Чтобы любить свою страну — Акмолинская область. Новости. Информационный портал газеты "Акмолинская правда"

Чтобы любить свою страну

75-4-1История - не только исследование ученых, тщательно изучающих источники, корпящих над архивами, анализирующих результаты раскопок, памятники материальной и духовной культуры эпохи.
История - это еще и воспоминания современников, дневники, письма, очерки пережитого. Когда-то Герцен пронзительно писал: «Письма - больше, чем воспоминания, на них запеклась кровь событий».
Иногда «живая история» создается «для вечности», рассчитана на публикацию, определенный политический эффект. Но всегда ценнее такая «живая история», которая предназначена не для печати, а для детей и родственников, история, которая должна остаться в семье. Она менее нарочита и несравненно более правдива.

Это действительно живые и подлинные картины навсегда ушедшего в прошлое, «мгновенные фотографии тогдашнего состояния», которое нам негоже забывать, если хотим оставаться людьми. Мы выросли не на пустом месте, нет, не дикими варварами были наши предки - кочевники. Часто вспоминается герой айтматовского романа «И дольше века длится день», Абуталип. Побывав в плену, освобожденный союзниками, проехавший пол-Европы, учитель рассказывал на своих уроках живую историю - «...кто много видел, мало плачет». Предчувствуя скорую расправу, ночами писал воспоминания, стараясь сохраниться в детях, которые вырастут и поймут многое об отце. За эти записи он расплатился жизнью.

Сильные человеческие переживания, чувства, впечатления могут быть для историков действительной находкой, неким документом эпохи, оставленным для потомков. Возврата в авторитарное и тоталитарное прошлое не будет, если мы, «просветленные и продвинутые», поймем, что наши отцы и деды никогда не смогут вычеркнуть из жизни трагизм века - волкодава, и осознаем, что проблема в том, что невозможно вычеркнуть из их жизни брежневский «застой», горбачевскую перестройку, сталинский удар по деревне. Распад СССР породил временное безразличие к истории, вернее, к ее осмыслению, слишком многое открылось лавиной сенсационных разоблачений, а людям надо было выживать в новой реальности.

Сегодня, по прошествии 20-ти лет суверенной истории, пришло четкое осознание в социуме: чтобы любить свою страну, надо знать ее историю. Но призыв «знать историю» предполагает, что надо не только помнить определенные факты из прошлого, яркие события, но и активизировать эти знания, формировать историческое сознание, историческое мышление казахстанской нации. Знать не только политическую историю, которая хорошо знакома большинству, но и историю искусства, права, науки, социальную историю, философские и религиозные сведения о прошлом. Сегодня надо пропагандировать (этот глагол весьма избитый, но без него не обойтись) базовые исторические факты казахстанской истории, ведь в знаниях по истории выражается уровень правового сознания. Оно должно быть высоким. Казахстанцы, к примеру, среди самых важных разделов ныне действующей Конституции РК, сразу называют второй, посвященный гражданским правам человека (на протяжении последних 3-х лет накануне Дня Конституции мы проводим массовый опрос на улицах Кокшетау, респондентами выступают обычные прохожие).

Мы задаем вопросы по истории, на которых на самом деле проверяются ценности: «Если вы считаете, что РК преуспела в новейшей истории, то благодаря чему?». И люди называют: равенство возможностей, толерантность, быстрый темп развития инновационной экономики.

Не обремененные чувством исторической вины, молодые сегодня наделены сознанием исторической миссии Казахстана в Центрально-Азиатском регионе, в них нет боязни старшего поколения, унаследовавшего генетический страх советского человека перед силой власти. Молодежь свободна по-настоящему, ведь извлекая из опыта старших самое ценное, она выросла уже непоротым поколением. Самые яркие события недавнего прошлого для них - крушение СССР и 11 сентября 2001 года. Это в мировом масштабе. Что касается казахстанской истории, то молодые называют среди ключевых моментов современной истории РК перенос столицы в Астану и плюрализм, ставший реальностью.

Разумеется, точечные сведения о знаниях истории, содержащиеся в материалах опросов, не позволяют делать глобальных выводов, но основания для оптимизма находятся. Главное, чтобы всплеск нынешнего интереса к истории был глубоко мотивирован, чтобы мы не стали народом с ослабленной исторической памятью, как манкурты, ничего не помнящие. Тем более, что совсем недавно произошла смена не столетия даже, атысячелетия.

Алия АХЕТОВА,

член научно-аналитического центра ААНК.

GD Star Rating
loading...
GD Star Rating
loading...

!!! Все комментарии проходят предварительную модерацию администратором сайта. Комментарии, содержащие ненормативную лексику или оскорбительные выражения, редактируются или не публикуются, по усмотрению модератора. !!!

Добавить комментарий

Другие статьи по этой теме

Балаби и современность История казахской духовной мысли содержит в себе немало тайн, раскрывать которые представляется высоким долгом тем, кто приходит после. На священных б...
Малик Габдуллин. Этапы становления национального героя... Перелистывая страницы  истории Более 20 лет сотрудники музея Героя Советского Союза, ученого, академика, писателя, общественного деятеля Малика Габду...
По следам летней археологической экспедиции... Держу в руках небольшую округлую керамическую чашу бронзового века с культовыми рисунками, изображающими солнце, которому здесь поклонялись еще до н...
О двух Героях-земляках Казахстан участвовал в Великой Отечественной войне как часть единой страны, население республики восприняло войну как общую беду, ее сыновья и дочери ...
Древний Казахстан Период неолита V-III тыс. лет до н. э. Период истории Древнего Казахстана непосредственно связан с эпохой неолита V-III тыс. до н. э. Это время расцв...