Главный педсовет года

Образование
Как мы уже сообщали, в понедельник в Кокшетау состоялось августовское совещание работников образования области, в котором принял участие глава региона Косман Айтмухаметов.
Подвести итоги минувшего учебного года, обозначить задачи на нынешний, поделиться опытом работы на главный педсовет года собрались заместители акимов районов и городов, руководители отделов образования, общеобразовательных школ, колледжей и дошкольных организаций, учителя, методисты, воспитатели, ветераны педагогического труда, представители НПО и родительской общественности — те, от кого зависит качественное образование и воспитание подрастающего поколения, являющееся приоритетом государственной политики Казахстана.
Именно этому и был посвящен основной доклад, с которым выступила и.о. руководителя областного управления образования Балым Избасарова.

В системе образования области действуют 1319 организаций, в которых трудятся 23 тысячи педагогических работников, воспитываются и обучаются более 160 тысяч детей.

Неплохих результатов добились в регионе в плане реализации программы «Балапан». За 3,5 года ее действия в области создано 237 дошкольных организаций, что позволило довести охват детей в возрасте оттрехдо шести лет до 84,6%, от года до шести лет — до 55%, что значительно превышает средние республиканские показатели. Достаточное внимание уделяется развитию государственно-частного партнерства: по сравнению с 2010 годом количество частных детских садов и мини-центров увеличилось в шесть раз и равняется 31. Однако все они открыты в основном в г. Кокшетау, Целиноградском и Бурабайском районах. По одной частной дошкольной организации создано в Аккольском, Атбасарском, Егиндыкольском, Есильском и Зерендинском районах, в остальных же государственно-частное партнерство в сфере дошкольного воспитания не развивается. А между тем из республиканского бюджета выделяются значительные средства на размещение государственного заказа на созданные места в дошкольных организациях разных форм собственности. В 2013 году сумма трансфертов составляет 2 млрд. 337 млн. тенге. Сегодня в области функционирует 491 дошкольная организация, которые посещают 28842 ребенка. Однако очередность в дошкольные организации составляет почти 13 тыс. человек. А это значит, что на местах должны активизировать работу по возврату и восстановлению зданий бывших детских садов, развитию государственно-частного партнерства, перевода мини-центров на режим полного дня.

Одним из главных вопросов интеграции в мировое образовательное пространство является переход на 12-летнюю модель обучения. Это в своем выступлении перед акмолинцами как одну из важных задач обозначил и заместитель председателя Комитета науки МОН РК Ербол Сулейменов. Как сообщила Балым Избасарова, разработаны карты профильного обучения в целом по области, и в каждом районе, определена потребность в строительстве профильных школ — 8 на 4500 мест, причем 6 из них с интернатами на 1200 мест. Всего же в режиме школ с профильным обучением будут работать 102 СШ области.

Особенно тщательному анализу на совещании и последующих секционных заседаниях подверглись итоги Единого национального тестирования 2013 года. Не вдаваясь в подробности («АП» уже писала об этом), напомним, что в нынешнем году большинство основных показателей ЕНТ по области оказались ниже, чем в 2012 году: доля участия выпускников в ЕНТ, средний балл, процент подтвердивших отличные оценки (20,2). Кстати, сегодня критерий подтверждения должен быть не ниже 70%. Не преодолели пороговый уровень для поступления в вузы 1336 учащихся, что составляет 39,9% (2012 г. — 36,2%), в 15 школах суммарный средний балл не достиг 50. Особое внимание на это обратил в своем выступлении и аким области Косман Айтмухаметов — уполномоченные государственные органы, акимы районов и городов обязаны организовать жесткий контроль за обеспечением занятости и трудоустройства выпускников школ, в т.ч. оказания им содействия в получении технического и профессионального образования в рамках государственного образовательного заказа и программы «Дорожная карта занятости — 2020».

Тщательный анализ результатов ЕНТ- 2013 показал, что снижение общего среднего балла (по пяти предметам) ЕНТ стало следствием снижения среднего балла по дисциплинам по выбору, а это значит, что подготовка выпускников по таким предметам, как физика, химия, биология и т.д., является недостаточной, как и профориентационная работа среди старшеклассников.

Особенностью нашей области является большая доля малокомплектных школ (82%). Недостаточное качество образовательных услуг прямо связано с результатами их работы (совмещенные классы, отсутствие квалифицированных кадров, слабая материально-техническая база).

В целях повышения качества обучения и воспитания в таких школах для них создаются ресурсные центры на базе полнокомплектных школ. В настоящее время действует шесть таких центров, с началом учебного года будут открыты еще три, а к 2015 году их станет 17.

Однако важнейшее направление работы — реструктуризация сети малокомплектных школ: до 2015 года планируется реорганизовать 78 школ, а с 2016 до 2020 года — еще 49. Таким образом более четырех тыс. школьников получат возможность обучаться в условиях, обеспечивающих качественное образование. Эта ответственная работа за райгоракиматами и соответствующими отделами образования, особенно в плане разъяснительной работы с родителями и общественностью.

