании устройства безостановочной дистанционной оплаты — транспондера, которые будут предоставляться в аренду.

Куда будут вкладываться собранные средства?

— Это один из часто задаваемых вопросов пользователей платной дороги. Как упоминалось выше, 31 мая т.г. автобан «Астана-Щучинск» переведен на самостоятельное содержание. Ремонт магистрали, знаков и барьерных ограждений, нанесение разметки, очистка от мусора и снега будут осуществляться за счет денежных средств, поступающих за проезд по этой дороге.

В 2013 году для уборки снега, проведения текущего ремонта будут дополнительно закуплены 25 единиц техники. До настоящего времени эту работу выполняли 33 единицы дорожно-эксплуатационной техники. Также планируется установить снегозадерживающие щиты на наиболее задуваемых участках, а в перспективе — посадить лесонасаждения.

Что же касается средств, поступающих за пользование первой казахстанской платной дорогой, то по состоянию на 20 августа 2013 года сумма составила 175 млн. тенге. В условиях полного режима работы ежедневно поступает порядка трех миллионов тенге.

Совсем скоро автомобилисты будут иметь возможность производить оплату арендными транспондерами. Для успешной оплаты с его использованием в первую очередь следует ограничить скорость до 10 км/ч.

Пожалуй, главный вопрос, волнующий почти каждого пользователя платной автодороги «Астана-Щучинск», это — тарифы. Спрашивают, почему в июне были одни тарифы, а в июле — другие. Это действительно так. В течение всего июня, т.е. когда системы взимания платы работали в тестовом режиме, стоимость проезда по этой дороге начислялась по минимальному тарифу. С 1 июля введена полная стоимость проезда. К примеру, проезд для легкового автомобиля, следующего из Астаны в Щучинск, обходится в 200 тенге, тогда как проезд этого же участка для грузового автомобиля, с учетом его класса, обходится в сумму от 1300 до 4200 тенге.

Возникают ли какието недоразумения?

— Водители часто не учитывают пересечения районных зон. Как известно, автодорога «Астана-Щучинск» разделена на пять районных зон. Стоимость проезда зависит не от пройденных километров, как ошибочно предполагают автовладельцы, а от количества пересеченных зон. Сумма к оплате начисляется на выезде. В случае, если автотранспорт проехал всю протяженность участка «Астана-Щучинск», системой будет начислена сумма — 200 тенге. Если же транспортное средство проехало только одну зону, скажем, Шортандинский район, проезд будет оценен в 60 тенге.

Вынужден признать, что на пунктах взимания платы сегодня имеются некоторые проблемы. Большинство из них связаны с несоблюдением простых правил пользования системой (терминалом). К примеру, в колл-центр обратился автовладелец из п. Елизаветинка, что в 35-ти километрах от Астаны. «Вчерашний чек — на 650 тенге, сегодня мне к оплате выставлена сумма в 1300 тенге за один и тот же маршрут», — утверждает он. Однако, как выяснилось в процессе изучения материалов видеофиксации, последняя сумма была выставлена за два проезда, о чем обратившийся гражданин просто забыл.

Система фиксирует все передвижения транспортного средства в зонах, расположенных между пунктами  оплаты проезда,  и,  соответственно,  выставляет общую сумму.

Часть обращений пользователей платной дороги касается искажений в определении класса автотранспорта установленной системой взимания платы. Это — факт, но на то есть множество причин, как объективных, так и субъективных. Такое случается при наличии верхнего багажника у транспортного средства, загруженности его габаритными предметами, при превышении определенного параметра или длины, несоблюдении дистанции на одной полосе и т.д. Так как система ведет лазерную классификацию, она может выдать иную тарифную сетку. Именно это и называют «некорректной оценкой стоимости проезда».

Пользующихся платной автодорогой возмущают также заторы у шлагбаумов при въезде и выезде в пункт взимания платы. Но одна из самых распространенных причин, способствующих их образованию — неподготовленность самих автовладельцев к внесению оплаты. Вместо положенных 15-30 секунд они занимают систему на 1,5 — 2 минуты. Правда, последние наблюдения говорят о некотором выравнивании положения дел. На случай возникновения заторов на пункте приема платы установлен знак «500 м». Это означает, что при превышении этой протяженности осуществляется открытие шлагбаумов, а счета направляются по адресу регистрации транспортного средства.

Проведенный анализ обращений граждан подтверждает, что не каждому из них ясно из чего складывается сумма оплаты. К примеру, владелец легкового автомобиля из п. Шортанды съездил в Макинск, вернулся назад. К оплате системой выставляется сумма — 320 тенге. «Как и почему?» — возмущается владелец автотранспортного средства. В таких случаях последний приглашается к компьютеру для наглядного ознакомления с маршрутом своих поездок, временем пересечения границ районных зон с точностью до минут.

Владельцев большегрузов, радует то, что до 11,5 тонны увеличена допустимая нагрузка на ось для грузового автотранспорта, следующего по автодороге «Астана-Щучинск». Повышение показателя допустимой нагрузки позволит перевозчикам увеличить объем перевозимых грузов без предъявления дополнительной платы или каких-либо штрафов.

Закон РК«0 внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам реформирования автодорожной отрасли», подписанный Президентом РК в июле текущего года, направлен также на повышение эффективности системы управления автодорожной отраслью, на создание новой мобильной, эффективной модели содержания, строительства и реконструкции республиканских автомобильных дорог.

Вопросы задавал Александр ДОЛГОВ.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также