— Мы должны посмотреть на качество труда педагога и качество образования в другой плоскости, — сказала в своем докладе Балым Избасарова. — Помогает ли школа развитию главных человеческих качеств, развивают ли у ребенка способность выбрать образовательный маршрут, умение выбрать профессию, соответствующую своим ресурсам и способностям, к выстраиванию собственной жизни. Насколько он понимает, что жизнь — это результат его личных усилий. Насколько он готов справиться с трудностями. Понимает ли он жизнь: как работу, как творчество, как решение жизненных проблем. Вот таким развитием ребенка мы должны заниматься вместе…

По поручению Главы государства в стране внедряется триединство языков в обучении. С первого сентября 2013 года изучение английского в школах начнется с первого класса. Но приоритеты, естественно, отдаются государственному языку. Особое внимание будет уделяться повышению профессионального мастерства педагогов, ведущих обучение казахскому языку. Ведь к 2020 году необходимо достичь 100 %-ного владения государственным языком всеми выпускниками школ.

Предстоит большая работа по укреплению материально-технической базы организаций образования; оснащению школ кабинетами новой модификации (областной показатель ниже республиканского); внедрению системы электронного обучения. Пока не во всех регионах решается вопрос обеспечения учебниками за счет бюджетов районов и городов.

По охвату молодежи техническим и профессиональным образованием область входит в ведущую пятерку в стране (20,2%). В организациях ТиПО успешно внедряют элементы дуального обучения. По итогам минувшего учебного года 97,4 % выпускников, участвовавших во внешней оценке уровня профессиональной подготовленности и присвоении квалификации, сертифицированы.

— Развитие системы образования в нашей области рассматривается как один из главных приоритетов социально-экономической политики, — сказал, подводя итоги совещания, аким области Косман Айтмухаметов. — В республиканском рейтинге по динамике социально-экономического развития, который проводится по 47 показателям, наша область по итогам 2012 года занимает 6 место в стране. 4 из 47 показателей характеризуют динамику развития образования, которая также является положительной. Однако нас не может удовлетворять 11-е место по доле выпускников школ, поступивших в ВУЗы по государственному образовательном гранту, что свидетельствует об их недостаточной конкурентоспособности .

По поручению главы региона управлением образования совместно с акимами районов и городов разработаны планы повышения качества образования в школах области. При проведении объективного анализа причин низких результатов работы школ следует определиться с соответствием имеющихся высоких категорий педагогов к уровню подготовки их выпускников, принимавших участие в ЕНТ. Было предложено ввести в состав всех аттестационных комиссий депутатов маслихатов, представителей партии «Hyp Отан», как в качестве их членов, так и в качестве наблюдателей.

За последние шесть лет в регионе сменилось 86 руководителей образования. Озвучив эту цифру, говорящую о нестабильности кадрового состава управленцев, специалистов райгоротделов образования, Косман Айтмухаметов поручил акимам навести порядок в этом вопросе.

Глава региона отметил, что за последние 10 лет расходы на образование выросли почти в 7 раз и составляют в 2013 году около 48 млрд. тенге, т.е. 33,4% бюджета области. В нынешнем году планируется завершить строительство и ввести в эксплуатацию 15 объектов образования, из них 7 школ проектной мощностью 3 380 мест и 2 пристройки к школам, кроме того, 6 детских садов на 1 540 мест. Продолжается и будет завершено в 2014 году строительство еще 10 объектов образования.

На перспективу планируется построить более 250 объектов образования: детские сады и школы, учебно-воспитательные комплексы по типу «школа — детский сад», организации дополнительного образования, в т.ч. областной дворец школьников. Для обеспечения доступности сельской молодежи к техническому и профессиональному образованию будут построены 4 колледжа и 8 общежитий на 1600 мест.

Значительные средства выделяются на проведение капитального ремонта объектов образования. В 2013 году на эти цели для 48 объектов выделено более 1,7 млрд. тенге.

Завершающим аккордом совещания стала церемония награждения ряда работников образования области по итогам 2012-2013 учебного года.

Нагрудного знака «Почетный работник образования РК» удостоены Айжан Оспанова — преподаватель колледжа культуры им. Ақан cepi, Надежда Кузьменко — заместитель директора Никольской СШ Буландынского района.

Заместителю директора Урюпинского детского дома Балсаре Бапановой, учителю МШГ «Мирас» Бурабайского района Сабире Сагымбаевой, мастеру производственного обучения колледжа туризма и сервисной индустрии Жаныл Шариповой вручены нагрудные знаки «Ыбырай Алтынсарин». Большая группа акмолинских педагогов награждена почетными грамотами и благодарственными письмами акима области и МОН РК.

Победителем областного конкурса «Лучшая организация среднего образования» с вручением сертификата на 14 928 000 тенге названа Кокшетауская школа-гимназия №3им. М. Габдуллина.

Валентина ТЕПЛЯКОВА.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Читайте также